Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. От способов и приёмов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.
Продумывая способы проверки домашних заданий, надо иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий. Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т.е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов. Рассмотрим такой пример. Дома учащиеся решали задачу: «В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула больше. Сколько стульев во второй комнате?» Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи, - формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель прежде всего имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строит свою дальнейшую работу. Задания выстраиваются в следующей последовательности:
1. Решите устно задачу: «В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?»
- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи - меньше. Решение задач различно.)
- Каким действием решалась домашняя задача? Почему?
2. На доске текст: «На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели».
Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?)
Можно ли решить эту задачу, так же, как домашнюю? (Нет. В домашней задаче 5+3 =8, там есть слово «больше», а здесь птички улетели , их стало меньше.)
3. На доске текст: «На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько карандашей лежало на другом столе?»
- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя.
Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.
Проверяя решение домашних примеров, можно повторить и закрепить различные вопросы курса. Это можно сделать, предложив учащимся следующие задания:
8-6=2 |
4+6=10 |
7-3=4 |
9-8=1 |
10-5=5 |
2+5=7 |
5+4=9 |
1+7=8 |
- Прочитайте примеры, в которых вы находили сумму.
- Прочитайте примеры, в которых находили разность.
- Прочитайте примеры, при решениях которых мы использовали переместительное свойство сложения.
- Назовите случаи состава числа 10, которых нет в домашних примерах. Аналогичный вопрос можно задать по отношению к числам 7, 8, 9.
Способ проверки тех же примеров может носить косвенный или опосредствованный характер, например:
1) Составьте из всех примеров на вычитание примеры на сложение и прочитайте их.
Составляя пример на сложение, ученик использует тот пример на вычитание, который он решил дома, т.е. по тому, как учащийся составит пример на сложение, учитель может судить о правильности решения домашнего примера. (Ответ: 3-4=7; 4+3= 7.) Можно также уточнить, каким примером из домашнего задания пользовался ученик.
2) Из каждого примера на сложение составьте два примера на вычитание и прочитайте их.
Используя косвенный способ проверки, учитель может поставить перед учащимися и такие вопросы:
Какое число нужно вычесть из 8, чтобы получить 2? Какой пример из домашней работы помог вам ответить на этот вопрос? (8-6=2.)
Какое число надо уменьшить на 4, чтобы получить 9? (5; пример: 5 + 4=9)
3) Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 4? (7; пример: 7-3=4)
Возможны задания и такого характера: 9-х=1.
Укажите в домашней работе пример, который поможет вам найти неизвестное число в данном уравнении. (9-8=1)
Аналогичное задание предлагается с уравнениями:
Х+5=7 |
(2+5=7) |
Х-5=5 |
(10-5=5) |
В данном случае не имеет значения тот факт, что с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого учащиеся еще не знакомы. При проверке домашних примеров можно поставить перед учащимися обратную задачу, которую они могут решить, опираясь на выполненные дома примеры.
Например, на доске записаны равенства:
- П+5=9
- П-3=5
- 8 -П=2
- П+6=10
- 9-П=1
- П+4=9
- 10 -П=5
- 2+П=7
Предлагаю задание: «Вставьте пропущенные числа, чтобы полученные равенства были верными». После этого примеры, записанные на доске, сопоставляются с примерами в тетради.
Все перечисленные способы могут быть использованы при проверке вычислений в любом концентре. Следует только учитывать те новые знания и умения учащихся, которые они приобретают в процессе изучения курса. Например, при проверке правильности вычислений возможна постановка таких заданий:
56-3 |
74-20 |
35+2 |
46+30 |
50-6 |
56+3 |
74+20 |
35+20 |
46-30 |
58-6 |
- Прочитайте примеры, в которых находится сумма двузначных чисел.
- Прочитайте примеры, в которых находится разность двузначных чисел.
- Прочитайте примеры, при решении которых вы использовали вычитание из числа 10.
