Дислексия. Профилактика и предрасположенность

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дислексия


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, но необходимо задуматься о том, насколько важную роль во всём играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в соответствии с определённой закономерностью. Если происходят изменения в закономерном формировании речи, то речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, ведёт к стойкому речевому нарушению, исправить которое может только специалист-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия - специфическое нарушение процесса письма и дислексия - специфическое нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении учебного материала в целом.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. (Л. С.Волкова).

Дети с дислексией допускают при чтении следующие ошибки:

  • Неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам. В этом случае ребёнок, видя, например, написанное слово «шапка», прочитывает его как «сапка», «мышка», читает «миска».
  • Искажение при чтении слоговой структуры слов.
  • Ребёнок в процессе чтения пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного. Например, если вместо слова «карандаш» ребёнок прочитал «кардадаш», «велосипед», читает «весипед».

Ошибки такого характера могут проявляться в следующем:

  • пропуски букв в словах («зма» вместо «зима»);
  • вставка лишних букв («дорова» вместо «дрова»);
  • перестановка букв («прота» вместо «тропа», «онко» вместо «окно»);
  • перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);
  • слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);
  • разделение одного слова на части («на ступила»).

Неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства.

Дети затрудняются в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «щавель», ребёнок будет сомневаться в том, как нужно назвать первую букву этого слова: то ли Ш, то ли Ц, то ли, наконец, Щ?

Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии. Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности в целом.

Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.

Факторы определяющими предрасположенность к дислексии могут быть

  • недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка;
  • наследственная и генетическая предрасположенность;
  • патологии беременности (анемия матери при беременности, гипоксия плода, асфиксия и т.д.);
  • нейроинфекционные заболевания;
  • наличие функциональных нарушений слуха (глухота, тугоухость) или зрения (миопия (близорукость), амблиопия (затуманенное зрение), стробизм (косоглзие) и т.д);
  • тяжелые соматические заболевания и инфекции и др. Корь, краснуха, грипп и другие заболевания, которые перенесла мать во время беременности. Результатом этих болезней является инфекционное поражение мозга плода.

А также недостаточность речевых контактов;

  • педагогическая запущенность;
  • слишком раннее обучение навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности ребенка к этому;
  • завышенные требования по отношению к ребенку, неправильный темп речи и методики обучения и др.

Кто находится в группе риска по дислексии?

Риск развития специфических нарушений чтения существенно повышается у детей, которые:

  • имеют нарушение звукопроизношения;
  • имеют речевые и психоречевые задержки развития;
  • не посещали логопедические занятия;
  • пишут левой рукой или же правой после переучивания;
  • растут в семьях, где разговаривают на разных языках;
  • слишком рано начинают учиться писать и читать;
  • пошли в школу раньше и начали изучать иностранный язык;
  • имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.

На что стоит обратить внимание родителям детей в дошкольном возрасте?

  • Повышенная импульсивность, гиперактивность, отвлекаемость, рассеянность, ребёнку тяжело самоорганизоваться, собраться.
  • Ребёнок «не слышит» инструкцию.
  • Проблемы с мелкой моторикой.
  • Ребёнку долго и тяжело дается навык овладения правильного захвата ложки, карандаша и других предметов.
  • Он не узнает слова, которые часто встречает в своей жизни (например, на вывесках).
  • Плохо различает или путает звуки.
  • Возникают трудности с овладением графическим образом букв, выделением границ слов и предложений.
  • Ребёнок тяжело воспринимает и воспроизводит ритмы.
  • Долго не может запомнить понятия «право-лево», пространственные предлоги (над, под, перед и т.д.), тяжело ориентируется в пространстве внешнего мира, листа, собственного тела.

Диагностика дислексии

Ранняя диагностика очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, и ребенок будет меньше психологически травмирован, сможет быстрее догнать своих сверстников.

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов.

На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка (т.е. беседа с ребенком и его родителями, выяснение обстоятельств протекания беременности, особенности формирования речи, успеваемости ребенка в школе и т.д., состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики).

Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо под диктовку, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ, консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов, консультация сурдолога, отоларинголога.

Родители, столкнувшиеся с дислексией у своего ребенка, не должны отчаиваться и пытаться решать эту проблему самостоятельно.

