Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика


В настоящее время большинство мам столкнулись с проблемой «слабых пальцев» у своих малышей. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем он быстрее заговорит, а значит, активнее будут развиваться его внимание, мышление, воображение, зрительная память, пространственная ориентация. В конечном итоге малыш лучше и быстрее подготовиться к школе. Но на сегодняшний момент, когда дети приходят в детский сад, то у многих детей отмечается общее моторное отставание.

Задержка моторного развития уже не редкость: дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и другими навыками самообслуживания и как следствие - адаптационные проблемы в детском саду.

В раннем возрасте рука малыша физиологически несовершенна и находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Поэтому, так важно с самого раннего возраста развивать общую и мелкую моторики ребенка.

Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия.

Зачем необходимо развивать мелкую моторику у ребенка?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, и развивая её вы развиваете память, внимание, зрение и восприятие ребенка.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. При формировании навыков мелкой моторики, вы формируете его речь, почерк ребенка, скорость реакции, и проч.
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
  • Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Для младшего дошкольного возраста характерно высокая интенсивность физического и психического развития. У ребенка не только повышается активность, но и усиливается ее целенаправленность; движения ребенка (в том числе и моторика руки) становятся более разнообразными и координированными.

К 1,5 -3 лет у ребенка происходят существенные изменения в характере и содержании его деятельности, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Ребенок становится более любознательным. Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Монтессори говорил, что с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Поэтому для ребенка так важны упражнения и занятия, в которых участвуют его маленькие пальчики. Упражнения и занятия должны проводиться как в детском саду, так и дома.

Игры и упражнения для тренировки мелкой моторики

  • Домашняя песочница. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Игры-шнуровки. Задача - прошнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю.
  • Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно - с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор - мало!).
  • Делаем бусы! Неважно - из чего. Используйте, что есть под рукой - сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку - весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов.
  • Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.
  • Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша - засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
  • Занимаемся лепкой. Какой материал использовать - не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто - все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша - пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты - там используются вредные краски.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача - выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам - улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина - тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит - на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.