Роль игровых технологий в музыкальном воспитании обучающихся младших классов детской школы искусств

Разделы: Музыка, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: игровые технологии


В работе с младшими классами детских школ искусств игровые технологии прекрасно интегрируются в любые занятия, предоставляя преподавателям широкий простор для творчества. Поэтому при организации музыкального воспитания детей следует стремиться к использованию игровых технологий на большинстве уроков, если не на каждом, чтобы каждое занятие превращалось в увлекательную игру.

Знание и учет возрастных особенностей учеников младших классов позволяют эффективно организовать учебно-воспитательную работу в хоровом классе. Руководитель младшего хора детской школы искусств должен учитывать эти особенности при работе с детьми.

Основной деятельностью для детей становится учение, а важнейшей задачей - приобретение знаний. Учение - это серьёзный труд, требующий волевых усилий, дисциплины и организованности. Оно включает в себя приобретение новых умений и навыков, накопление информации о мире и получение жизненного опыта. Однако у младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учебе. Они часто не понимают, зачем нужно учиться, поэтому важна роль учителя в направлении детей, привитии им любви к занятиям и объяснении важности учения.

Вскоре после начала обучения в детской школе искусств дети осознают, что учение - это труд, требующий самоограничений, волевых усилий, интеллектуальной активности и концентрации. Столкнувшись с непривычной нагрузкой, дети могут испытывать разочарование и негативное отношение к занятиям. Чтобы избежать этого, педагог должен внушить ученикам, что хотя учение - трудная и серьёзная работа, оно также интересно, открывает много нового и полезного. Эти слова должны подкрепляться организацией уроков, чтобы интерес к учебному процессу постепенно перерос в интерес к приобретению знаний.

Интерес к результатам труда может возникнуть через игровые технологии на уроке. Важно поддерживать интерес похвалой и одобрением, подчеркивая каждый, даже самый небольшой успех ученика. Младшие школьники испытывают чувство гордости и подъем сил, когда преподаватель отмечает их достижения.

Между учеником и учителем складываются особый тип взаимоотношений. Преподаватель является официальным носителем общественных требований к ребенку. Также успехи в учебе, оценка учителя, и совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений ребенка со сверстниками.

На начальном этапе обучения в детской школе искусств ребенок проявляет большую любознательность, направленную на исследование окружающего мира и формирование своей картины реальности. В процессе игры он экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и развивает специальные психические и психофизические навыки, необходимые для учебной деятельности, такой как чтение, рисование, письмо и т.д. Учебная деятельность на начальных этапах музыкального образования способствует развитию психических процессов, связанных с восприятием и осознанием окружающего мира. У учеников младших классов наблюдается яркое и острое восприятие, они с живым любопытством воспринимают окружающую среду.

В процессе игры активируются различные виды памяти: механическая, зрительная, ассоциативная и другие. Всё это происходит не по принуждению преподавателя, а в ответ на требования игровой ситуации. Учебная игра является творческим воспроизведением конкретной человеческой деятельности, происходящим на личностном уровне с элементами новизны, полезности и значимости, при условии самостоятельности, соревнования или соперничества. Игра, используемая на занятиях, выступает как комплексный носитель информации.

От того, как организовано обучение на первом этапе, зависит и дальнейшее освоение предмета, поэтому необходимо подчеркнуть важность начального этапа.

В этом возрасте у детей часто наблюдается высокая самооценка. Они не воспринимают общие замечания и указания преподавателя, пока к ним не обратятся лично. Требования к занятиям в хоровом классе следует вводить постепенно, стремясь к концу первого года обучения достичь полного объёма. Эти требования должны быть представлены в форме пожеланий или просьб, а их несоблюдение должно вызывать у учителя легкую обиду и сожаление, а не раздражение, гнев или наказание.

У младших школьников имеются значительные индивидуальные различия, которые обусловлены различным опытом деятельности в семье, школе, детском саду. Процесс привыкания к занятиям в детской школе искусств у каждого ребенка протекает по-разному: кто-то встревожен, кто-то ведет себя уверенно, а некоторые капризничают. Одни дети проявляют чрезмерную импульсивность, другие - пассивность. Поэтому каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Например, для более активных и импульсивных детей нужно подбирать более активные задания, поручать им различные роли и постоянно вовлекать в общую деятельность. Преподаватель должен поддерживать постоянный контакт с родителями и другими преподавателями.

Первое знакомство детей с преподавателем имеет огромное значение. Для детей важны доброжелательный характер, приветливая улыбка, мягкий голос и хорошее отношение. Во время игры дети стремятся к прогрессу, а не к возвращению назад. В игре у них одновременно и синхронно работают подсознание, фантазия и разум, что создает условия для естественного общения.

