Театрализованная деятельность в развитии детей младшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная деятельность


Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Основываясь на этом мы решили организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам кукольного театра.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям.
  • Развивать умение сопереживать персонажам народных сказок, песенок, потешек, авторских рассказов.
  • Вызывать желание следить за развитием действия, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы.
  • Побуждать принимать активное участие в кукольных спектаклях.
  • Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра: расширить словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
  • Учить запоминать небольшие стихотворения, тексты с помощью взрослого.
  • Совершенствовать память, внимание, мышление и восприятие.
  • Знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок, театра кружек, театра настольной игрушки.
  • Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (позу, движение, жест, мимику).
  • Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев. Поэтому мы включили в общение с детьми простейшие театрально - игровые действия с игрушками. Например, такие, как кукольный театр. Для детей раннего возраста мы приобрели и изготовили самостоятельно следующие виды кукольных театров.

Пальчиковый театр. Куклы для пальчикового театра мы связали из ниток разных цветов. Придали каждому пальчику облик конкретного персонажа. Сделали глазки, рот, нос, волосы и т.д. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

Театр рукавичек. Кукол для театра рукавичек мы связали из подходящих по цвету ниток. В оформлении использовали аппликацию из кусочков плотной ткани ярких цветов.

Театр резиновой игрушки. Наиболее простой и удобный в работе с детьми первых дней жизни - театр резиновых игрушек. Создать его очень просто! Для этого необходимо подобрать резиновые игрушки приблизительно одного размера, и главное они должны быть похожи на настоящих, реальных героев.

Театр картинок. Театр сделан из фланелевой ткани, используя туже фланель, наклеенную на картинку можно ее прикреплять. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграф в том порядке, в каком они появляются. Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали, но и видели героев.

Театр кружек. Изготовить такой театр очень просто. Для этого мы взяли пластмассовые кружки одинакового размера и цвета. Перевернули их вверх донышком и сбоку от ручки приклеили картинку персонажа.

Театр настольной игрушки. Для изготовления театра настольной игрушки нам потребовалось совсем немного - подобрали по размеру деревянные игрушки для сказки. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самодельные. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки хорошо стояли на столе и не создавали помех при движении.

Театр масок. Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса животных. Также маски используются на занятиях по развитию речи, как способ адаптации малышей в группе, как сюрпризные моменты на различных занятиях, а также для заучивания стиховю

Театр Би-Ба-Бо. Мы начали знакомить детей с театром Би-Ба-Бо. Обучали кукловождению. На пальцы руки надеваются куклы Би-Ба-Бо. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Куклы очень удобные, т.к. Сшиты под детскую руку и детям удобно ими управлять. Действие происходит на ширме, за которой стоит водящий. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Это не просто, но удивительно увлекательно.

Таким образом театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность ребенка.