Решение задач познания мира младшими школьниками средствами двигательной активности

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: младшие школьники


Начало обучения в школе сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Психологи утверждают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптироваться к школе.

Во-первых, из дошкольника ребенок превращается в ученика со своими обязанностями и изменениями в режиме дня и ритме жизни.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности: игра сменяется на учебную деятельность, ребенок уже не может играть в любой момент, когда ему захочется.

В-третьих, с началом обучения возникает проблема сдерживания двигательной активности ребенка, он уже не может прыгать и бегать, когда у него возникает желание. На занятиях и уроках, как правило, дети сидят, они должны быть внимательны и сосредоточены.

Чтобы удовлетворить биологическую потребность детского организма в движениях, следует вводить в занятия двигательные игры, подобранные таким образом, что речевые, музыкальные, и зрительные сигналы помогают ребенку переключить внимание и тем самым предотвратить усталость и удовлетворить недостаток движений.

Посредством таких игр у ребенка обостряется внимание, формируется быстрая двигательная реакция, развивается способность выбора реакции, умение управлять своими действиями, способность переключаться с одной задачи на другую. Эти упражнения влияют на развитие волевой сферы ребенка.

Планируя занятия по двигательной активности следует принимать во внимание следующие упражнения:

  • по психогимнастике;
  • для формирования внимания и развития памяти;
  • развитие двигательной динамики и пластики тела;
  • ритмико-гимнастические упражнения, которые регулируют тонус мышц и формируют диафрагмальное дыхание.

Рекомендации учителю

  • Постоянно вводите игровые паузы, во время которых ученики смогли бы двигаться, смеяться, собираться в группы, пары и играть роли.
  • Научите детей владеть своим телом, проводя с ними специальные упражнения, движения головой, туловищем, руками, ногами.
  • Помогите детям свободно выполнять упражнения, спокойно дышать, воспринимать заданный темп и ритм. Не критикуйте детей и не позволяйте им смеяться над собственными движениями и движениями других.
  • Участие в игре должно давать детям радость, поэтому необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.
  • Игры следует проводить в течение 5-10 минут, в зависимости от того, какую дидактическую задачу вы поставили, и соответственно содержания инструкции.
  • Для большинства игр и упражнений дополнительной площади не требуется. Дети могут перемещаться между партами или стоять на месте.
  • Важно интегрировать отдельные игры в учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали непрерывность процесса.
  • Обязательно необходимо проводить анализ игры: Что понравилось? Что не понравилось? Что чувствовал? Что представлял?

Игры на развитие двигательной динамики и пластики тела

Покажи движение

Цели. Стимулировать внимание и двигательную активность.

Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится друг от друга на расстоянии 0,5 м. Под музыку марша дети двигаются по комнате. В ходе марширования учитель с разными интервалами дает команды. Дети делают движения в соответствии с командами:

  • "Зайчики!" - дети прыгают, имитируя движения зайца. "Лошадки!" - стучат ногой об пол, будто конь бьет копытом,
  • "Раки!" - шагают спиной (как раки), "птицы!" - бегают, раскинув руки (имитация полета птиц).
  • "Цапли!" - стоят на одной ноге.
  • "Лягушки!" - приседают и прыгают,
  • "Собаки!" - сгибают руки (имитация движения,когда собака "служит") и лают.
  • "Куры!" - ходят," ищут зерно "на полу, да проговаривают"ко-ко-ко!",
  • "Коровки!" - имитируют рожки и говорят "му-у-у!"

Замри!

Цели. Развитие слухового внимания, самоконтроля.

Когда звучит музыка, дети свободно перемещаются по комнате, когда учитель нажимает соответствующую клавишу, они принимают соответствующую позу.

Звук верхнего регистра-поза "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Звук нижнего регистра - поза «ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и опущены, голова склонена к левому плечу)

Покажи позу

Цели. Развитие активности слухового внимания и передача характера образа в позе тела.

  • "Разогни". Локти согнутых рук стоят на столе. Правая рука пытается достать правое плечо, левая ее удерживает, препятствует. Такое же движение выполняет и левая рука.
  • "Поверни голову". Руки согнуты в локтях - перед подбородком. Правая рука держит подбородок и не дает повернуть голову вправо, затем левая рука препятствует повороту головы влево.
  • "Разорви руки". Руки сцеплены в замок перед грудью. Правой рукой старайтесь отвести левую руку, а левой-правую.

Зеркало

Цели. Развитие наблюдательности и двигательного внимания.

Дети стоят кругом, лицом к центру, все они - «зеркало», ведущий приходит в магазин «зеркал». Поочередно подходит к каждому «зеркалу» и показывает движение, а «зеркало» сразу же его повторяет.

Звучит музыка, дети двигаются по комнате. По команде ведущего "Замри!", все должны остановиться и "замереть" в тех позах, в которых они оказались во время команды.

Упражнения для формирования внимания и развитие памяти

Поза-статуя

Цели. Развитие слухового внимания и двигательной активности.

Дети двигаются в комнате свободно. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу ( на 10-20 сек).

Перед началом игры необходимо изучить каждую позу, которая выполняется после хлопания в ладоши.

  • Хлопанье - поза "цапли" (ребенок стоит на одной ноге,подняв вторую).
  • Хлопанье - поза "жабки" (присесть, пятки врозь,колени в стороны, руки - между ногами на полу).
  • Хлопки-дети перемещаются по комнате произвольно.

Четыре стихии

Цели. Развивать внимание и координации двигательного и слухового анализаторов.

Дети сидят на стульях кругом. По командам ведущего выполняют движение руками.

"Земля!" - опускают руки вниз. "Вода!" - вытягивают руки вперед". Воздух!" - поднимают руки вверх. "Огонь!" - вращают руки, согнутые в локтевых суставах.

Ритмико-гимнастические упражнения

"Боксеры"

Цель: тренировка мышц рук, сочетание ритмичных движений рук и ног, умение показывать эмоциональный характер музыки.

Звучит музыка

  • " Боксер выходит на ринг»: руки на поясе, четыре шага вперед, четыре - назад.
  • "Боксер показывает силу мышц": руки на поясе, шаг вправо, левую руку поднять вверх, шаг влево - правую руку вверх.
  • "Боксер прячет лицо": поочередно, согнутыми в локтях, правой и левой руками закрываете лицо.
  • "Боксер наносит удар": с выпадом на правую ногу вперед, выносится левая рука, изображая удар, затем с выпадом левой ноги выносится правая рука, воспроизводя удар.
  • "Приветствие победителя": повороты вокруг себя с поднятыми руками, согнутыми в локтях.

Пьем чай"

Цель: воспроизведение в движениях образов различных предметов, стимулировать шуточные движения.

Звучит полька.

  • "Разогревается чайник": руки на поясе, щеки детей надуты, наклоны туловища слева-справа.
  • "Чайник выпускает пар": поднимание поочередно левого и правого плеча с одновременным надуванием щек.
  • "Приглашаем к чаю": наклоны туловища влево, вперед, вправо с разведением рук.
  • "Наливаем чай": левая рука на поясе, правая-поднятая вверх, ладонь с собранными пальцами в виде носика, приставные шаги вправо, и приставные шаги с поднятой левой рукой, а правой на поясе - влево.
  • "Пьем чай": двумя руками, с отставленными мизинцами, подносите ко рту блюдечко, втягиваете воздух, а, выдыхая, с удовольствием проговариваете: "а-а-а".
  • "Спасибо за чай": наклонитесь вперед, с благодарностью.

"Растут деревья"

Цель: развивать пластичность, гибкость.

Звучит вальс.

