Метод, который разрушает школьную рутину – проектная деятельность

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: проектная деятельность


«Творчество - это не сумма знаний, а особая направленность
интеллекта, особая связь между интеллектуальной
жизнью личности и проявлением ее сил в активной
деятельности.»
В.Сухомлинский

Проект - цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности.

Слово "проект «происходит от латинского» брошенный вперед", то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.

Учебный проект - это совокупность заданий учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставления его с предварительной гипотезой или намеченной целью.

Цель проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  • Вдохновлять на развитие коммуникативности и умения сотрудничать.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения проблемы.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Действия учителя при организации проектного метода:

  • помогает учащимся определить цель деятельности;
  • рекомендует источники извлечения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • способствует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создает условия для активности школьника;
  • является партнером;
  • помогает учащемуся оценить полученный результат.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения проблем, которые возникают в ходе работы над проектом;
  • несет ответственность за свою деятельность.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие определенных условий:

  • желание самого ребенка,
  • благоприятная среда,
  • грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной и бесплодной для ученика. Конечно, в начальной школе проекты - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект лучше или эффектнее. Родители не должны брать на себя большую часть работы над проектом, иначе теряется сама идея этого метода. А вот помощь советом, информацией, выявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому следует подчеркнуть родителям, что они выполняют лишь роль помощника - помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать самое главное, помочь аккуратно оформить результаты поиска. Главное слово для родителей «помочь», но не «сделать вместо». Лучше тогда не делать вовсе, чем сделать вместо ребенка.

Создание проекта - это творчество в первую очередь учащихся, работающих над проектом. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, педагог выбирает определенный характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в достижении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может заключаться:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме;
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
  • в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
  • в обсуждении собранного материала;
  • в подготовке текста выступления;
  • в моделировании, в том числе и компьютерном.

Кому-то из детей нужна помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.

Проект, безусловно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли, выступать перед аудиторией. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, поймут, что без труда ничего не достичь. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

По доминирующему виду деятельности проекты делятся следующим образом:

  • исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальной, а цель - четкой, например, история экзамена);
  • поисковый проект (анкетирование, составление таблиц, диаграмм);
  • творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т.д.);
  • ролевой или игровой проект (распределяются роли, присутствуют элементы костюмов, создается определенная игровая ситуация);
  • практический проект (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра).

Лучше, если в самом названии проекта будет отражена проблема, над которой будет вестись работа.

По количеству участников проекта:

  • личностные;
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные.

По продолжительности проведения:

  • кратковременные;
  • средней продолжительности;
  • долговременные.

Особенности учебных проектов младших школьников

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако начинать привлекать детей к проектной деятельности стоит обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если это возраст воспринимается как «проходной» для метода проектов, то нарушается последовательность между этапами развития учебно - познавательной деятельности учащихся и значительной части школьников так и не удается позже достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним отраслей, потому что для проекта нужна личностно-значимая и социально-значимая проблема, которая знакома младшим школьникам и имеет для них самих значение. Проблема проекта или исследования, которая обеспечивает мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Продолжительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (возможно, спаренными уроками) или одной - двумя неделями в режиме классно - внеклассных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с учениками и учебные цели для овладения приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать детям такие вопросы: какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Обладаете ли вы этими умениями в достаточной степени? Каким образом Вы сможете получить необходимые вам умения? Где еще вы сможете позже применять такие умения?

Много внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного получения и применения школьниками знаний, нужных в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особая тактичность, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. В этом контексте интересны опросы, интервью с некоторыми лицами, для которых предназначен детский проект.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности-презентация (защита) проекта. Для этого надо помочь ученикам провести самоанализ проекта, затем помочь оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также дети будут нуждаться в помощи при подготовке проекта к презентации. Защита проекта - завершающий этап его выполнения, когда ученики отчитываются о проведенной нами работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда рекомендуется попросить детей подготовить небольшие выступления с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учеников, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети почувствовали потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они принесли людям радость.

