История системно-деятельностного подхода в педагогике

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: системно-деятельностный подход


С давних времен тема истории системно-деятельностного подхода (далее СДП) в педагогике имеет большое значение с точки зрения повышения мотивации учеников на уроках математики. В связи с тем, что математика является одним из самых сложных предметов для учеников, необходимо применять разнообразные методы для стимулирования интереса и мотивации учеников к учению математики. История СДП в педагогике показывает, каким образом можно использовать этот подход на уроках математики. В настоящее время СДП является методологической основой обновленных ФГОС.

К 1985 году в советской психологической науке достаточно остро стоял вопрос между противоречивыми понятиями системного (разрабатывали: Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного (разрабатывали: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже и др.) подходы. Именно тогда появляются идеи о возможности их объединения в один СДП, который возьмет от них наиболее эффективные методы для развития педагогики.

Концепция СДП является одним из важных инструментов в современной науке. Она основывается на идее того, что любая система, будь то социальная, экономическая или природная, есть сложное многокомпонентное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой и с окружающей средой.

СДП рассматривает систему как единое целое, а не как совокупность ее частей, и подчеркивает тесную связь между деятельностью и структурой системы. СДП учитывает влияние внешних факторов на систему, а также ее внутреннюю структуру, то есть ее элементы, связи и процессы.

В рамках СДП важно понимание, что каждый элемент системы взаимодействует с другими элементами, а также с окружающей средой. Кроме того, он берет в расчет субъективные факторы, такие как ценности и убеждения участников системы.

Одним из основных преимуществ СДП является возможность видеть систему в целом, учитывая ее взаимодействие с окружающей средой и изменяемыми внутренними факторами. Это позволяет исследователям предоставлять глубокое и более полное понимание работы системы и возможность ее управления.

В педагогической науке в конце XIX века произошла «революция», теперь главным становиться: «самостроительство» ученика в процессе учебной деятельности над своей личностью. По мнению Новикова А.М. в книге «Основания педагогики»: «Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности»[17].

В начале ХХ века американский ученый Джон Дьюи предложил концепцию «учения через деятельность». По мнению Дж. Дьюи, обучение должно быть активным, и наша деятельность и опыт - это непременные компоненты процесса обучения. Основной идеей ведущих принципов Джона Дьюи является то, что обучение должно быть ориентировано на решение реальных проблем и задач, которые возникают в повседневной жизни. Только в этом случае ученики будут находить наибольшее понимание процесса обучения и будут применять полученные знания в практических ситуациях.

Это помогает ученикам стать активными участниками процесса обучения и развивает их критическое мышление и принятие решений. В свою очередь, это повышает качество обучения и приготавливает студентов к жизни в реальном мире. Дж. Дьюи отмечал в своих трудах важность взаимодействия между учителем и учеником. Педагог должен быть не только источником знаний, но и наставником и советчиком, который помогает студентам освоить и применить знания на практике [23].

Подобные идеи встречаются у многих авторов двадцатого века и, в частности, прослеживаются, например, в работах итальянского педагога М. Монтессори, которая направляет «учение через деятельность» на развитие способностей ребенка к самостоятельной работе, к освоению новых знаний, к формированию устойчивых навыков и умений. Такой подход даёт возможность каждому ребенку, независимо от возраста, проявить свой потенциал и научиться навыкам, необходимым для дальнейшего развития. [18]

Учение - это не просто скучная рутина в школьной жизни, а удивительная возможность открытия новых горизонтов для молодых умов. Ведь именно во время уроков, занятий и самостоятельной работы школьники раскрывают свой потенциал и прогрессируют в своем развитии.

В период 1920-1930 годов советские ученые активно занимались исследованием того, как деятельность влияет на личность и мышление человека. Это привело к формированию нового подхода - деятельностного подхода. Его создателями стали выдающиеся ученые, такие как Л.С. Выготский [4], С.Л. Рубинштейн [21] и А.Н. Леонтьев [15], которые самостоятельно разрабатывали теорию деятельности.

Сергей Леонидович Рубинштейн сформулировал принцип «единства сознания и деятельности», суть которого состоит в том, что сознание формируется и проявляется в деятельности: «Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство»[21].