  • "Деревья выпускают веточки": поочередное поднятие левой и правой рук.
  • "Деревья качаются": руки подняты вверх, плавные наклоны влево-вправо.
  • "Деревья гнутся от ветра": руки подняты вверх, медленные повороты вокруг себя.
  • "Сильный ветер": поочередное поднятие левой и правой рук вверх.
  • "Деревья прячут и выпускают веточки": сидя на корточках, руки опущены книзу, вставать и по очереди поднимать левую и правую руки.

"Мой звонкий, веселый мяч»

Цель: согласование движений рук и ног, уметь передавать характерные движения веселого образа, имитация игры с мячом.

  • "Мяч летает над головой": бег на месте с поднятыми руками.
  • "Мяч катится под ноги": прыжки, ноги врозь вперед-назад.
  • "Мячик подпрыгивает вверх": прыжки с вытягиванием рук вверх и опусканием к груди.
  • "Ловим мяч": прыжки с вытягиванием рук слева-вверх, справа-вверх.
  • "Мячик прыгает вокруг": прыжки на одной ноге с подбрасыванием мяча ногой, повороты вокруг туловища.

Упражнения на координацию движений пальцев

  • Прикоснуться большим пальцем правой руки к указательному, среднему, мизинцу, те же движения использовать пальцами левой руки.
  • Обеими руками двигать пальцами, касаясь поочередно друг друга.
  • Игра пальцами на нарисованном пианино. Ребенку дается задание касаться поочередно клавиш по указанным цифрам поочередно указательным, большим, средним пальцем и мизинцем левой, правой рук.
  • Поочередное описание круга правой, левой кистями, обеими кистями вместе.
  • Положить ладони на парту, поочередное приподнимание пальцев левой, правой рук, одновременное, поднимание пальцев обеих рук.

Упражнения на развитие мелкой моторики

а) рассыпать спички, а затем собрать их большими пальцами правой и левой рук, указательными пальцамы, средними, мизинцами.

б) вырезание написанной буквы по контуру.

в) игра с камешками, пуговицами: раскладывание предметов, подбор их по размеру.

Упражнения на пространственную координацию

а) обводка пальцами контура предложенной фигуры.

б) зрительный диктант.

в) рисование в воздухе.

Упражнения на развитие динамической интуиции и мышечного чутья.

а) нарисовать фигуру по памяти после того, как ее обвели.

б) игра «Покажи букву». Ребенок показывает букву движениями тела и мимикой.

Психогимнастика

Цель развитие эмоциональной сферы ребенка, соотношение с координацией движений.

  • Упражнения на развитие мимических движений (подвести брови, опустить брови, нахмурить брови, надуть губы,опустить уголки уст, улыбнуться).
  • Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств, определяющих эмоциональные состояния(«Маленький скульптор», «В магазине зеркал»).
  • Этюды на развитие выразительности жестов ("Затаившийся ребенок", "Отдай! ", "Я не знаю", "Игра в снежки", "Игра с камнями").
  • Этюды на развитие умения выражать свои чувства (удивление, круглые глаза, печаль, испуг),
  • Этюды на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия («получить подарки», «сладкие конфеты»). Выражающие средства: движения (наклон головы, характерные движения рук, ног), мимика (закрытые глаза, улыбка).

Все, что окружает нас живет по законам ритма. Смена времени года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмичные движения активизируют деятельность мозга человека. Любые упражнения с физической нагрузкой, имеющие определенные задачи и цели, способствуют развитию ребенка в разных направлениях. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать детей в доступной для них форме - ритмических упражнениях и играх.

Использованная литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. - СПб. 2005.
  2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика. - М., 2003.
  3. Рунова М.А., Двигательная активность ребенка.- Мозаика-Синтез, 2006 г.
  4. Анисимова М.С., Хабарова Т.В., Двигательная деятельность детей 5-7 лет. - Детство-Пресс, 2020 г

Использованные интернет-ресурсы:

  1. http://boltushka-log2011.narod.ru/zanyatiya/logoritmika/uprazhneniya_po_logoritmike
  2. http://www.boltun-spb.ru/logo.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/527158/
  4. http://kvazu.narod.ru/logoritmika1.html