Очень важный вопрос - оценивание выполненных проектов, которое должно носить стимулирующий характер. Школьников, достигших особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, принявший участие в выполнении проекта. Стоит превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и сделать так, чтобы каждый проект «одержал победу» в какой-то номинации. Например, могут быть следующие номинации: «познавательный проект», «нужный проект», «памятный проект», «яркий проект», «веселый проект» и тому подобное. Кроме личных призов можно приготовить общий приз для всего класса за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.д.

План проведения проекта

I этап

  • Определение темы.
  • Постановка задачи.
  • Обсуждение.
  • Формулировка проблемных вопросов.
  • Формирование групп, выдвижение гипотез решения проблем.
  • Обсуждение плана работы учащихся.
  • Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

II этап

  • Выбор творческого названия проекта.
  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задачи каждого в группе.

III этап

  • Самостоятельная работа групп по выполнению задач.

IV этап

  • Подготовка учащимися отчета о проделанной работе.

V этап

  • Защита полученных результатов и опытов.

Построение работы над проектом

1. Проблема, на решение которой направлен проект.

  1. Зачем этот проект нужен?
  2. Какую проблему он будет решать?
  3. Как школьники будут привлечены к участию в работе?

2. Общая цель проекта, задачи.

  • Цель - это то, что желаете получить в результате.
  • Задача - это конкретная часть цели, которую надо будет реализовать, это действия, с помощью которых будет достигнута цель проекта.

3. Планируемые результаты проекта.

  1. Четко опишите, что будет получено.
  2. Кому это будет полезно?
  3. Какова будет ваша выгода от участия в этом проекте?

4. Деятельность в рамках проекта.

  1. Что надо делать, чтобы достичь описанных результатов и решить проблему?
  2. Какие конкретные действия надо выполнить для решения проблемы?
  3. Какие ресурсы будут использоваться?
  4. Что будет происходить в рамках данного проекта?

5. Выводы при выполнении проекта.

  1. От чего может зависеть результат проекта?
  2. Как результаты данного проекта могут быть использованы другими?

Паспорт проектной работы:

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Состав проектной группы (фамилии учащихся, класс).
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта (практическая и педагогическая цель).
  • Задачи проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация.
  • Предполагаемые продукты проекта.
  • Этапы работы над проектом.

Возможные результаты проектной деятельности:

  • проект-наблюдение
  • проект-повествование
  • фантастическая история
  • музыкальное повествование
  • изготовление открыток, игрушек, сувениров
  • экологический проект
  • сервисный проект
  • рисованный фильм
  • слайд-фильм
  • реклама
  • буклет
  • проект-книга
  • мультимедийная презентация
  • гербарий
  • альбом
  • журнал, в том числе и электронный
  • коллаж
  • коллекция
  • макет
  • модель
  • книжка-раскладка
  • музыкальная подборка
  • наглядные пособия
  • плакат
  • план
  • реферат
  • серия иллюстраций
  • сказка
  • справочник
  • стенгазета
  • сценарий праздника
  • учебное пособие
  • фотоальбом
  • чертеж
  • экскурсия
  • карта

Проект должен сопровождаться теоретическим материалом, схемами, чертежами, рисунками, образцами, оригинальным рассказом.

Вид образовательного продукта зависит от характера ведущей деятельности, например:

Тема проекта

Ведущая деятельность

Образовательный продукт

«Книжке я лучший друг»

Прикладная

Ремонт книг из классной библиотеки

Поисковая (сбор пословиц, загадок)

Создание самодельной книжки с пословицами, загадками о книжке

«Наши права»

Ознакомительно-информационная

Плакаты с символическим отражением прав ребенка

«Как празднуют Новый год в других странах»

Творческая

Сценарий новогоднего праздника

«Пейзажи родного города»

Исследовательская, творческая

Фотовыставка, выставка рисунков

Виды проектов для работы с учениками начальных классов

1. Ранние проекты

Ранние проекты - это обычно коллекционирование разнообразных иллюстраций и слов к ним, которые могут использоваться на уроках как словарь, как материал для развития речи и обогащения кругозора учащихся. Эти проекты доступны для первоклассников в более простой форме и с некоторыми осложнениями в других классах начальной школы.