Для успешной коррекции необходимо обратиться к квалифицированным специалистам. Логопеды, дефектологи, нейропсихологи и педагоги-психологи могут провести диагностику, определить уровень трудностей ребенка и разработать индивидуальную программу коррекции. Они также могут помочь родителям научиться работать с ребенком в домашних условиях и справляться со стрессом и эмоциональными трудностями.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

К мерам ранней профилактики дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для овладения процессом чтения. Хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников. Весь ход речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе - с использованием развивающих игр.

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий, подготовка к освоению грамоты.

Чем раньше родители обратятся к специалисту за помощью, тем более эффективными будут занятия по преодолению нарушений в устной и письменной речи.

Рекомендации родителям по профилактике дислексии

  • Делайте артикуляционную, дыхательную гимнастику: выдувайте мыльные пузыри, надувайте шарики, надувные игрушки, играйте на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
  • Контролируйте поставленные звуки, исправляйте неверно произнесенные ребёнком слова, добивайтесь правильного произношения. Старайтесь закрепить нужный звук в речи.
  • Обращайте внимание на то, как ребенок понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Костя рисовал, а Даша рисовала и т.д.).
  • Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, штрихуйте, обводите, лепите из пластилина, глины, собирайте конструкторы, пазлы, растегивайте - застегивайте пуговицы, застежки - молнии, играйте с сыпучими материалами.
  • Развивайте фонематический слух используя различные игры: «Поймай звук» среди других звуков, «Назови слово на звук А - абрикос, на М - машина, на Л - лама и т.д», «Назови первый звук в слове» (аист - А, утка - У и т.д.), «Назови последний звук» в слове (колесо - О, оса - А), «Определи место звука в слове», пример: звук А, рукА - в конце, лАк - в середине, Азбука - вначале слова), «Прохлопай слово по слогам» (например ав - то - бус, нос, кош - ка), «Повтори слоговые дорожки», например, та - та - да, ши - жи - ши, и т.д.
  • Развивайте словарный запас, грамматический строй речи.

Играйте в следующие игры:

  • «Посчитай - ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов и т.д.
  • «Один - много». Кошка - кошки, корова - коровы и т.д.
  • «Назови ласково». Куст - кустик, клубника - клубничка и т. д. (на любую тему).
  • «Назови части». Пример: Грузовик. Части: кабина, кузов, колеса и т.д.
  • «Кто где живёт?». В норе (кто?) - барсук, в берлоге (кто?) - медведь, в дупле и т.д.

При изучении букв можно использовать такие игры и задания:

    «Найди букву». Найти букву среди других. Можно использовать ненужные книги, газеты, журналы и другое.
  • «На что похожа буква». Например, буква О похожа на обруч, бублик и т.д., буква У похожа на ветку дерева.
  • «Реконструирование букв», добавление и убавление элементов букв. Можно использовать счетные палочки, карандаши, мозаику, пуговицы и др.
  • Обведение контура букв.
  • Нахождение букв с закрытыми глазами. Можно использовать буквы магнитной азбуки.
  • Лепка букв из пластилина, выкладывание из счетных палочек, камешков и другого подручного материала.
  • Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
  • Письмо буквы на запотевшем стекле, песке, крупе и т.д.
  • Ниткография. Изображение буквы с помощью нитки, шнурка.

Все это можно использовать в игре, в транспорте на прогулке. Куда бы Вы не шли - общайтесь с ребёнком, объясняйте, рассказывайте, что происходит вокруг, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими приёмами будут развиваться мыслительные процессы, любознательность, внимательность и заинтересованность к окружающему миру.

Если вы отправляетесь на прогулку, отдых или в поездку - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка. Во время поездки можно поговорить о транспорте, и кто на нём работает. Рассмотреть части поезда, сосчитать вагоны поезда. Продуктивно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, погодой. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать. По средствам такой игры у детей развивается описательная и объяснительная речь.

Читайте рассказы, сказки, пересказывайте их, повторяйте и учите стихи, разгадывайте загадки, объясняйте пословицы.

Составляйте рассказы по картинке, о явлениях природы, о животных, и т.д.

На прогулке, в магазине, на даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Транспорт», «Овощи, фрукты», «Деревья и кустарники», «Домашние и дикие животные», «Профессии». Не на картинке, а в реальности Ваш ребёнок получает ценные впечатления.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий с детьми. Не стоит упускать и малейшего повода. Главное, где бы ни были, уделяйте больше времени ребёнку, используя каждую минуту, когда вы вместе. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Позитивный эмоциональный настрой приносит только положительные результаты. Общайтесь, играйте, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом.