Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы
Любовь к близким людям, к детскому саду, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка, ведь яркие впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Знакомство детей с интересными сведениями родного края и страны - о природе, об исторических событиях, достопримечательностях, знаменитых людях, их подвигах и достижениях и т.д. - формирует такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.
К сожалению, последние годы патриотическому воспитанию подрастающего поколения в нашей стране уделялось недостаточное внимание. И, как результат - у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного края и страны; слабый познавательный интерес; родители тоже достаточно поверхностно знают историю страны и родного края.
Актуальность проекта «Наша Родина - Россия» заключается в том, что он помогает воспитать в детях чувство патриотизма, уважения к своей Родине, любви и привязанности к родной стране и родному краю, а также чувства глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.
Проект направлен на закрепление таких понятий, как «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Россияне», на изучение символики России, а также на расширение представлений детей о родном крае Урале, его богатой и разнообразной природе, о достопримечательностях, о знаменитых людях.
Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Интегрированные задачи:
- Создать условия для:
- формирования у детей представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России; о городах-героях, о защитниках Отечества, знаменитых людях России;
- расширения представлений о родном крае, разнообразии природы и животного мира Урала.
- обогащения предметно-развивающей среды;
- Способствовать:
- развитию гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России; уважения к культурному прошлому ьРоссии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
- обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, внимания, мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать чувство привязанности и любви к нашей Родине - России и малой родине - Уралу на основе приобщения к родной природе, культуре.
Предполагаемый результат
- У детей развивается познавательный интерес к Родине - России, к малой Родине - Уралу.
- Речь детей активизируется, они развёрнуто отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
- Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
- Родители - активные участники образовательного процесса.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
- Дидактические и настольно-печатные игры.
Тема «Наша Родина - Россия»
- «Найди флаг»
- «Гербы городов Челябинской области»
- Игра на липучках «Золотое кольцо России»
- «Города России»
- «Города - герои»
- «Народные промыслы России»
- «Народы Урала»
Тема «Природа Уральского края»:
- «Четвертый лишний»
- «Теневое лото»
- Лото «Животные»
- Разрезные картинки
- Картинки «Редкие животные Урала»
- Игра на липучках «Животные леса»
- «С какого дерева листок»
- «Лесные ягоды»
- «Кому нужны деревья в лес?»
- «Растения Урала»
- Наглядно-дидактические пособия
- Фотоальбомы «Города России», «Достопримечательности страны»
- Картотеки стихов и загадок о защитниках Отечества, о животных, о деревьях,
- раскраски с изображением людей военных профессий, животных, деревьев.
- Схемы «Расскажи о деревьях»
- «Строение дерева»
- «Красная книга России»
- Разработка ОД :
Познавательные занятия:
- «Наша страна - Россия»
- «Государственные символы России»
- «Знаменитые люди нашей Родины»
- «Защитники Отечества»
- «Наш край Урал»
- «Легенды об Урале»
Продуктивные виды деятельности:
- Рисование «Флаг России»,
- «Народные промыслы»,
- «Герои народных сказок»,
- «Дымковская игрушка»
- Лепка «Животные леса»
- Аппликация «Флаг России»,
- «Украсим башкирский коврик»
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- Рассматривание государственных символов России (флаг, герб), слушание Гимна РФ; рассматривание карты мира, России и Челябинской области, фотоальбомов «Города России», «Города-герои», «Наш любимый город Озёрск», иллюстраций о природе Урала (растения, животные, полезные ископаемые ), от народных промыслах России и Урала
- Разучивание стихотворений о флаге, гербе, Родине: «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Люблю берёзку русскую…» А. Прокофьева, «Что мы Родиной зовем» В. Степанова и др
- Беседы «С чего начианется Родина», «Символы государства», «Россия - наша Родина», «Урал - наш родной край», «Наш город Озерск», «Народы России и Урала», «Дружат народы нашей страны», «Южноуральские писатели детям», «Профессии Южного Урала», «Знакомство с городами Урала», «Деревья осенью», «Животные наших лесов» , «Богатства Урала» и др.
- Разгадывание загадок о животных, деревья, о военных.
