Проект "Наша Родина – Россия" для детей 5–6 лет

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с


Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы

Любовь к близким людям, к детскому саду, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка, ведь яркие впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Знакомство детей с интересными сведениями родного края и страны - о природе, об исторических событиях, достопримечательностях, знаменитых людях, их подвигах и достижениях и т.д. - формирует такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.

К сожалению, последние годы патриотическому воспитанию подрастающего поколения в нашей стране уделялось недостаточное внимание. И, как результат - у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного края и страны; слабый познавательный интерес; родители тоже достаточно поверхностно знают историю страны и родного края.

Актуальность проекта «Наша Родина - Россия» заключается в том, что он помогает воспитать в детях чувство патриотизма, уважения к своей Родине, любви и привязанности к родной стране и родному краю, а также чувства глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Проект направлен на закрепление таких понятий, как «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Россияне», на изучение символики России, а также на расширение представлений детей о родном крае Урале, его богатой и разнообразной природе, о достопримечательностях, о знаменитых людях.

Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Интегрированные задачи:

  • Создать условия для:
    • формирования у детей представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России; о городах-героях, о защитниках Отечества, знаменитых людях России;
    • расширения представлений о родном крае, разнообразии природы и животного мира Урала.
    • обогащения предметно-развивающей среды;
  • Способствовать:
    • развитию гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России; уважения к культурному прошлому ьРоссии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
    • обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, внимания, мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать чувство привязанности и любви к нашей Родине - России и малой родине - Уралу на основе приобщения к родной природе, культуре.

Предполагаемый результат

  • У детей развивается познавательный интерес к Родине - России, к малой Родине - Уралу.
  • Речь детей активизируется, они развёрнуто отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
  • Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
  • Родители - активные участники образовательного процесса.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

  • Дидактические и настольно-печатные игры.

Тема «Наша Родина - Россия»

  • «Найди флаг»
  • «Гербы городов Челябинской области»
  • Игра на липучках «Золотое кольцо России»
  • «Города России»
  • «Города - герои»
  • «Народные промыслы России»
  • «Народы Урала»

Тема «Природа Уральского края»:

  • «Четвертый лишний»
  • «Теневое лото»
  • Лото «Животные»
  • Разрезные картинки
  • Картинки «Редкие животные Урала»
  • Игра на липучках «Животные леса»
  • «С какого дерева листок»
  • «Лесные ягоды»
  • «Кому нужны деревья в лес?»
  • «Растения Урала»
  • Наглядно-дидактические пособия
  • Фотоальбомы «Города России», «Достопримечательности страны»
  • Картотеки стихов и загадок о защитниках Отечества, о животных, о деревьях,
  • раскраски с изображением людей военных профессий, животных, деревьев.
  • Схемы «Расскажи о деревьях»
  • «Строение дерева»
  • «Красная книга России»
  • Разработка ОД :

Познавательные занятия:

  • «Наша страна - Россия»
  • «Государственные символы России»
  • «Знаменитые люди нашей Родины»
  • «Защитники Отечества»
  • «Наш край Урал»
  • «Легенды об Урале»

Продуктивные виды деятельности:

  • Рисование «Флаг России»,
  • «Народные промыслы»,
  • «Герои народных сказок»,
  • «Дымковская игрушка»
  • Лепка «Животные леса»
  • Аппликация «Флаг России»,
  • «Украсим башкирский коврик»

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание государственных символов России (флаг, герб), слушание Гимна РФ; рассматривание карты мира, России и Челябинской области, фотоальбомов «Города России», «Города-герои», «Наш любимый город Озёрск», иллюстраций о природе Урала (растения, животные, полезные ископаемые ), от народных промыслах России и Урала
  • Разучивание стихотворений о флаге, гербе, Родине: «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Люблю берёзку русскую…» А. Прокофьева, «Что мы Родиной зовем» В. Степанова и др
  • Беседы «С чего начианется Родина», «Символы государства», «Россия - наша Родина», «Урал - наш родной край», «Наш город Озерск», «Народы России и Урала», «Дружат народы нашей страны», «Южноуральские писатели детям», «Профессии Южного Урала», «Знакомство с городами Урала», «Деревья осенью», «Животные наших лесов» , «Богатства Урала» и др.
  • Разгадывание загадок о животных, деревья, о военных.
  • Разучивание пословиц и поговорок о Родине, родном крае, о мужестве и храбрости

НОД:

Познавательные занятия:

  • «Наша страна - Россия»
  • «Государственные символы России»
  • «Знаменитые люди нашей Родины»
  • «Защитники Отечества»
  • «Наш край Урал»
  • «Легенды об Урале»

Продуктивные виды деятельности:

  • Рисование «Флаг России»,
  • «Народные промыслы»,
  • «Герои народных сказок»,
  • «Дымковская игрушка»
  • Лепка «Животные леса»
  • Аппликация «Флаг России»,
  • «Украсим башкирский коврик»,
  • Оформление выставок детских работ «Флаг России», «Растения Урала», «Животные наших лесов»

Взаимодействие с родителями

Консультации:

  • «Россия - наша Родина»
  • «С чего начинается Родина»
  • «Роль семьи в воспитании дошкольников»
  • «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
  • «Растим детей патриотами»
  • «Прогулка с ребёнком в осеннем лесу».
  • «Будем заботиться и беречь природу».
  • Привлечение к подборке материала для лэпбуков

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта: оформление лэпбуков «Наша Родина - Россия» и «Природа Уральского края».

Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ, публикация в Издательском доме «Первое сентября».

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятие

Задачи

Познавательное развитие

*Рассматривание государственных символов России (флаг, герб), слушание Гимна РФ; рассматривание карты мира, России и Челябинской области, фотоальбомов «Города России», «Города-герои», «Наш любимый город Озёрск», иллюстраций о природе Урала (растения, животные, полезные ископаемые ), о народных промыслах России и Урала

Беседы:
«С чего начинается Родина», «Символы государства», «Россия - наша Родина», «Урал - наш родной край», «Наш город Озерск», «Народы России и Урала», «Дружат народы нашей страны», «Южноуральские писатели - детям», «Профессии Южного Урала», «Знакомство с городами Урала», «Деревья осенью», «Животные наших лесов» , «Богатства Урала» и др.

Занятия:
«Наша страна - Россия»
«Государственные символы России»
«Знаменитые люди нашей Родины»
«Защитники Отечества»
«Наш край Урал»
«Легенды об Урале»

Дидактические и настольно-печатные игры:

Тема «Наша Родина - Россия»
«Найди флаг», «Гербы городов Челябинской области», «Золотое кольцо России», «Города России», «Города-герои», «Народные промыслы России», «Народы Урала»

Тема «Природа Уральского края»:
«Четвертый лишний», «Теневое лото», Лото «Животные», Разрезные картинки «Редкие животные Урала», «Животные леса», «С какого дерева листок», «Лесные ягоды», «Кому нужны деревья в лесу?», «Растения Урала»

Чтение и заучивание стихов: о флаге, гербе, Родине: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Люблю берёзку русскую…» А.Прокофьева, «Что мы Родиной зовем» В.Степанова и др.

Разгадывание загадок о деревьях, животных леса.

Разучивание пословиц и поговорок о Родине, родном крае, о мужестве и храбрости

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии стран и народов мира;
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств;
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
Развивать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширять представление о Москве- столице России, о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Расширять представления о родном крае, о его природном богатстве; знакомить с достопримечательностями, знаменитыми людьми.

Речевое
развитие

Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь (диалогическую и монологическую), воспитывать ЗКР,
обогащать словарь детей существительными (бор, роща, вяз, хвоя, флаг, герб, промыслы, президент, город-герой, малая Родина, бескрайний, озерчане, россияне ); прилагательными (сосновый, березовый, смешанный, еловый, лиственный), глаголами (растут, живут, питаются, обитает, покрыта, расположен, защищать) и т.д.
Воспитание интереса и любви к чтению художественной литературы.

Социально-
Коммуникативное
развитие

развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, формировать готовность детей к совместной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание карты России и мира, символики государства, фото городов и знаменитых людей России, иллюстраций о растениях, животных, достопримечательностях, знаменитых людях Урала и т.д.
Занятия:
*Рисование «Флаг России», «Народные промыслы», «Герои народных сказок», «Дымковская игрушка», «Берёзка - символ России»
*Лепка «Животные леса»
*Аппликация «Флаг России», «Украсим башкирский коврик» и др.
Самостоятельная художественная деятельность (рисование, лепка): разукрашивание животных леса, деревьев, народов в национальных костюмах, символика России.

Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира;

Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, творчество детей через рисование, лепку, аппликацию

Физическое развитие

Подвижные игры:
Русские народные: «У медведя во бору», «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Пятнашки», «Краски» и др.
Башкирские народные: «Юрта», «Липкие пеньки», «Медный пень» и др.
Татарские народные: «Продаём горшки», «Серый волк», «Ловишки», «Кто дальше бросит?» и др.
Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Перетягивание каната», «Полярная сова и евражки» и др.

Пальчиковые игры:
«Улицы Озёрска», «Москва», «Родина», «Город - это улица», «Дикие животные», «У кого какая шуба?», «Зайчьи прятки», «Волк и заяц», «Деревья», «Листочки», «Хвойные деревья», «Дары леса»

Физминутки:
«Родина», «Клен», «Деревья», «Желтые листья», «Весело в лесу», «Наша родина - Россия» и др.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
повышение умственной и физической работоспособности,
предупреждение утомления.

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта у детей значительно повысился познавательный интерес к истории России и малой Родине - Уралу. Дети вместе с родителями с удовольствием принимали участие в подборке материала к лэпбукам, для обогащения среды группы (подбирали иллюстрации и фотографии достопримечательностей Озёрска, Урала, городов России, оформляли альбомы, делали зарисовки), составляли рассказы о растениях, животных, знаменитых людях, интересных местах Озёрска, Челябинской области.

Речь детей стала активнее и богаче: ребята развёрнуто отвечают на вопросы взрослого, составляют рассказы, участвуют в обсуждениях.

Ребята стремятся работать согласованно, уступать товарищам, помогают друг другу. Стали более самостоятельными, активными, творческими.

Родители - активные участники образовательного процесса: помогают в подборе и оформлении методических пособий, вместе с детьми иллюстрируют рассказы о любимых местах родного города, области, о деревьях и животных.

Методический «продукт» проекта - лэпбуки «Наша Родина - Россия» и «Природа Уральского края представлены на педагогическом совете ДОУ, будут опубликованы в Издательском доме «Первое сентября»

Лэпбук «Наша Родина - Россия»

Методическая литература

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012.
  2. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» М.Просвещение. 1984г.
  3. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
  4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» М.Сфера. 2003г.
  5. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М. Мозаика-Синтез 2004г.
  6. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. - 200с
  7. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» М. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ» 2016 -110 с.
  8. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96с.
  9. «Сборник дидактических игр». Л.Ю.Павлова. Мозаика-Синтез, 2018 г.
  10. «Сборник подвижных игр» Э.Я.Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2014 г.
  11. Физкультминутки/ сост. С.А.Левина, С.И.Тукачева. - В.: Учитель, 2005.
  12. «Здравствуй, пльчик! Как живешь?» Картотека тематических пальчиковых игр. Л.Н.Калмыкова. Волгоград, 2014.
  13. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик- справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 64 с.: ил.