Начиная с 60-х годов прошлого века, мастера-теоретики обучения создавали самые разнообразные концепции деятельностного типа. Мы говорим о таких теориях, как поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперина, система дидактических принципов Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, теория проблемного обучения А.М. Матюшкина, Школа диалога культур В.С. Библера, Т.В. Кудрявцева, дидактическая концепция И.Я. Лернера, а также теория учебной деятельности В.В. Давыдова [8] и т.д. В этих научно-педагогических исследованиях также разгоралось настоящее педагогическое противостояние в поисках пути активизации детской деятельности. [9]

Всегда считалось, что главной задачей учителя при передаче новых знаний является наглядное и доступное объяснение, а также демонстрация и рассказ. Однако, с обновлением ФГОСа, учителю предстоит не только объяснить, но и организовать исследовательскую работу, чтобы ученики сами стали решать проблемы урока и разрабатывать эффективные пути их решения. Самостоятельность, активность, ответственность и самоорганизация, являются фундаментальными характеристиками деятельностного подхода и необходимыми для достижения успеха в современном образовании. Учитель должен обладать не только педагогическими знаниями, но и уметь вдохновить каждого ученика на индивидуальный и групповой поиск знаний. Он должен уметь мотивировать и направлять творческие усилия школьников, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и достичь успеха. «Условимся назвать учением, - пишет П.Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества» [5].

Учитель должен обладать не только педагогическими знаниями, но и уметь вдохновить каждого ученика на индивидуальный и групповой поиск знаний. Он должен уметь мотивировать и направлять творческие усилия школьников, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

Со времен середины 70-х годов категория деятельности была усиленно исследована и расширена благодаря Московскому методологическому кружку - единственному в своем роде. За этим стояли выдающиеся ученые и философы-методологи, среди которых можно упомянуть Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, О.С. Анисимова, Ю.В. Громыко, Э.Г. Юдина и многих других. Этот кружок отличался от традиционных психологических подходов введением понятия нормы, что позволило понимать объективные механизмы функционирования и развития мира деятельности на основе метода рефлексии. Такой подход помогал снять затруднения в существующих типах деятельности и системах, и приводил к реализации способов и средств достижения требуемых результатов.[19]

На протяжении всего ХХ века идея развивающего обучения была активно изучена и разработана психологами и педагогами во всем мире. В России и за ее пределами работали такие известные ученые как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, а также зарубежные методисты, например, К. Ван Парререн, Дж. Карпея и Э. Эриксон. Их исследования стали важной отправной точкой в развитии теории развивающего обучения, которая и по сегодняшний день продолжает эволюционировать и применяться в практике воспитания и обучения детей.

С конца 1950-х и до середины 1970-х годов благодаря беспрецедентному развитию системных исследований и созданию нового методологического подхода - системного, педагогика стала более органичной и продуктивной. Хотя понятие "система" было известно и использовалось еще с древних времен, ранее оно не приобретало такого высокого значения. Оно помогло сформировать нашу педагогическую мысль и продвинуться вперед в понимании процессов обучения. Ананьин Григорий Евгеньевич утверждал, что понимание концепции "система" (его описание и обоснование) началось с XIX века, где он стал главным понятием. Некоторые исследователи связывают возникновение системного подхода с К. Марксом и Г.Ф. Гегелем. В трудах А. Дистервега появляется понятие "принцип систематичности", которое критикуется самим исследователем и называется недостаточно точным. [10] Петр Федорович Лесгафт, в свою эпоху известный философ и педагог, придерживался взгляда, что систематический метод в преподавании означает теоретический подход. Однако не каждая теория в его понимании представляет собой систематически организованные научные знания.[2]

П.Ф. Лесгафт считал, что следует начинать с простого и постепенно переходить к более сложным вещам, чтобы легче разобраться в материи. Также он призывал отделять отдельные представления, чтобы более глубоко изучить каждое из них и акцентировал внимание на необходимости сравнивать данные представления, чтобы найти общие положения. И, конечно, не менее важно применять эти положения на практике, чтобы убедиться в их пригодности для решения реальных задач.[16]

Позже такой же стиль описания был использован и в контексте системного подхода, в частности, Ю.А. Конаржевский применял подобный подход [12]. Однако, только гораздо позже появились новые идеи, связанные с трудами Л. Берталанфи и А.А. Богданова, которые раскрывали системный подход и представляли его как универсальное методологическое направление, хотя и не получили широкого признания.

