Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания по теме «Причастный оборот».
Задачи:
- Образовательные: дать понятие причастного оборота, определяемого и зависимого слов, выстроить алгоритм действий при постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом, находить оборот в тексте, уметь исправлять ошибки в построении оборота.
- Развивающие: способствовать формированию и развитию логического мышления, умения анализировать информацию и доказывать правильность своих суждений и выводов.
- Воспитательные: формирование культуры общения, умения мыслить самостоятельно и независимо, способствование развитию интереса и любви к русскому языку.
Ключевые слова: причастие, причастный оборот, определяемое слово, зависимое слово, речевая и грамматическая ошибки.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, школьная доска, учебник, цветные вырезки (демонстрационный материал), раздаточный материал (карточки для домашней работы).
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, постановка цели и задачи урока
- Обобщение и систематизация знаний
- Воспроизведение знаний на новом уровне
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, подведение итогов
- Выставление оценок
- Домашнее задание
Методы контроля учебной деятельности: устный и письменный, индивидуальный, групповой.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие на этом замечательном паровозике (бумажные вырезки в виде паровоза прикреплены к стенду). Мы расскажем о том, какие есть способы сделать свою речь более красивой и грамотной. А что помогает нам говорить правильно?
Дети высказывают свои предположения, учитель останавливается на ответе о книгах.
II. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, постановка цели и задач урока
- Первая станция нашего маршрута - это станция «Практическая» (слайд 1). На слайде перед вами даны предложения, вам необходимо их немного перефразировать, чтобы избежать неоправданного речевого повтора (слайд 2).
Учащиеся высказывают свои варианты, далее производится проверка сказанного (слайд 3, 4, 5)
- Молодцы! Давайте определим цель нашего занятия!
(Дети: обобщить и закрепить знания о причастном обороте).
- Каковы наши задачи для достижения поставленной цели?
(Дети: рассказать, как мы отличаем одиночное причастие и причастный оборот, определить порядок действий при работе с причастным оборотом, дать определения понятиям)
- Какова тема урока?
(дети формулируют тему) (далее - слайд 6)
III. Обобщение и систематизация знаний
- Скажите, как называют людей, профессиональной деятельностью которых является исправление ошибок, в том числе речевых и грамматических?
(Дети: редактор)
- Всё верно! Мы прибываем на станцию «Редакторская» (слайд 7).
На данной станции нам необходимо обратиться к заданию учебника и выборочно выполнить упражнение 91.
(далее учитель предлагает одному из учеников прочитать задание, вызывает его к доске и просит выполнить синтаксический разбор предложения 3 из упражнения. После этого еще двое учащихся редактируют по заданию предложения 2 и 5).
По ходу выполнения задания учащиеся графически обозначают в предложениях определяемое слово и причастный оборот.
Физкультминутка (слайд 8)
Учитель предлагает учащимся размять руки и показывает, какие движения необходимо делать, потирая ладони, выгибая пальцы, сомкнутые в замок и слегка массируя ладони (Выполним движения согревающие, разминающие, расслабляющие).
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне
- Мы приблизились к конечной станции
Станция «Теоретическая» (слайд 9).
- Перед вами паровоз, который символизирует причастный оборот, и слова, размещённые на стенде не по порядку. Ваша задача: понять, где определяемое слово (по замыслу учителя - это первый вагон паровоза, остальные вагоны - причастный оборот), а где причастие с зависимыми словами. Паровоз отправится в депо только в случае правильного распределения слов в представленной конструкции. Готовое сочетание мы размещаем в предложении (слайд 10).
Ученики поднимают руки, учитель приглашает одного из них, учащийся с помощью магнитов прикрепляет слова к магнитам, не забывая указать, что первый вагон можно поставить в конец, и тогда пунктуация при причастном обороте изменится. По мере выполнения производится демонстрация предложения (слайды 11, 12)
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, подведение итогов
Учитель просит учащихся вспомнить, над чем они работали и какие ошибки были допущены, предлагает учащимся рассказать, как теперь они будут предостерегать себя от повторного допуска ошибок, а также учащимся предлагается охарактеризовать свою работу на уроке. Далее они формулируют понятие причастного оборота и воспроизводят алгоритм действий для правильной постановки знаков препинания. Делается вывод о том, что задачи урока выполнены и цель достигнута.
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
В качестве домашнего задания, выданного на карточках, учащимся необходимо найти в произведениях художественной литературы 3 предложения с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, и 3 предложения, где причастный оборот будет стоять после определяемого слова. Это задание на «5». На «4» - то же, но по 2 предложения на каждый случай (слайд 13).
Список литературы
- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. - Аксёнова Л.А. - М.: Экзамен, 2021. - 176 с.