Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формируемые УУД:
- познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
- коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы работы:
- наглядный
- диалог
Приемы ТРКМ: кластер, «Мозговой штурм»
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
- Урок начнём с минутки чистописания.
- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ. Итак, приступаем!
В слове земля безударная гласная …е
Звук парный звуку {з}. … с
В слове тонна удвоенная …н
Буква, похожая на окружность… о
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь
- Посмотрите на доску.
- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).
- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.
- А какая орфограмма есть в слове осень?
- Подберите проверочное слово
Актуализация знаний
Каждый урок русского языка мы узнаём что-то новое. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, над какой темой мы работаем на последних уроках (части речи). На какие две группы мы делим части речи? Какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? (слайд 2)
Для этого я предлагаю заполнить таблицу.
- Напишите: Упражнение 124 (письменно). (слайд 3)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Сравните выделенные слова.
- Что они обозначают?
- На какой вопрос они отвечают?
- С какой частью речи связаны по смыслу?
- Каким членом предложения являются?
- Выпишите подчеркнутые словосочетания.
- Стрелкой укажите связь слов в каждом случае.
Постановка учебной задачи
- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?
Значит, эту тайну нам предстоит открыть. Сформулируйте задачи урока.
(слайд 4)
Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на с.73.
Поиск решения учебной задачи. («Открытие нового знания»)
Рассказ о наречии. (слайд 5)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).
- А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.) (добавляем в кластер)
- Чтобы найти наречие - найди глагол и поставь от него вопрос.
Прочитайте упражнение 125. Докажите, что выделенные слова являются наречиями. (устно)
Продолжаем наше исследование. Как же изменяется наречие? Я предлагаю выяснить это вам самим.
«Мозговой штурм»
(слайд 6) (работа в группах по карточкам)
Карточка 1
Роза распускается как? Быстро
Розы распускаются как? …..
Изменяется ли наречие по числам?
Карточка 2
Очень высокое здание.
…… высокая стена.
…… высокий дом.
Изменяется ли наречие по родам?
Карточка 3
Спортсмен бежал быстро.
Спортсмен бежит …….
Спортсмен побежит ……
Изменяется ли наречие по временам?
Карточка 4
Я играю весело. |
Мы играем ……. |
Ты играешь ….. |
Вы играете …… |
Он играет …… |
Они играют …… |
Изменяется ли наречие по лицам?
Карточка 5
И.п. прогулка пешком
Р.п. у прогулки …..
Д.п. к прогулке ….
В.п. прогулку …..
Т.п. с прогулкой ….
П.п. о прогулке ….
Изменяется ли наречие по падежам?
Какой вывод можно сделать?
Наречие - неизменяемая часть речи. (слайд 7)
Физминутка (слайд 8)
- Какие слова-наречия встретились в физминутке?
Упражнение 126 (письменно). Прочитайте предложения. Выделенные слова в тексте являются наречиями. Задайте к каждому наречию вопрос. Запишите вопрос с наречием.
На какие вопросы отвечают наречия?
Подводим итог: наречие - часть речи. Отвечает на вопросы: когда? как? куда? В предложении второстепенный член - обстоятельство. (добавляем в кластер)
Какую роль выполняют наречия в нашей речи? Обратите внимание на
(слайд 9). Прочитайте предложения левого столбика и правого столбика. Чем они отличаются? Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
Как сказал великий писатель Максим Горький о наречиях: "Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) (слайд 10)
(украшают её, делают её более точной и выразительной).
Откройте словарик. Запишите 2 новых слова: впереди, медленно. К какой части речи относятся эти слова?
Итог урока
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
- Какие же открытия мы сегодня сделали?
Давайте подведём итог урока с помощью кластера.
Рефлексия
(Слайд 11)
Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я работал(а) на уроке…
А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я говорю вам спасибо за работу!
Домашнее задание
(слайд 12)
С.74 правило, упр.127
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!
И на последок для вас есть интересное задание. Мы уже знакомились с фразеологизмами. Предлагаю вам заменить фразеологизмы подходящими наречиями. (слайд 13)
Молодцы! Спасибо за урок!