- Прочитайте примеры, и которых ответ равен: 3 десяткам, 7 единицам; 5 десяткам 5 единицам; 1 десятку 6 единицам.
- Прочитайте примеры, в которых данное число увеличивается на несколько единиц, на несколько десятков; уменьшается на несколько единиц, на несколько десятков.
Использование различных способов проверки для закрепления и повторения возможно и при проверке решения уравнений. Например, учащиеся решали дома уравнения: х+4=7, 3+х=6, х+7= 10. Учитель может предложить такие задания:
1) х, 7, 6, 3. Составьте из данных чисел одно из уравнений, которое вы решали дома. (3+х=6.)
2) Можно ли составить другие уравнения с этими же числами? (х+б=7; х+3=6; х+3=7.) Решите уравнения.
Пока учащиеся решают самостоятельно составленные уравнения в тетрадях, прохожу по классу и выясняю ,как ученики справились с домашним заданием. Слово предоставляется ученику, который допустил в домашней работе ошибку.
3) Почему в уравнении х+4=7 х=3? (Если подставить вместо х число 3, то получим верное равенство 3+4= 7.)
4) Какое из чисел - 2, 5, 3, 4; 8 - является решением уравнения х+7=10? Почему?
Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Рассмотрим, как можно организовать работу на примере изучения темы.
В начале урока проверяется домашняя задача: «Для школы купили 10 портретов по 3 руб. и 2 портрета по 5 руб. Сколько денег уплатили?» Учитель заранее пишет краткую запись домашней задачи на доске:
10 п. по 3 р.
2 п. по 5 р.
Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи: I - 10 п. по 3 р.
II - 10 п. по 5 р.
- Посмотрите, на доске записаны две задачи, одну из них вы решали дома. (По краткой записи воспроизводится домашняя задача и ее решение.)
- А теперь послушайте вторую задачу: «Одна школа купила 10 портретов по 3 руб., а другая 10 портретов по 5 руб. Сколько денег уплатили за все портреты?»
Выясняется сходство и различие классной и домашней задач, предлагается записать решение классной задачи выражением 3х10+5х10.
- Можно решить классную задачу другим способом? (Если учащиеся затрудняются, учитель ставит вопрос по-другому: «Можно ли решить классную задачу таким способом: (3+5)х 10?»)
- Можно ли решить домашнюю задачу другим способом? (Нет.) Почему? (Количество купленных портретов различно.)
Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.
- Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было решить ее двумя способами?
Изменения вносятся в краткую запись домашней задачи на доске: 2 п. по 3 р. 2 п. по 5 р.
- Запишите решение этой задачи выражением:
3х2+5х2=(3+5)х2=
Таким образом, проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала. После проведения такой работы можно предложить ученикам решение примеров двумя способами
(2+8)х8= 2
х8+8х8=
(3+4)х6=
3х6+4х6=
Если систематически связывать проверку домашнего задания с изучением нового материала, с проведением устного счета, с закреплением и повторением материала, то учащиеся более ответственно относятся к домашнему заданию, стараются выполнить его самостоятельно, чтобы быть готовыми к тем вопросам, которые ждут их на уроке.
Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися.
Данная работа является естественным продолжением использования приемов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля. Начать эту работу можно следующим образом. На одном из уроков сообщаем учащимся. Что сегодня проверять домашнюю работу будет кто-то из учащихся. Можно даже предлагать учащимся дома продумать, как они будут проверять домашнее задание в классе, какие вопросы и задания предложат. Постановка вопросов самими учащимися является полезной в различных аспектах, поэтому не следует учителю жалеть времени на проведение такой работы.
Взаимопроверка домашнего задания - это наиболее высокая ступень самостоятельной деятельности учащихся. К использованию этого приема можно приступить только после того, как в процессе работы будут применяться на уроке различные приёмы проверки домашней работы. Только в этом случае взаимопроверка будет носить не формальный характер, а осуществляться сознательно и ответственно.