Наставничество как метод обучения в деятельности учителя физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: наставничество


Воспитывать человека - это значит организовать вокруг него общество, которое всегда будет направлять его на правильную связь с окружением.
Автор неизвестен

С 2021 года в практику работы образовательных организаций плотно вошел проект наставничества в модели «ученик-ученик», что стало отправной точкой принятия управленческих решений. Наставничество - это метод обучения и развития обучающихся, который широко используют в современной школе. Хотя новое - это давно забытое старое, внедрение этой системы, на мой взгляд, является правильным и полезным как для учеников, так и для учителей. Главной особенностью этой практики является передача знаний и опыта от одного ученика к другому, так необходимых ребятам и происходит это не в рамках формального обучения (например, уроки, тренировки, дополнительные занятия), а в ходе взаимодействия с более опытным учеником. Таким образом, молодое поколение получает поддержку с первых дней занятий спортом и быстрее осваивает двигательные действия, так необходимые в том или ином виде спорта.

Что такое наставничество?

Наставничество - это метод обучения, основанный на передаче умений, навыков от более опытных учеников к менее опытным. Этот подход, кроме прочего способствует выработке контакта и установлению связей в коллективе, работает на сплочение команды и позволяет в доступной форме донести до новеньких ребят стандарты и ценности, что создает в коллективе дружелюбную атмосферу.

Наставничество над новичками необходимо, чтоб они почувствовали себя частью команды.

Формы и методы наставничества.

Чтобы настроить формат наставничества в школе, нужно знать, какие существуют виды, и какие применять методы для успешного обучения.

Форма наставничества «ученик - ученик» предполагает множественные вариации в зависимости от условий реализации подпрограммы наставничества «В здоровом теле- здоровый дух».

В МБОУ «Полевской лицей» выделена форма наставничества «ученик-ученик», которая предполагает взаимодействие партнерского наставничества или наставничества среди сверстников. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе взаимодействия с наставляемым лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от ученика к ученику.

Формы работы.

  1. Индивидуальное наставничество. В этом случае наставник работает с одним или несколькими подчиненными.
  2. Групповое наставничество. В этом случае один наставник работает с группой наставляемых, перед которыми стоят общие цели.

Система наставничества в школе может использовать обе формы работы.

Методы работы. Инструктажи. Объяснения. Игра.

Цели и задачи наставничества.

Основной целью наставника является помощь подопечному в освоении двигательных навыков и умений.

Наставник делится своим опытом. И здесь идет речь не только об умении передачи технических моментов игры, но и тактики ведения игры и соревнований. Наставник становится для обучающихся проводником, примером и образцом. Роль наставника может заключаться в подготовке своего приемника. Новые ученики в команде благодаря наставничеству хорошо адаптируются, а действующие улучшают свои возможности и быстрее становятся мастерами.

Ключевым принципом наставничества является активное взаимодействие между учениками. Наставник играет очень важную и разностороннюю роль в жизни своего подопечного. Он не только обучает и руководит, но и поддерживает, помогает преодолевать трудности, советует и вдохновляет.

Взаимоотношения наставника и подопечного могут быль очень близки, полные взаимопонимания и доверия. В таких отношениях наставник может стать не только источником знаний, но и долгосрочным другом и соратником в достижении целей и успеха.

Но, несмотря на все плюсы работы по методике «ученик-ученику», есть и минусы. Ученикам, осуществляющим эту роль, сложнее решать свои задачи, поскольку часть своего времени они тратят на обучение других.

Кто может стать наставником?

Как правило, наставники - это одаренные спортивные обучающиеся, обладающие способностью проявлять терпение и умение корректировать действия в различных ситуациях.

Наставник должен уметь слушать и слышать, убедительно говорить, быть лидером способным повести за собой, ответственным и организованным.

Система наставничества - надежный помощник. Внимательный и старательный ученик быстро вырастит до профессионала. Я забочусь о том, чтоб лучшие спортсмены лицея делились накопленным опытом, в результате чего профессионалы станут самостоятельным ресурсом, что гарантирует постоянный состав спортивной команды.

Наши достижения - это лучшие практики обмена опытом между обучающимися.

Результатами реализации подпрограммы наставничества «В здоровом теле здоровый дух» в формате «ученик-ученик» к концу 2023-2024 года стали следующие достижения:

Были сформированы команды по настольному теннису, волейболу, баскетболу, русской лапте. В результате такой деятельности участники получили мотивацию, преодолели вынужденную замкнутость, представили возможности своего будущего и научились действовать; также была проведена подготовка школьных команд к соревнованиям.

В школьном летнем лагере участники проекта наставничества подпрограммы «В здоровом теле - здоровый дух» выступают вожатыми. Они помогают воспитателям проводить различные культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Литература

  1. Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/.
  2. Технологическая карта практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/librarl.
  3. 3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 336 с.
  4. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.
  5. Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения квалификации педагогов-практиков// Методист. - 2013. - №5. - С.6-9.
  6. Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mirnauki.com/PDF/05PDMN318.pdf (доступ свободный).
  7. Руководство по наставничеству молодых педагогов республики Татарстан, г.Казань, 2017, 82 с.
  8. Сотников Н.З., Сотникова С.И. Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов // В сборнике: Управление талантами и трансформация корпоративной культуры»; Материалы международной конференции. Под редакцией О.Б.Алексеева, Э.В.Галажинского, А.О.Зоткина. 2016. С. 22-27.
  9. Ахметова С.Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.