- Разучивание пословиц и поговорок о Родине, родном крае, о мужестве и храбрости
НОД:
Познавательные занятия:
- «Наша страна - Россия»
- «Государственные символы России»
- «Знаменитые люди нашей Родины»
- «Защитники Отечества»
- «Наш край Урал»
- «Легенды об Урале»
Продуктивные виды деятельности:
- Рисование «Флаг России»,
- «Народные промыслы»,
- «Герои народных сказок»,
- «Дымковская игрушка»
- Лепка «Животные леса»
- Аппликация «Флаг России»,
- «Украсим башкирский коврик»,
- Оформление выставок детских работ «Флаг России», «Растения Урала», «Животные наших лесов»
Взаимодействие с родителями
Консультации:
- «Россия - наша Родина»
- «С чего начинается Родина»
- «Роль семьи в воспитании дошкольников»
- «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
- «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
- «Растим детей патриотами»
- «Прогулка с ребёнком в осеннем лесу».
- «Будем заботиться и беречь природу».
- Привлечение к подборке материала для лэпбуков
III ЭТАП - Заключительный
Обобщение материалов проекта: оформление лэпбуков «Наша Родина - Россия» и «Природа Уральского края».
Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ, публикация в Издательском доме «Первое сентября».
Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО
ОО |
Мероприятие |
Задачи |
Познавательное развитие |
*Рассматривание государственных символов России (флаг, герб), слушание Гимна РФ; рассматривание карты мира, России и Челябинской области, фотоальбомов «Города России», «Города-герои», «Наш любимый город Озёрск», иллюстраций о природе Урала (растения, животные, полезные ископаемые ), о народных промыслах России и Урала
Беседы:
Занятия:
Дидактические и настольно-печатные игры:
Тема «Наша Родина - Россия»
Тема «Природа Уральского края»:
Чтение и заучивание стихов: о флаге, гербе, Родине: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Люблю берёзку русскую…» А.Прокофьева, «Что мы Родиной зовем» В.Степанова и др. Разгадывание загадок о деревьях, животных леса. Разучивание пословиц и поговорок о Родине, родном крае, о мужестве и храбрости |
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии стран и народов мира;
|
Речевое
|
Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь (диалогическую и монологическую), воспитывать ЗКР,
|
|
Социально-
|
развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, формировать готовность детей к совместной деятельности. |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Рассматривание карты России и мира, символики государства, фото городов и знаменитых людей России, иллюстраций о растениях, животных, достопримечательностях, знаменитых людях Урала и т.д.
|
Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира; Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, творчество детей через рисование, лепку, аппликацию |
Физическое развитие |
Подвижные игры:
Пальчиковые игры:
Физминутки:
|
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
|
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта у детей значительно повысился познавательный интерес к истории России и малой Родине - Уралу. Дети вместе с родителями с удовольствием принимали участие в подборке материала к лэпбукам, для обогащения среды группы (подбирали иллюстрации и фотографии достопримечательностей Озёрска, Урала, городов России, оформляли альбомы, делали зарисовки), составляли рассказы о растениях, животных, знаменитых людях, интересных местах Озёрска, Челябинской области.
Речь детей стала активнее и богаче: ребята развёрнуто отвечают на вопросы взрослого, составляют рассказы, участвуют в обсуждениях.
Ребята стремятся работать согласованно, уступать товарищам, помогают друг другу. Стали более самостоятельными, активными, творческими.
Родители - активные участники образовательного процесса: помогают в подборе и оформлении методических пособий, вместе с детьми иллюстрируют рассказы о любимых местах родного города, области, о деревьях и животных.
Методический «продукт» проекта - лэпбуки «Наша Родина - Россия» и «Природа Уральского края представлены на педагогическом совете ДОУ, будут опубликованы в Издательском доме «Первое сентября»
Лэпбук «Наша Родина - Россия»
Методическая литература
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» М.Просвещение. 1984г.
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» М.Сфера. 2003г.
- Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М. Мозаика-Синтез 2004г.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. - 200с
- Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» М. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ» 2016 -110 с.
- Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96с.
- «Сборник дидактических игр». Л.Ю.Павлова. Мозаика-Синтез, 2018 г.
- «Сборник подвижных игр» Э.Я.Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Физкультминутки/ сост. С.А.Левина, С.И.Тукачева. - В.: Учитель, 2005.
- «Здравствуй, пльчик! Как живешь?» Картотека тематических пальчиковых игр. Л.Н.Калмыкова. Волгоград, 2014.
- Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик- справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 64 с.: ил.