Цветные страницы. В альбоме для рисования наклеивают листы или картон красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного и др. цвета. Учащиеся должны находить различные картинки или их рисовать, подписывать внизу, например, «зеленое дерево», «синий шар», и приклеивать рисунок в альбом на страницу с соответствующим цветом.

«Буквотетрадь». Сделать несколько тетрадей с буквами. Учащиеся рисуют или вырезают рисунки предметов, начинающиеся на эту букву, подписывают внизу иллюстрации и приклеивают в тетрадь с соответствующей буквой. В дальнейшем, когда дети научатся хорошо писать, в эти тетради можно записывать поговорки, загадки, короткие стихи, сказки, физкультминутки на все буквы алфавита.

Цифроплакат. Учащимися оформляется плакат о цифрах по мере их изучения. Рисуются картинки, записываются считалки, сказки, предложения о цифрах.

Карточки предметов с крыльями. Учащиеся находят рисунки предметов или существ, у которых есть крылья: самолет, птицы, насекомые и т.д. Делают надписи и приклеивают на листе одного формата.

Начатую работу в 1 классе по этим темам можно продолжать в других классах и пополнять страницы дополнительным материалом. Можно указывать дату, фамилию, класс, авторов работ.

2. Проект-наблюдение

Дневник наблюдений. Проекты о временах года.

"Зимушка-зима": Почему так говорят, погода, животные, птицы, насекомые, растения; как готовятся люди к зиме; украинский фольклор о зиме; зимние игры; зимние праздники; зимняя еда; зимние ощущения; зимние ассоциации.

Проекты о домашних животных

"Мой Барсик": внешний вид животного, его привычки; как показывает свое настроение, свои желания; меню животного; исторические данные о появлении этого вида животных; русский фольклор, писатели и поэты об этом животном.

3. Проект-рассказ

  • Результат детского творчества и фантазии.
  • Результат изучения ряда тем школьных предметов.
  • Фантастическое повествование на заданную (вымышленную) тему.
  • Патриотические, исторические, географические, природоведческие рассказы.
  • И музыкальное повествование.
  • Рассказ-картина.
  • Этот Проект-Рассказ по сюжету фильма.

4. Конструктивный (материальный, предметный) проект

  • Изготовление материальных предметов.
  • Изготовление открыток, закладок, игрушек, сувениров, настольных игр.

5. Экскурсионный проект

  • Экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия, в том числе и заочные.

Ориентировочные темы проектов

1. Моя семья и мой дом. Наш дом. Режим дня. Воины в истории нашей семьи. Наша безопасность. Наши имена. Карта жизни. Из чего строить дом? Мой домашний питомец. Как ухаживать за комнатными растениями.

2. Наш край. Ландшафтный дизайн. Погода и народные приметы Народные промыслы. История создания памятников нашего города. Знаменитые люди нашего города. Почему так названы улицы нашего города. Подземные сокровища нашего края. Открытие и изучение нашей республики. Охрана природы Донбасса. Лекарственные растения Донецкого края. Карта путешествий народными промыслами. Родной край. Какие птицы водятся в нашей местности. Помоги зимующим птицам.

3. Дарить людям радость. Лаборатория гуманных изобретений. Всё для Победы. МыVместе. Помощь пожилым людям. Планировка Детского парка. Мир труда и профессий. Я хочу, чтобы мой город был чистым!

4. Школьная страна. Парта Героя. Наши выпускники. Исследование жизненных ценностей младших школьников. Задачник. Личные коллекции учителей нашей школы. Наш школьный двор. Школа будущего. Школьные традиции. Занимательная математика. Геометрия вокруг нас. Можно ли прожить без математики? Волшебная страна геометрических фигур. Числовые предрассудки и их недостоверность. Почему школа называется школой? В стране невыученных уроков. Школьная библиотека.

5. Охрана природы. Глобальные темы человечества. Откуда пришли комнатные растения. Растения и животные хвойных лесов. Лес в жизни природы и человека. Птицы нашего края. Осенний календарь природы. Ядовитые растения леса. Ядовитые грибы. Зимний календарь природы. Весеннее пробуждение леса. Летний календарь природы. Растения и животные садов. Растения и животные полей. Растения и животные пресных водоемов. Растения и животные болот. Ночная жизнь растений и животных. Что растет на грядке? Как вырастить цветы?

6. Творчество. В мире сказок. Проблема труда и взаимопомощи в сказках. Новая жизнь старой пластинки. Мой личный друг. Сказка и мультипликация. Использование вторичного сырья. Как сделать чернила? Как рождаются сказки? Как делают краски? Как работает скульптор? Кто изобрел музыку? Проект удобной ручки. Спортивный костюм для чемпиона. Какие бывают танцы? Оригинальные светильники.

7. Окружающий мир. Возникновение денег. Двенадцать месяцев. Для чего коту усы? Кто в муравейнике живет? Зачем елке иголочки? Кто без крыльев летает? Путешествие в мир символов. Первый император. Путешествие во времени и пространстве. Сколько точек у божьей коровки? Живые самолетики. Жизнь на глубине. Семь раз отмерь. Полеты в другие цивилизации. Памятка для путешествия в Антарктиду. Три дня в Африке. Как вести себя в джунглях Амазонки? От чего зависит погода. Зачем птички поют? Почему совы могут охотиться в темноте? Почему кузнечик зеленый? Путешествие Капельки. Пернатые друзья. Осторожно, зима! Почему движется воздух? Чем отличается сосна от кедра? Почему одуванчик так быстро размножается? Как паук плетёт свою паутину? Что в семечке живет?

Памятка для родителей, чьи дети включаются в проектную работу в школе

Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителей. Проект предусматривает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителей - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результата выполнения, чтобы быть готовыми в случае необходимости помочь своему ребенку. Помните: вы играете роль источника информации наравне с другими - такими, как книги, фильмы, интернет и другие. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Итак, что же такое метод проектов и какова возможная роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

Выполнение проекта предполагает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы проекта;
  • выдвижение предварительных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • оценка и самооценка проекта;
  • презентация проекта.

Этапы работы над проектом

Роль родителей на данном этапе

1. Выдвижение предварительных идей и выбора лучшей из них

Помочь ребенку найти как можно больше идей; записать их на листе бумаги врассыпную, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными. Чем больше идей, тем больше будет выбор.

2. Выбор и формулировка темы проектной работы

Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

3. Формулирование заданий проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке задач.

4. Разработка плана и структуры выполнения проекта

Помочь спланировать работу с учетом занятости ребенка.

5. Обсуждение возможных результатов

Подобрать с ребенком возможные пути решения каждой из проблем; разбить объем работы на небольшие части и определить сроки выполнения.

6.Составление программы выполнения работ

Помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и помочь создать условия для выполнения этого плана.

7. Изучение необходимого материала к теме проекта

Просмотрев список литературы, родители могут посоветовать дополнить или исключить источник, который не совсем соответствует выбранной теме. Взрослые сопровождают ребенка в библиотеку, музей, на выставки, помогают сориентироваться в книжных магазинах в поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опросы, беседа, интервью, наблюдение, эксперимент, а также периодические издания и интернет.

8. Подготовка выводов по результатам работы над проектом

Готовится отчет и публичная презентация.

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в виде грамматического и стилистического контроля.

По результатам выполнения проекта готовится отчет и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, провести репетицию выступления, снять волнение перед выступлением.

И, наконец, работа над проектом заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • следят за выполнением плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают с предварительной оценкой проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее оптимальный режим работы и отдыха.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию "семья".

Приложения