Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую руку малыша первый игровой предмет - погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движения. Постепенно действия наполняются игровым содержанием. Мама говорит малышу, который кладет в кастрюльку колечки от пирамидки, что готовится суп или каша для Мишутки или куклы. Именно появление предмета-заместителя или предмета, которым заменяют реальный, является сигналом перехода ребенка от предметной деятельности к игре. Происходит это на втором году жизни. На этом этапе ребенок увлечен неспецифическим использованием предмета и не ставит перед собой игровой цели «накормить куклу». Он пристально изучает предмет, перемещает его в пространстве и т.д. Переходу предметных действий в игровые способствует взрослый, когда побуждает ребенка выполнить их: «покорми куклу, уложи спать, покачай на ручках».
Но уже к трем годам дети передают не только игровые действия, но элементы поведения взрослых в реальной жизни. Девочка укладывая куклу будет говорить с ней самой. При этом дети еще не называют роли, не соотносят себя и роль, не говорят: «Я мама, я продавец». Ребенок выбирает один персонаж и выполняет несколько характерных, сменяющих друг друга действий. В этом возрасте впервые возникают коллективные отношения между детьми. Сначала коллективные отношения вызывает привлекательная игрушка у другого ребенка, потом возникает интерес к действиям сверстника и желание подражать. До трех лет дети играют рядом, наблюдают, как играют другие. На протяжении третьего года жизни дети только учатся играть вместе. Незнание этой возрастной особенности вызывает иногда у родителей ложные тревоги.
С 3-х лет игра детей становится совместной, более развернутой, приобретает оттенок сюжета. Игра разворачивается в пределах сюжета, и ребенок может изображать несколько разных персонажей. Сюжет возникает на основе практического жизненного опыта и ярких эмоциональных впечатлений. Дети проигрывают то, что они видели. Теперь понятно, почему дети играют «в семью», «в магазин», «в поликлинику». Дети постарше играют, выбирают более сложные сюжеты. Маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или взрослый, а старшие дети его придумывают сами, иногда их игра может включать несколько сюжетов или один сюжет может развиваться детьми на протяжении нескольких дней. Таким образом, сюжет игры является с одной стороны показателем зрелости игровой деятельности, с другой он сам является средством развития мышления и воображения.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Именно в коллективной сюжетной игре дети познают необходимость правил для установления и поддержания положительных между людьми. Дети 3-4 лет легко нарушают правила и не замечают, когда это делают другие, поэтому, что еще плохо осознают их смысл. Поэтому попытки родителей поиграть в этом возрасте в игры дидактического характера, где правила строго описаны, приводят к быстрой потере интереса со стороны ребенка. Дети 4 лет становятся очень бдительными в отношении партнеров по игре, следя за правильностью ролевого поведения. Они демонстрируют возмущение и протесты, если партнеры по игре действуют не так, как установлено житейской логикой. Только со старшего дошкольного возраста осознанно выполняют любое игровое правило, могут следовать ему на протяжении всей игры и могут предложить свои правила в самостоятельно придуманных играх. Такая социальная зрелость проявляется у детей в 6-7 лет. Большое влияние на выбор и распределение ролей оказывают реальные отношения, симпатии и антипатии. Только к старшему дошкольному возрасту при условии грамотного руководства со стороны взрослого удается создать гармоничные коллективные взаимоотношения, когда при выборе и распределении ролей дети руководствуются не эгоистичными, а групповыми целями.
Чем старше дети, тем меньше они нуждаются в материальном оснащении игры. Маленькому ребенку, чтобы поиграть в стройку нужен целый набор игрушек и действий с ними: кубики, машинки, техника, инструменты и т.д. Он будет действовать с каждым предметом, проигрывая все этапы стройки. Ребенок старше 6 лет большинство действий будет совершать в своем воображении. Проигрывание ситуаций во внутреннем плане, а не во внешних действиях, говорит о том, что игровая деятельность достигла своей наивысшей точки и на смену ей скоро придет учебная деятельность.
Игровая деятельность неслучайно названа деятельностью. Она имеет несколько этапов, развивается длительно, постепенно и последовательно, имеет свои особенности в каждом возрасте. Знания о том, как происходит развитие игры, помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности, использовать игру как инструмент развития его интеллектуальных, эмоциональных, личностных способностей.