Аксиома параллельных прямых

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: Параллельные прямые


Урок изучения нового материала, технология «Смысловое чтение».

Цель: познакомиться с аксиомой параллельных прямых и ее следствиями.

Задачи:

  • расширить знания об истории геометрии, сформировать представление об аксиомах геометрии, формировать навыки решения задач на применение аксиомы и ее следствий;
  • развивать умения вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, анализировать, доказывать, строить, исследовать, делать выводы;
  • развивать самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки.

Методы: осмысление, эвристическая беседа, рефлексия.

Оборудование:

  • школьная доска, магниты;
  • листы бумаги, маркеры;
  • проектор, компьютер/интерактивная панель:
  • учебник «Геометрия 7-9», авторы: А.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.М.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, год издания 2014 и позже.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем не только изучать математику, но и повторять историю.

- Записываем тему урока «Аксиома параллельных прямых».

- Вам понятны записанные слова?

I этап. «Ориентиры предвосхищения»

Учитель. До чтения текста прочитайте вопросы, записанные в таблице, и напротив каждого поставьте «+» - верю, «-» - не верю.

Таблица № 1.

До чтения текста

Верите ли вы, что…

После чтения текста

первые геометрические правила были сформулированы еще в ХVII веке до н.э.?

не для всех утверждений требуются логические доказательства?

вся геометрия строится на основе нескольких исходных положений (основных сведений) о свойствах геометрических фигур?

геометрия, изучаемая в школе, называется евклидовой?

существуют и другие геометрии?

II этап. Чтение текста про себя с пометками, прием «Инсерт»

Учитель.

  • Прочитайте текст п. 27 на стр. 57-58, п. 28 на стр. 59-60.

Читая, делайте пометки в тексте:

  • V - уже знал;
  • + - новое;
  • - - думал иначе;
  • ? - не понял, есть вопросы.

После чтения поработайте с таблицей № 1 еще раз.

Если ответ изменился, то объясните, почему это произошло (работа в парах).

Читая, второй раз, заполните таблицу № 2, выписывая ключевые слова.

Таблица № 2

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

III этап. Работа с текстом после чтения

Коллективное обсуждение результатов, ответы на возникшие вопросы.

Учитель после обсуждения.

  1. Итак. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  2. Всегда ли через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной?

Задача 1. Через точку А, не лежащую на прямой m, провести прямую, параллельную прямой m.

Построение

  1. Провести через точку А прямую k так, что k m.
  2. Провести через точку А прямую n так, что n k.

Доказательство
По построению 1 = 2 = 90°.

Т.к. эти углы, накрест лежащие, при прямых m и n и секущей k, то m || n.

Учитель. Итак, через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной.

- Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку, не лежащую на данной прямой? (Одну)

- Сформулируйте аксиому параллельных прямых.

(Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной).

- Как по-другому называют аксиому параллельных прямых? (Пятый постулат).

Задача 2. Сколько прямых, параллельных стороне АВ треугольника АВС, можно провести через вершину С?

Ответ: одну.

Задача 3. Через точку А, не лежащую на прямой р, проведены четыре прямую. Сколько из этих прямых пересекает прямую р? Рассмотрите все возможные случаи.

1 случай

Ответ: 4 прямые пересекают прямую p.

2 случай

Ответ: 3 прямые пересекают прямую n || p.

Задача 4. Прямая, параллельна стороне АВ треугольника АВС. Докажите, что прямые ВС и АС пересекают прямую.

Учитель. Сформулируйте следствия аксиомы параллельных прямых.

(Следствие 1. Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую).

(Следствие 2. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны).

- Как называется метод доказательства? (Доказательство от противного).

Домашнее задание

  1. Прочитайте п. 27, п. 28.
  2. Объясните, какие утверждения называются аксиомами.
  3. Докажите, что через данную точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной.
  4. Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
  5. Ответьте на вопрос № 198.

Творческое задание: дополнительные сведения о развитии геометрии (п. 2 на стр. 341-344).

Рефлексия

5 постулат - каковы ваши ассоциации?

(Составление Кластера)