555 лет начала путешествия Афанасия Никитина в Индию, или Восток глазами русского путешественника

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Индия


«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… В то время как Васко да Гама единственный мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара».
Н.М.Карамзин

Афанасий Никитин (первая половина XV века, Тверь - около 1475, под Смоленском) - русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».

Одним из первых среди средневековых европейцев достиг Индии.

В 1468-1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии, Индии (Делийский султанат) и Турции (Османская империя). Он составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря».

«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») - памятник древнерусской литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468-1474 годах. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение наполнено лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

В 1475 году рукопись оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде.


Николай Михайлович Карамзин (12 декабря 1766 - 22 мая 1826) - российский историк и литератор, создатель «Истории государства Российского» - одного из фундаментальных трудов по истории России.

Разбираясь в архивах Троице-Сергиевской лавры, известный русский историк Карамзин Н.М. нашел описание путешествия по Индии тверского купца Афанасия Никитина во второй половине XV века.

"Доселе географы не знали, - пишет он, - что честь юного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова вежа. Индийцы слышали о России прежде, нежели о Португалии, Голландии и Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостан наш тверитянин Афанасий Никитин уже путешествовал по берегу Малабара" (Н. М. Карамзин "История государства Российского".

Кроме карамзинского были найдены еще списки; один из них внес летописец в Софийскую летопись. "Того же года, - записал он под 1475 годам, - обретох написание Офонаса Тферитина купца, что был в Индеи 4 годы, а ходил сказывает с Васильем с Папиным... Се же написано не обретох в кое лето пошел, или в кое лето пришел из Индеи и умер; а сказывают, что де и Смоленска не дошед умер. А писание то своею рукою написал, иже его руки тетрати привезли гости к Мамыреву Василью, к дьяку великого князя на Москву".

Никитин в своих скитаниях за далекими морями вел путевые записки. В этих «хожениях», как тогда называли подобный жанр, он описал всё, что видел, чувствовал и переживал, знакомясь с культурой и традициями разных народов.Это не сухой отчёт, это - почти литературное произведение, написанное живым и ярким слогом. Только очень запутанный документ. Нелогичный, странный, полный загадок.

Как фамилия нашего героя, купца Афанасия - мы не знаем. В тексте: «Афонасья Микитина сына». Афанасий Никитич, значит. Другая летопись сообщает: Офонасий Тверитин. Складываем всё в кучу, получаем «тверитянина Афанасия Никитича». Без других подробностей в метрике. Куда же он собрался, куда добрался?

Собрался наш купец пойти с индусами в их святая святых. Афанасий прекрасный филолог, легко перескакивает с родного русского - на «басурманский язык».

Помимо хорошего знания «басурманских языков», купец прекрасно ориентируется в вероисповедании земель, куда приходит. Вопросы религий его очень волнуют, к тому же - путешественник прекрасно разбирается в христианском и мусульманском календаре. И… карте звездного неба. Но за чужим небом южных стран Афанасий наблюдает очень внимательно, фиксирует мельчайшие изменения лунных циклов на всех отрезках пути. Политические тонкости подмечает.

Перед нами купец, который по традициям тех лет любознателен, внимателен, «провешивает караванную тропу»? Или все-таки профессиональный разведчик, опытный, проверенный опасными поручениями, отправленный на край земли с некой миссией?

Материал данной работы представляет задания для викторины. Её можно провести на уроке или на внеклассном занятии. Ребята отвечают на вопросы, которые посильны для выполнения. В помощь учителю есть примерные ответы на задания викторины.

Иллюстрациями к вопросам являются открытки. Это набор открыток (16 штук) «Афанасий Никитин "Хождение за три моря». Издательство "Изобразительное искусство".1980. Художник: А Мелихов. задался благородной целью воспроизвести в своих иллюстрациях тот яркий и удивительный мир, который встает перед нами со страниц дневника Афанасия Никитина, донести до зрителя тот дух дружбы и взаимопонимания между великими народами, которым проникнуты записи.

Выполненные в стиле восточных миниатюр, работы насыщены многочисленными образами, деталями быта, помогающими полнее представить красочный и самобытный мир далекой страны.

Вопрос 1. Рассмотрите карту и назовите моря, которые преодолел Афанасий Никитин в своем хождении?

Вопрос 2. Рассмотрите карту и скажите, через какие города на берегах реки Волги шел маршрут Никитина?

Вопрос 3. Афанасий Никитин нанялся в Баку на заработки: черпать вёдрами чёрную маслянистую жидкость.

Подумайте, о какой жидкости идёт речь и как её могли использовать в 15 веке?

Вопрос 4. Прочитайте книгу А.Никитина и\ или по открытке скажите, что продал в Индии купец и на эти деньги смог путешествовать?

Вопрос 5. Используя материал карты, назовите города, которые Афанасий Никитин посетил в Индии.

Вопрос 6. Что сильно удивило купца в одежде и еде местных жителей? Ответы есть в тексте.