Г. Шаррельман и С.И. Гессен дали вектор развития дидактики в сторону принципа систематичности. Однако, применение этого принципа не является абсолютным и имеет свои временные рамки.[24] В работе «Основы педагогики» (1920 г.) С.И. Гессен перенял идеи Г. Шеррельмана и, обращаясь к системному характеру педагогического процесса, ввел концепцию «систематического курса». Важно отметить, что каждая процедура в этом курсе связана друг с другом и вместе являются системой обучения в целом.[6]

По итогам исследования можно сделать вывод, что архитекторами педагогической методологии, основанной на понимании системы, стали А. Дистервег, П.Ф. Лесгафт, С.И. Гессен и Г. Шаррельман. Тем не менее, новые представления о системе как объекте изучения в педагогике были принесены только в 1960-1970-х годах за счет трудов Ф.Ф. Королева,[13] Л.И. Новиковой и А.Т. Куракина, [14] которые взяли на вооружение концепции, ранее формировавшиеся в философии. В свою очередь, в 1970-х годах Ю.А. Конаржевский и Н.В. Кузьмина в своих работах дали обоснование значения системных представлений как базовой основы для исследования и реформирования процессов обучения.

В настоящее время системный подход стал важным направлением в методологии научного познания. Его фундаментом является изучение предмета как системы, что позволяет рассматривать ее как целостность и одновременно как составную часть для вышестоящих уровней.

Основными принципами системного подхода являются целостность, иерархичность и структуризация. Целостность дает возможность рассматривать систему как единое целое, а иерархичность - рассматривать ее как составную часть более крупных систем. Структуризация позволяет анализировать элементы системы и их взаимодействие в рамках определенной структуры.

Таким образом, системный подход является способом воспитания целостного мировоззрения, который помогает человеку ощутить неразрывную связь с окружающим миром

Сама идея слияния системного и деятельностного подходов легла в основу работ советских ученых А.Н. Сухова и А.Г. Асмолова. По мнению российского психолога, педагога Александра Григорьевича Асмолого: «На сегодняшний день системно-деятельностный подход наиболее полно описывает психологические условия и механизмы обучения процесса. Кроме того, данный подход хорошо сочетается и с компетентностным, и с личностно-ориентированным подходами, которые ему не противоречат».[1]

Известный российский философ и системолог Сагатовский В.Н. пишет: «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система», [22] поэтому использование системно-деятельностного подхода в математике позволяет обучающимся учиться не только самой математике, но и развивать свои навыки решения проблем и критического мышления. Данный подход делает уроки математики более интересными и позволяет ученикам лучше понимать математические теории и законы, так как СДП объединяет и систематизирует различные теории системного и деятельностного подходов. Таким образом, в настоящее время мы можем с уверенностью утверждать, что классические образовательные технологии ХХ века должны стать основой для текущей реализации современных стандартов образования. Эту методику преподавания сформулировал Л.С. Выготский, исходя из того, что учащиеся способны на большее, чем просто повторить учебный материал. Он утверждал, что студенты должны мыслить вперед, и обучение должно быть ориентировано не на прошлое, а на будущее.

Для лучшего понимания СДП необходимо ознакомиться с двумя подходами, формирующими данный метод: системным и деятельностным. Развивая СДП на теоретическом, технологическом и методологическом уровнях, ключевым средством его реализации является проблемно-диалогическое обучение. Оно включает в себя постановку учителем учебной проблемы и организацию поиска решения этой проблемы студентами.

Под СДП понимается система методических принципов, направленных (ориентированных) на усвоение школьниками учебного материала посредством практической деятельности.

Основная идея СДП состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Школьники могут открыть их самостоятельно в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. СДП - это удивительный способ дать каждому уровню образования четкие цели и задачи, которые помогут формировать качества личности учащихся. Кроме того, СДП позволяет определить содержание обучения, связанное с этими ключевыми задачами, и выделить основные результаты обучения и воспитания, направленные на личностный, социальный, коммуникативный и познавательный рост школьников. Без СДП образование было бы лишь бесцельным бегом, в котором ученики теряли бы свою внимание и интерес. Стоит ли говорить, что СДП дает глубокий и значимый смысл нашей системе образования?

Для реализации СДП в образовании необходимо учитывать ряд дидактических принципов:

Первый дидактический принцип - это принцип целостности. Он предполагает рассмотрение учебных предметов не как отдельных дисциплин, а как единой системы, которая позволяет сформировать у учащихся целостное представление о мире. Данный принцип помогает на примере разных знаний показать их взаимосвязь.

Второй дидактический принцип - это принцип активности. Он заключается в том, что обучение должно быть активным, то есть, ученики должны принимать активное участие в обучении. Это достигается путем использования различных методов и форм работы в учебном процессе: дискуссий, обсуждений, игр и т.д. Важно, чтобы обучение было эмоционально окрашено и привлекало внимание учащихся.

Третий дидактический принцип - это принцип системности. Он предполагает организацию учебного процесса в виде системы, где каждая часть процесса имеет связь с другой частью. Важно учитывать, что формирование знаний, умений и навыков должно быть отражено в логически составленных планах занятий и лекциях.

