Начало обучения в школе сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Психологи утверждают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптироваться к школе.
Во-первых, из дошкольника ребенок превращается в ученика со своими обязанностями и изменениями в режиме дня и ритме жизни.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности: игра сменяется на учебную деятельность, ребенок уже не может играть в любой момент, когда ему захочется.
В-третьих, с началом обучения возникает проблема сдерживания двигательной активности ребенка, он уже не может прыгать и бегать, когда у него возникает желание. На занятиях и уроках, как правило, дети сидят, они должны быть внимательны и сосредоточены.
Чтобы удовлетворить биологическую потребность детского организма в движениях, следует вводить в занятия двигательные игры, подобранные таким образом, что речевые, музыкальные, и зрительные сигналы помогают ребенку переключить внимание и тем самым предотвратить усталость и удовлетворить недостаток движений.
Посредством таких игр у ребенка обостряется внимание, формируется быстрая двигательная реакция, развивается способность выбора реакции, умение управлять своими действиями, способность переключаться с одной задачи на другую. Эти упражнения влияют на развитие волевой сферы ребенка.
Планируя занятия по двигательной активности следует принимать во внимание следующие упражнения:
- по психогимнастике;
- для формирования внимания и развития памяти;
- развитие двигательной динамики и пластики тела;
- ритмико-гимнастические упражнения, которые регулируют тонус мышц и формируют диафрагмальное дыхание.
Рекомендации учителю
- Постоянно вводите игровые паузы, во время которых ученики смогли бы двигаться, смеяться, собираться в группы, пары и играть роли.
- Научите детей владеть своим телом, проводя с ними специальные упражнения, движения головой, туловищем, руками, ногами.
- Помогите детям свободно выполнять упражнения, спокойно дышать, воспринимать заданный темп и ритм. Не критикуйте детей и не позволяйте им смеяться над собственными движениями и движениями других.
- Участие в игре должно давать детям радость, поэтому необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.
- Игры следует проводить в течение 5-10 минут, в зависимости от того, какую дидактическую задачу вы поставили, и соответственно содержания инструкции.
- Для большинства игр и упражнений дополнительной площади не требуется. Дети могут перемещаться между партами или стоять на месте.
- Важно интегрировать отдельные игры в учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали непрерывность процесса.
- Обязательно необходимо проводить анализ игры: Что понравилось? Что не понравилось? Что чувствовал? Что представлял?
Игры на развитие двигательной динамики и пластики тела
Покажи движение
Цели. Стимулировать внимание и двигательную активность.
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится друг от друга на расстоянии 0,5 м. Под музыку марша дети двигаются по комнате. В ходе марширования учитель с разными интервалами дает команды. Дети делают движения в соответствии с командами:
- "Зайчики!" - дети прыгают, имитируя движения зайца. "Лошадки!" - стучат ногой об пол, будто конь бьет копытом,
- "Раки!" - шагают спиной (как раки), "птицы!" - бегают, раскинув руки (имитация полета птиц).
- "Цапли!" - стоят на одной ноге.
- "Лягушки!" - приседают и прыгают,
- "Собаки!" - сгибают руки (имитация движения,когда собака "служит") и лают.
- "Куры!" - ходят," ищут зерно "на полу, да проговаривают"ко-ко-ко!",
- "Коровки!" - имитируют рожки и говорят "му-у-у!"
Замри!
Цели. Развитие слухового внимания, самоконтроля.
Когда звучит музыка, дети свободно перемещаются по комнате, когда учитель нажимает соответствующую клавишу, они принимают соответствующую позу.
Звук верхнего регистра-поза "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Звук нижнего регистра - поза «ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и опущены, голова склонена к левому плечу)
Покажи позу
Цели. Развитие активности слухового внимания и передача характера образа в позе тела.
- "Разогни". Локти согнутых рук стоят на столе. Правая рука пытается достать правое плечо, левая ее удерживает, препятствует. Такое же движение выполняет и левая рука.
- "Поверни голову". Руки согнуты в локтях - перед подбородком. Правая рука держит подбородок и не дает повернуть голову вправо, затем левая рука препятствует повороту головы влево.
- "Разорви руки". Руки сцеплены в замок перед грудью. Правой рукой старайтесь отвести левую руку, а левой-правую.
Зеркало
Цели. Развитие наблюдательности и двигательного внимания.
Дети стоят кругом, лицом к центру, все они - «зеркало», ведущий приходит в магазин «зеркал». Поочередно подходит к каждому «зеркалу» и показывает движение, а «зеркало» сразу же его повторяет.
Звучит музыка, дети двигаются по комнате. По команде ведущего "Замри!", все должны остановиться и "замереть" в тех позах, в которых они оказались во время команды.
Упражнения для формирования внимания и развитие памяти
Поза-статуя
Цели. Развитие слухового внимания и двигательной активности.
Дети двигаются в комнате свободно. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу ( на 10-20 сек).
Перед началом игры необходимо изучить каждую позу, которая выполняется после хлопания в ладоши.
- Хлопанье - поза "цапли" (ребенок стоит на одной ноге,подняв вторую).
- Хлопанье - поза "жабки" (присесть, пятки врозь,колени в стороны, руки - между ногами на полу).
- Хлопки-дети перемещаются по комнате произвольно.
Четыре стихии
Цели. Развивать внимание и координации двигательного и слухового анализаторов.
Дети сидят на стульях кругом. По командам ведущего выполняют движение руками.
"Земля!" - опускают руки вниз. "Вода!" - вытягивают руки вперед". Воздух!" - поднимают руки вверх. "Огонь!" - вращают руки, согнутые в локтевых суставах.
