Реализации ФГОС через педагогику удивления в процессе обучения истории и обществознания в общеобразовательной школе

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс


«Этого не может быть!» Уважаемые коллеги, как часто вы слышите подобную фразу в течении дня? Говоря за себя, я вообще не перестаю удивляться, что происходит со мной в последнее время! Уважаемые коллеги, сидящие в зале, скажите, пожалуйста, если бы летом прошлого года Вам бы сказали, что Вы будете, в апреле месяце 2023 года, среди лучших учителей Новосибирской области представлять свой район, чтобы Вы ответили? Если Вы со мной согласны, то можно сказать вместе: «Этого не может быть!». И в этих словах заложен такой глубокий смысл: это и недоумение, недоверие и понимание того, что может быть то, что быть не может!

Коллеги, я прошу обратить ваше внимание на слайд (Персонажи: Маша, конь Юлий, Совунья, кот Леопольд)

Презентация

Представим, что персонажи, представленные на слайде - это наши дети, озорные, думающие, робкие, стеснительные) А что необходимо для успешного усвоения знаний? Все верно, но я думаю, что вы согласитесь, что не мало важным при изучении истории и обществознания является удивление!

Есть целое направление в педагогике - это педагогика удивления. Она представляет собой систему методов и приемов, которые основаны на эмоции удивление.

Разработчиком данной технологии является Степичев Петр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии Российского государственного социального университета.

Исследователь полагает, что потенциал эмоции удивления, на который можно опереться при формировании мотивации на уроке, используется в неполной мере. Удивление, в свою очередь, может рассматриваться в качестве базиса формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению «импульса» к изучению истории и обществознания и развитию данного направления.

Для удобства восприятия мы представили педагогику удивления в виде следующей формулы: 5 У + У², где:

У первое - учитель удивляет учебной средой;

У второе - учитель удивляет фактом;

У третье - учитель удивляет методом;

У четвертое - учитель удивляет формой проведения урока;

У пятое - ученик удивляется собственными силами;

У² - учитель и ученик совместно удивляются полученному результату.

Удивление учебной средой. История и обществознание - это те предметы, которые имеют огромный потенциал для удивления.

В своей педагогической деятельности мы уделяем одинаковое значение всем источникам удивления, но считаем, что как театр начинается с вешалки, так и удивление ученика начинается с кабинета истории и обществознания.

Попадая в кабинет, ученик с первых же минут погружается в обучающую среду. Именно кабинет истории и обществознания представляет собой материальное воплощение различных эпох. Здесь все должно вызвать любопытство, порождать интерес и желание удовлетворить его с помощью ответов на возникающие вопросы, стимулировать к поиску, мотивировать к дальнейшему расширению своих знаний и развитию способностей. Задача учителя - удивлять снова и снова, заставлять думать, сомневаться, искать ответы на иногда непростые вопросы, учить учиться и развиваться.

Иногда сам факт удивления может вызвать необычно расставленные парты. Приходя на урок, ребята задумываются, а почему так, а для чего? Это стимулирует их к познанию.

Удивление фактом - (Лжедмитрий и Вилка) Кто-нибудь знает, как связаны эти факты? Действительно на свадьбе с Мариной Мнишек Лжедмитрий ел вилкой, бояре смотрели на него и говорили: «Говорят царь, ненастоящий» Обыкновенная вилка послужила поводом для заговора

(ИРМА ГРЕЗЕ).

Уважаемые коллеги, посмотрите на эту женщину, давайте подумаем, как ее могут звать? А сколько ей лет? А чем она занимается? Сколько замечательных слов в адрес это симпатичной девушки. Эти эпитеты произносят и мои ученики, когда видят эту улыбающуюся милую, женщину. А если я скажу, что это Ирма Грезе, или Ангел смерти, женщина, которая обожала ставить опыты вместе со знаменитым «доктором смерть» Йозефом Менгеле над заключенными в концлагере Освенцим. Она лично занималась отбором женщин, которых потом пытала, издевалась, а потом отправляла в камеры, обожала слушать живой оркестр и наблюдать за шедшей в газовые камеры шеренгой людей. И у детей невольно распахиваются глаза и они удивляются! Этого не может быть! Она такая красивая и такое чудовище! Но потом они задумываются и делают вывод о том, вот бы были люди с такой внешность, какая бы у них была душа. И я настаиваю, коллеги, что удивление фактом не всегда должно быть радостным, это не торт, не подарок на день рождение. Удивление может быть и неприятным, отталкивающим, но это работа эмоциональной памяти, которая возможно в будущем, убережет наших детей от следующих ошибок, когда они могут увидеть яркие призывы, привлекательную яркую рекламу, они вспомнят ту милую девушку, за спиной которой стоят бесчисленные жертвы и это убережет их от последующих ошибок.