Четвертый дидактический принцип - это принцип дифференциации обучения. Он заключается в том, что обучение должно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Это достигается путем индивидуальной работы с каждым учеником, а также использованием различных методов и приемов обучения.

Пятый дидактический принцип - это принцип достижимости целей. Он заключается в том, что обучение должно быть адаптировано к возможностям и потребностям учеников. Учебные материалы должны быть доступными и понятными для каждого учащегося. Важно учитывать темп усвоения материала учащимися и не торопить обучение.

В целом, СДП позволяет развивать у учащихся не только знания и умения, но и личностные качества. Важно, чтобы принципы этого подхода были интегрированы в учебный процесс, чтобы добиться максимальных результатов в обучении и развитии учащихся

СДП - это метод, являющийся основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. В рамках этого подхода обучающиеся рассматриваются как активные участники обучения, взаимодействующие в процессе со своим окружением. Это означает, что в учебном процессе приоритет отдается не только знаниям, но и деятельности.

СДП нацелен на развитие комплекса универсальных учебных действий, таких как коммуникативные, познавательные, регулятивные, социальные и личностные умения. Он предусматривает интеграцию предметов и формирование у обучающихся навыков решения практических задач в различных сферах деятельности.

В среднем и старшем звене ФГОС нового поколения СДП означает переход от формального подхода к более живому и интерактивному способу обучения. Ученики работают не только над усвоением учебных материалов, но и активно участвуют в их создании. Они приобретают знания и навыки, используя различные методы и формы, такие как индивидуальные и групповые задания, проектная деятельность, научные исследования и практические занятия.

СДП в среднем и старшем звене обновленного ФГОСа предполагает углубленное изучение предметов с учетом множества взаимосвязей между ними. В курсах, таких как история, литература, английский язык, математика и ряд других, обучающиеся изучают не только факты, но и их взаимосвязь, применение в практической деятельности и различных сферах жизни.

СДП является направлением в методологии научного познания, в фундаменте которого лежит изучение предмета как системы. Поэтому в наше время пишут учебные пособия, книги, которые на основе СДП позволяли бы наиболее полно изучить предмет. Автором таких учебных пособий, например, по математики является Людмила Георгиевна Петерсон, которая в своих учебных пособиях применяет СДП. Людмила Георгиевна рассматривает СДП как деятельностный подход, который состоит из общих законов теории деятельности. На основе теории деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, теории учебной деятельности В.В. Давыдова создала свою ДСДМ (дидактическую систему деятельностного метода обучения), которая имеет интегративный характер. По мнению Л.Г. Петерсон, СДП - это систематизации педагогических идей из разных научных школ. Учителя, которые ведут обучение по её УМК показывают положительные результаты, а иногда и очень впечатляющие. Школьники обучаясь по ДСДМ уже на уровне среднего звена учатся самостоятельно определять гипотезу, например, на основе практических работ или вычислений.

СДП в обновленном ФГОСе даёт учащимся возможность научиться определять, анализировать и решать задачи, которые поставлены перед ними в различных областях жизни. Важно отметить, что такой подход способствует развитию творческого мышления, альтернативным методам решения проблем и готовности к риску.

Кроме того, СДП обеспечивает интеграцию знаний и навыков, которые ученик получает в рамках различных предметов. Интеграционный подход к обучению помогает развивать общие умения и навыки, такие как коммуникация, логическое мышление и критический анализ, которые являются не менее важными, чем предметные знания.

Также следует отметить, что СДП в обновлённом ФГОСе позволяет существенно расширить возможности внеучебной деятельности и социализации детей. Он стимулирует формирование творческого мышления, повышает мотивацию в учебе и общении со сверстниками.

В целом, СДП в обновлённом ФГОСе способствует формированию гражданина, который способен успешно адаптироваться в мире напряженных социально-экономических условий. Это позволяет передать новейшие тенденции нашей страны в сфере образования и подготовки к современному миру.

СДП - это педагогическая методика, которая активно используется в современном образовании. Она предполагает, что ученик должен быть активным участником учебного процесса, а не просто получать знания от учителя. СДП ставит перед собой цель развить ученика как личность, подготовить его к жизни и профессии, а также сформировать гражданскую идентичность. В рамках СДП урок должен быть построен таким образом, чтобы ученик был включен в процесс обучения. Учитель должен создавать условия для самостоятельной работы учеников, а также поощрять их инициативу и творческий подход к решению задач. Кроме того, важно оценивать учеников не только по результатам тестов и экзаменов, но и по их активности и участию в учебном процессе. Таким образом, СДП является важной методологической основой стандартов общего образования нового поколения, которая направлена на формирование гражданской идентичности и развитие личности учеников. Она предполагает активное участие учеников в учебном процессе и создание условий для их самостоятельной работы.