Ритмико-гимнастические упражнения
"Боксеры"
Цель: тренировка мышц рук, сочетание ритмичных движений рук и ног, умение показывать эмоциональный характер музыки.
Звучит музыка
- " Боксер выходит на ринг»: руки на поясе, четыре шага вперед, четыре - назад.
- "Боксер показывает силу мышц": руки на поясе, шаг вправо, левую руку поднять вверх, шаг влево - правую руку вверх.
- "Боксер прячет лицо": поочередно, согнутыми в локтях, правой и левой руками закрываете лицо.
- "Боксер наносит удар": с выпадом на правую ногу вперед, выносится левая рука, изображая удар, затем с выпадом левой ноги выносится правая рука, воспроизводя удар.
- "Приветствие победителя": повороты вокруг себя с поднятыми руками, согнутыми в локтях.
Пьем чай"
Цель: воспроизведение в движениях образов различных предметов, стимулировать шуточные движения.
Звучит полька.
- "Разогревается чайник": руки на поясе, щеки детей надуты, наклоны туловища слева-справа.
- "Чайник выпускает пар": поднимание поочередно левого и правого плеча с одновременным надуванием щек.
- "Приглашаем к чаю": наклоны туловища влево, вперед, вправо с разведением рук.
- "Наливаем чай": левая рука на поясе, правая-поднятая вверх, ладонь с собранными пальцами в виде носика, приставные шаги вправо, и приставные шаги с поднятой левой рукой, а правой на поясе - влево.
- "Пьем чай": двумя руками, с отставленными мизинцами, подносите ко рту блюдечко, втягиваете воздух, а, выдыхая, с удовольствием проговариваете: "а-а-а".
- "Спасибо за чай": наклонитесь вперед, с благодарностью.
"Растут деревья"
Цель: развивать пластичность, гибкость.
Звучит вальс.
- "Деревья выпускают веточки": поочередное поднятие левой и правой рук.
- "Деревья качаются": руки подняты вверх, плавные наклоны влево-вправо.
- "Деревья гнутся от ветра": руки подняты вверх, медленные повороты вокруг себя.
- "Сильный ветер": поочередное поднятие левой и правой рук вверх.
- "Деревья прячут и выпускают веточки": сидя на корточках, руки опущены книзу, вставать и по очереди поднимать левую и правую руки.
"Мой звонкий, веселый мяч»
Цель: согласование движений рук и ног, уметь передавать характерные движения веселого образа, имитация игры с мячом.
- "Мяч летает над головой": бег на месте с поднятыми руками.
- "Мяч катится под ноги": прыжки, ноги врозь вперед-назад.
- "Мячик подпрыгивает вверх": прыжки с вытягиванием рук вверх и опусканием к груди.
- "Ловим мяч": прыжки с вытягиванием рук слева-вверх, справа-вверх.
- "Мячик прыгает вокруг": прыжки на одной ноге с подбрасыванием мяча ногой, повороты вокруг туловища.
Упражнения на координацию движений пальцев
- Прикоснуться большим пальцем правой руки к указательному, среднему, мизинцу, те же движения использовать пальцами левой руки.
- Обеими руками двигать пальцами, касаясь поочередно друг друга.
- Игра пальцами на нарисованном пианино. Ребенку дается задание касаться поочередно клавиш по указанным цифрам поочередно указательным, большим, средним пальцем и мизинцем левой, правой рук.
- Поочередное описание круга правой, левой кистями, обеими кистями вместе.
- Положить ладони на парту, поочередное приподнимание пальцев левой, правой рук, одновременное, поднимание пальцев обеих рук.
Упражнения на развитие мелкой моторики
а) рассыпать спички, а затем собрать их большими пальцами правой и левой рук, указательными пальцамы, средними, мизинцами.
б) вырезание написанной буквы по контуру.
в) игра с камешками, пуговицами: раскладывание предметов, подбор их по размеру.
Упражнения на пространственную координацию
а) обводка пальцами контура предложенной фигуры.
б) зрительный диктант.
в) рисование в воздухе.
Упражнения на развитие динамической интуиции и мышечного чутья.
а) нарисовать фигуру по памяти после того, как ее обвели.
б) игра «Покажи букву». Ребенок показывает букву движениями тела и мимикой.
Психогимнастика
Цель развитие эмоциональной сферы ребенка, соотношение с координацией движений.
- Упражнения на развитие мимических движений (подвести брови, опустить брови, нахмурить брови, надуть губы,опустить уголки уст, улыбнуться).
- Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств, определяющих эмоциональные состояния(«Маленький скульптор», «В магазине зеркал»).
- Этюды на развитие выразительности жестов ("Затаившийся ребенок", "Отдай! ", "Я не знаю", "Игра в снежки", "Игра с камнями").
- Этюды на развитие умения выражать свои чувства (удивление, круглые глаза, печаль, испуг),
- Этюды на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия («получить подарки», «сладкие конфеты»). Выражающие средства: движения (наклон головы, характерные движения рук, ног), мимика (закрытые глаза, улыбка).
Все, что окружает нас живет по законам ритма. Смена времени года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмичные движения активизируют деятельность мозга человека. Любые упражнения с физической нагрузкой, имеющие определенные задачи и цели, способствуют развитию ребенка в разных направлениях. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать детей в доступной для них форме - ритмических упражнениях и играх.
Использованная литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. - СПб. 2005.
- Волкова Г.А., Логопедическая ритмика. - М., 2003.
- Рунова М.А., Двигательная активность ребенка.- Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Анисимова М.С., Хабарова Т.В., Двигательная деятельность детей 5-7 лет. - Детство-Пресс, 2020 г
Использованные интернет-ресурсы: