Тема семьи, чувств и взаимоотношений в семье поколений родных людей является центральной в культуре народов России. Объявление 2024 года Годом семьи естественным образом сделало эту тему самой предпочтительной для включения её в различные культурные и развивающие мероприятия, в том числе и мероприятия для детей с нарушениями речи. В своей статье я хочу представить набор развивающих логопедических заданий, которые я готовила к городской открытой логопедической олимпиаде для обучающихся начальных классов, имеющих статус ОВЗ и обучающихся, получающих логопедическую помощь в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Красноярска. Думаю, что представленные задания на тему семьи могут быть использованы как для различных современных форм логопедических мероприятий (брейн-рингов, квестов, викторин), так и на логопедических занятиях. Они помогут специалисту-логопеду сделать занятия подвижными, интересными и результативными.
Их целью является развитие навыков устной речи, коммуникативного и познавательного потенциала, а также талантов и способностей, обучающихся с ОВЗ с речевыми нарушениями, получающих логопедическую помощь. Использование заданий на логопедических мероприятиях и занятиях помогает решать следующие задачи:
- стимулировать и активизировать языковые, познавательные, творческие способности обучающихся;
- развивать умение обучающихся работать как индивидуально, так и в команде;
- создавать условия для проявления настойчивости, умения точно следовать инструкции, целеустремленности, взаимопомощи, находчивости и смекалки;
- способствовать закреплению, полученных знаний и умений.
Для разработки заданий использованы сказки, пословицы, ребусы, различные приёмы нетрадиционной подачи развивающего материала. Я представляю задания для развития различных речевых компонентов младших школьников: связной речи, словарного запаса, грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения), звуко-слоговой структуры слова.
Чтобы логопедам было удобнее пользоваться моими материалами, я решила добавить в качестве приложений документацию по проведению логопедической олимпиады:
- В Приложении 1 представлен проект Положения о городской логопедической олимпиаде.
- Приложение 2 содержит бланки заданий для участников логопедических мероприятий (занятий).
- В Приложении 3 представлен бланк ответов на задания с балльной оценкой.
- Приложение 4 содержит вариант презентации, сопровождающий выполнение заданий участниками логопедических мероприятий (занятий).
Я надеюсь, что представленный материал будет полезен коллегам-логопедам.