Детский возраст представляет собой ключевой этап начального воспитания в детских школах искусств, и успехи, достигнутые в этом возрасте, играют решающую роль в определении будущих этапов обучения. К завершению младшего возраста дети должны развивать желание учиться, веру в свои способности и уверенность в собственных силах. Полное освоение этого возраста и его позитивные результаты создают необходимую основу для последующего развития ребенка как активного участника образовательного процесса и познания.

Что касается музыкального развития младших школьников, то его предпосылками являются адекватное развитие речевых, слуховых и вокально-двигательных анализаторов. К семилетнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора достигают уровня, позволяющего систематическое обучение детей музыке и пению.

Слуховой анализатор у младших школьников довольно чувствителен и требует осторожного обращения, поскольку резкие и громкие звуки, длительное воздействие могут негативно повлиять на его функционирование, снижая чувствительность и остроту слуха.

В этом возрасте активно развивается вокально-двигательный и речевой аппарат. По данным Евгения Ивановича Алмазова, голосовой аппарат детей младшего возраста и дошкольников существенно отличается по форме и размеру от взрослого, и он продолжает развиваться, особенно в переходный период от 12 до 16 лет, когда происходит изменение голоса. Гортань и голосовые связки детей меньше по размеру в два-два с половиной раза по сравнению со взрослыми. Объем легких у младших школьников составляет примерно 1000 кубических сантиметров, в то время как у взрослого человека он равен 3000 кубических сантиметров. Из-за недостаточно развитого грудного резонатора дети чаще используют поверхностное реберное дыхание, в отличие от глубокого грудного дыхания взрослых. Регулярные занятия вокалом изменяют работу дыхательных органов, способствуя формированию навыка смешанного дыхания с преобладанием грудного или реберного.

Наблюдая за пением младших школьников, можно отметить значительное своеобразие их голосов, которые отличаются от взрослых по тембру, окраске и громкости. Это объясняется, с одной стороны, недоразвитием их голосового аппарата, а с другой - недостатком навыков использования имеющихся вокальных возможностей и неразвитыми музыкальными представлениями. У первоклассников и второклассников голос обычно жидкий, неровный, иногда крикливый и «надсадный», как отмечает А. А. Сергеев; звук часто «белый» и открытый. При естественном, ненапряженном звучании, к которому следует стремиться, голос становится легким, звонким и серебристым, особенно у мальчиков. С возрастом тембр голоса приобретает большую плотность и устойчивость.

Громкость детского голоса также невелика, и преподаватели рекомендуют использовать уровни меццо-пиано и меццо-форте как допустимые пределы. Диапазон голоса у первоклассников и дошкольников без музыкальной подготовки обычно ограничен кварта (от ми до ля или от ре до соль первой октавы). В процессе обучения пению диапазон постепенно расширяется, иногда вверх до до-ре второй октавы, а вниз - до до первой октавы. На втором году обучения диапазон может охватывать от си малой или до первой октавы до ре-ми второй октавы. Это расширение происходит медленно и постепенно, когда ребенок расслабляется и перестает быть напряженным. Попытки ускорить этот процесс могут навредить неокрепшему детскому голосу. Достижение расширения диапазона происходит лучше при пении любимых детских песен, которые вызывают у ребенка эмоциональный подъем.

Некоторые аспекты песен, такие как гармоническая структура, не всегда четко и адекватно воспринимаются детьми этого возраста. Развитие гармонического слуха у младших школьников часто отстает от мелодического. Хотя детям нравится инструментальное сопровождение песен, на начальном этапе они воспринимают его как украшение мелодии, а не как гармоническую основу.

Песня всегда воспринимается как единое целое, а овладение её составными частями происходит через воспроизведение и восприятие этого целого. Ключевым элементом песни является текст, который необходим для формирования художественного образа вокального произведения и сознательного восприятия музыкального материала. Только наличие художественного образа может вызвать эмоциональный отклик и обеспечить полноценное исполнение песни. Текст вызывает интерес у ребенка, который углубляется и поддерживается обсуждением с преподавателем разучиваемой песни. В третьем классе дети уже понимают и чувствуют, какие интонации можно использовать в данной песне.

У учеников третьих и четвертых классов детской школы искусств формируются более отчетливые представления при восприятии песни. Заучивание, анализ и изучение музыкального материала становятся более активными и целенаправленными.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
  2. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР; 1963. 319 с.
  3. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. М.: Наука, 1990. 222 с.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 282 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  6. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры н // Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. С. 317-338.
  7. Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегрированный фактор духовного формирования личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. М.: АПН НИИ ХВ, 1994. Вып. 3. С. 8-27.