Для обеспечения эффективности обучения необходимо применять деятельностный подход во всех его аспектах. Ключевой целью образовательной деятельности является формирование комплекса важных компетенций, которые включают: углубленное знание предмета, умение эффективно общаться, способность работать с информацией, стремление к самообразованию, умение взаимодействовать социально, культурологически и рефлексировать.

СДП в педагогике доказал свою эффективность в повышении мотивации у обучающихся на уроках математики. Поэтому СДП является необходимым инструментом для педагогов, которые стремятся к достижению максимальных результатов в обучении математике и воспитанию мотивированных и самостоятельных учащихся.

Важным преимуществом СДП является разнообразие методов и приемов, которые можно использовать на уроках. Это может быть решение конкретных задач, общение в группах, реализация проектов и т.д. Данные методики могут быть использованы как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, в учебном процессе активно применяя СДП на уроках, разрабатываются новые методы и инструменты, которые не только повышают мотивацию обучающихся, но и позволяют школьную программу, и не только ее, изучать на более углубленном уровне. Таким примером являются: метод кейсов, исследовательский метод, проблемное обучение, метод проектов - все они имеют общие черты, но и большую разницу, но если, грамотно применять их на уроках или относительно темы преподаваемого предмета, то можно получить заинтересованных учеников, которые будут с большим удовольствием погружаться в мир знаний.

Список литературыы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности : культурно-историческое. понимание развития человека / А.Г.Асмолов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2019. - 528 с. - ISBN 978-5-7695-3062-3.
  2. Ананьин, Г.Е. Зарождение идей системной методологии в педагогике / Г.Е.Ананьин // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 148-151.
  3. Васильева, З.И. История педагогики и образования / З.И.Васильева. - Москва: Академия, 2019. - 224 с.
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - 5. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  5. Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
  6. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 295 с.
  7. Гревцова и системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Образовательный портал : сайт. - URL: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/grevcova-i-sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-tehnologii-shkolnogo-obucheniya.html (дата обращения: 5.04.2023).
  8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1986. - 240 с. - URL: https://drive.google.com/file/d/0B4MgeqlCeWDHYzFFdzVoV05xRTQ/preview?resourcekey=0-BSCKdrTpZyYBjrBfv1QV1w (дата обращения: 13.04.2023). - Режим доступа: пользователей.
  9. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования / А.Н. Джуринский. - Москва : ВЛАДОС, 2021. - 400 с.
  10. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - Москва : Учпедгис, 1956. - 376 с.
  11. Карпанова, В.А. История педагогики в лицах / В.А. Карпанова. - Москва : Инфра-М, 2020. - 176 с.
  12. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: Челябинский пединститут, 1978. - 104 с. стр.40-41.
  13. Королев Ф.Ф. Системный подход и особенности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. - 1970. - №9. - С. 103-115.
  14. Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. - 1970. - №10. - С. 99-108.
  15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
  16. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - Москва : Педагогика, 1988. - 188 с.
  17. Новиков, А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2010. - 98 с.
  18. Монтессори, М. Мой метод. / М. Монтессори. - Москва : Центрполиграф, 2020. - 416 с. - ISBN 978-5-227-02701-6.
  19. Петерсон, Л. Г. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Пермский педагогический журнал. - 2016. - № 8. - С. 14.
  20. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Просвещение, 1969. - 15 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 29 с. - URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 29.04.2023). - Режим доступа: пользователей - ISBN 5-314-00016-4.
  22. Сагатовский, В.Н. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / В.Н. Сагатовский. - Москва: Наука, 1979. - 76 с.
  23. Томина, Е.Ф. Выдающийся педагог XX столетия : учебное пособие пособие / Е.Ф. Томина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 20 с.
  24. Шаррельман, Г. Трудовая школа / Г. Шаррельман. - Москва : Работник просвещения, 1924. - 104 с.
  25. Acting with Technology: Activity Theory and Interaction Design // Researchgate : сайт. - URL: https://www.researchgate.net/publication/248518365_Acting_with_Technology_Activity_Theory_and_Interaction_Design_Victor_Kaptelinin_Bonnie_A_Nardi_The_MIT_Press_Cambridge_2006_333_pp (дата обращения: 10.04.2023).
  26. Perspectives on activity theory // assets.cambridge : сайт. - URL: https://assets.cambridge.org/97805214/31279/frontmatter/9780521431279_frontmatter.pdf (дата обращения: 10.04.2023).