Удивление методом

Уважаемые коллеги, кто любит разгадывать ребусы? Мои дети их просто обожают, но они идут в ногу с современными технологиями и создают ребусы при помощи смайлов.

(Владимир Красное Солнышко, Юрий Гагарин, У лукоморья дуб зеленый)

У моих учеников вызывает затруднение заучивание дат, и я им предлагаю метод шифра. (СЛАЙД) У нас есть цифры от 0 до 9. Каждая цифра начинается с какой либо буквы 0 - Н, 1 - К, 2 - Л, 3….

Предположим нам надо запомнить дату Грюнвальдской битвы - 1410 год. Так как практически все даты начинаются с 1 мы её убираем, остается 410, подставляем буквы и образуем аббревиатуру ЧКН, теперь добавляем любые гласные, например у меня получилась ЧЕКАНКА (картинка) или дата начала правления Ивана Грозного 1533 - аббревиатура ПТТ (Пистолет ТТ) и т.д.

Часто от своих учеников я слышу, что династию Романовых в том порядке в котором они правили просто невозможно запомнить, я предлагаю ребята следующее удивительное по красоте словосочетание МАФИС ПЕПА ИЕПИПАН ААН. Мнемотехника удивляет моих учеников простотой и доступностью.

Удивление формой урока. Мы полагаем, что одним из эффективных средств реализации идей педагогики удивления является и урок, а точнее его форм. С общих позиций, любые уроки истории и обществознания могут ранжироваться на стандартные и нестандартные. Именно нестандартный урок истории наиболее эффективен с точки зрения педагогики удивления.

Потенциал нестандартного урока велик: они помогают снять напряжение, способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей, в результате чего у них формируются более прочные, глубокие знания. В рамках педагогики удивления нестандартный урок превращается в урок удивления, т.к. подобная организационная форма всегда необычна для обучающихся. А там, где есть что-то оригинальное и необычное - всегда есть удивление.

Нестандартные уроки, по сути, являются уроками удивления. Для них характерны наглядно-дидактическая насыщенность, использование музыки, игровых приемов, элементов арт-терапии, импровизации и театрализации. Ему присущи частная смена видов деятельности и вариативность заданий. Урок удивления - это всегда что-то новое, оригинальное, выходящее за рамки обычного.

Такие уроки, как правило, проводятся после изучения какой-то большой темы, например, определенного модуля и носят междисциплинарный характер. Уроки основаны на сотворчестве педагога и обучающихся, возможно и привлечение родителей. Для них характерна атмосфера увлеченности и праздника.

Примерные формы уроков Удивления: футбольный матч, виртуальная экскурсия, урок-спектакль, путешествие, межгалактическая экспедиция, премьера фильма, конкурс, шоу, телевизионная программа, поход, написание сценария фильмы, проба пера, урок-сказка, съемка фильма, перевернутый урок, урок показ мод и др.

Удивление обучающегося собственным потенциалом. Удивление собственными силами - важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета.

Об потенциале этого источника удивления ёмко сказал В.А.Сухомлинский: «Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами - в этом кроется наша педагогическая мудрость. Там, где есть изумление и восторг, есть и неудовлетворенность. Человек безграничен в своих стремлениях, и, чем выше становится уровень его притязаний, тем глубже испытывает он недовольство достигнутым. А ведь именно в недовольстве достигнутым заключается источник саморазвития человека. Учитель, способный вызвать такие эмоции у ученика - не только специалист, но и творческая и духовная личность»

Огромный потенциал для удивления учащихся как удивительными фактами, так и собственными результатами, полученными в итоге работы, имеет научно-исследовательская деятельность учащихся.

Удивлять и удивляться - это девиз моей педагогической деятельности и педагогика удивления очень прочно вошла в мою работу.