Технологическая карта урока "Виды теплопередачи". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: Теплопередача


1

Предмет

физика

2

Класс

8

3

Базовый учебник

Перышкин А.В.

4

Тема урока

Виды теплопередачи

5

Тип урока

Изучение нового материала

6

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные:

  • формировать умение использовать понятие «агрегатное состояние вещества, тепловое движение атомов и молекул, температура, внутренняя энергия, совершение работы, теплопередача»;
  • формировать умение различать явления теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение);
  • распознавать проявление изученных физический явлений в окружающем мире (излучение Солнца, морские бризы), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) явлений;
  • объяснять различную теплопроводность веществ в различных агрегатных состояниях, в том числе и в контексте ситуаций практико­ориентированного характера: выявлять причинно­следственные связи между особенностями теплопередачи в веществах в различных агрегатных состояниях и строением вещества, строить объяснение из 1-2 логических шагов с опорой на 1-2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
  • проводить опыты по наблюдению скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета излучающей (поглощающей) поверхности: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
  • выполнять прямые измерения температуры;
  • распознавать простые технические устройства по схематичным рисункам (термос)
  • теплопередачи в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приобретение опыта простых экспериментальных исследований;
  • создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
  • при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.

Метапредметные:

Познавательные УУД, базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
  • выявлять причинно­следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

Познавательные УУД, базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Познавательные УУД, работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
  • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Коммуникативные и регулятивные УУД:

  • задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
  • публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
  • выявлять проблемы в учебных ситуациях;
  • самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.
  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  • ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
  • овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;
  • Формирование монологической и диалогической речи;
  • формирование умений работать в группе.

Личностные:

  • формирование целостного научного мировоззрения;
  • воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
  • формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
  • мотивация образовательной деятельности;
  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

7

Метапредметные связи

Биология, география, энергосбережение

8

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

Интерактивная доска, https://trizway.com/art/presentation/urok-interview-fizika-8-klass.html,

9

Материалы и оборудование

  • учебник, черновик сравнительной таблицы (с заполненной частью, как результат выполнения д.з.)
  • текст «Новороссийская бора» (один на парту)
  • заготовки для построения графика температуры (на каждого)
  • оборудование демонстрационное: опыт по различной теплопроводности различных металлов; опыт по демонстрации конвекции в жидкости; демонстрация излучения как способа изменения внутренней энергии газа
  • оборудование экспериментальное (калориметр в сборе+ термометр + горячая вода + секундомер; внутренний стакан от калориметра + термометр + горячая вода + секундомер)

10

Список используемой литературы

Учебник А.В.Перышкин, «Физика 8 класс», издательство «Дрофа»
https://trizway.com/art/presentation/urok-interview-fizika-8-klass.html , видео

11

Дз на текущий урок

1 группа: Параграф 3, вопросы после параграфа устно; вопрос №3 стр.11 - письменно (три примера); параграф 4 - заполнить свою часть сравнительной таблицы «Виды теплопередачи»
2 группа: Параграф 3, вопросы после параграфа устно; вопрос №3 стр.11 - письменно (три примера); параграф 5 - заполнить свою часть сравнительной таблицы «Виды теплопередачи»
3 группа: Параграф 3, вопросы после параграфа устно; вопрос №3 стр.11 - письменно (три примера); параграф 6 - заполнить свою часть сравнительной таблицы «Виды теплопередачи»

12

Д.з. на следующий урок

Параграфы 4-6, заполнить сравнительную таблицу «Виды теплопередачи» (см. приложение); по материалам учебника «Это любопытно» на стр. 20-21 нарисовать в тетради схему устройства термоса с описанием его составных частей.