Центральное место в "Хожении" занимает обстоятельный рассказ Афанасия об Индии. Русского человека интересуют быт и нравы чужой страны. Его поражает "черный" цвет кожи местных жителей, их одежда: "...люди ходят нагы все, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу плетены". Особенно странным и необычным для русского человека был вид "простоволосых" замужних женщин.

Не едят индийцы "никоторого мяса", а едят днем дважды, а ночью не едят и не пьют вина. В пищу употребляют "брынец" (рис) да "кичири" (морковь) с маслом, да "травы розные едят". Перед приемом пищи омывают руки, ноги и прополаскивают рот. Едят правою рукою, а ложки и ножа не знают. Во время еды многие накрываются покрывалом, чтобы их никто не видел.

Вопрос 7. Вспомните материал, изученный ранее на уроках истории и материалы справки.

Как называется мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение?

Найдите на картине минарет и объясните его назначение.

Справка. На рубеже XII-XIII вв. мусульманский правитель тюркских племён Центральной Азии Кутб ад-Дин Айбек (1150-1210), правивший в 1206-1210 гг., начал вторжение в Индию. Он захватил обширные территории на её севере и в 1206 г. основал султанат со столицей в г. Дели. Главной религией султаната был объявлен ислам, а официальным языком стал персидский. В Северной Индии начали активно распространяться мусульманские традиции.

Вопрос 8. Эти животные в Индии считаются священными животными. Они - незаменимые помощники в строительстве, в праздничных процессиях, религиозных ритуалах. Нельзя представить торжественное событие в жизни индусов без участия этих огромных миролюбивых созданий. Их украшают цветочным гирляндами, яркими, красочными, с позолотой, коронами и вышитыми покрывалами со свисающими кистями, и звенящими бубенчиками, а иногда просто расписывают шершавую кожу гигантов замысловатыми узорами и орнаментом.

Вопрос 9. «Пробыл я в Бидаре четыре месяца и сговорился с индусами пойти в Парват, где у них бутхана - то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка. Шел я с индусами до бутханы месяц. И у той бутханы ярмарка, пять дней длится. Велика бутхана, с пол-Твери, каменная, да вырезаны в камне деяния бута. Двенадцать венцов вырезано вкруг бутханы - как бут чудеса совершал, как являлся в разных образах: первый - в образе человека, второй - человек, но с хоботом слоновым, третий - человек, а лик обезьяний, четвертый - наполовину человек, наполовину лютый зверь, являлся все с хвостом. А вырезан на камне, а хвост с сажень, через него переброшен».

Афанасий Никитин употребляет выражение "бут" и "бутхана" в тех же значениях, в каких они употреблялись всеми мусульманами: "идол" (или "кумир", "истукан", "языческий Бог".

Историки, проанализировав этот отрывок из книги, пришли к выводу, что здесь купец рассказывает об одной из древних религий, которая возникла в Индии. Но в рассказе он объединил две религии.

Какие религии возникли в Индии в древности?

Вопрос 10. Что повез на продажу Афанасий Никитин, когда пошел из Твери в дальние земли? Чем торговали наши предки в 15 веке с заморскими странами?

Вопрос 11. В память о путешествии в наше время поставлены три памятника Афанасию Никитину.

В Твери, Феодосии и в индийском городе Ревданда (120 км от Мумбаи, столицы штата Махараштра).

Определите по фотографиям, в каких городах стоят памятники.

Попробуйте порассуждать, почему в этих городах.

Ответы

1. «Дербентское, дарья Хвалисская, Индийское, дарья Гундустанская, Черное, дарья Стамбульская». Каспийское море Аравийское море, Черное море.

2. Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию.

3. Нефть, ею лечили раны и кожные заболевания.

4. Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» - перепродажа жеребца - обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

100 рублей потратил Афанасий Никитин на покупку коня, которого морем вывез в Индию и там продал втридорога, - так появился стартовый капитал для почти четырехлетней поездки по этой стране.

5. В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых были Бидар, Джуннар и Парват.

7. Мечеть, минарет - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни.

8. Слоны

9. Индуизм и буддизм

10. С самого раннего времени главными русскими экспортными товарами были пушнина и воск.

Пушной зверь - это и бобры, и соболя, но самым ходовым товаром был мех куницы и белки. Для того времени пушнина и воск - вещи первой необходимости. Пушнина (ее называли «меховая рухлядь»)- теплая и прежде всего престижная одежда. Воск - это в первую очередь свечи, в том числе огромные церковные свечи, на которые требовалось большое количество сырья.

В XVI веке кожа станет очень важной статьей русского экспорта.

11. Тверь, начало путешествия, индийский город Ревданда (120 км от Мумбаи, столицы штата Махараштра) - здесь купец ступил на берег Индии, в Феодосии (тогда Кафа) - закончил своё хождение за три моря.

Использованные материалы

  1. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-7/11
  2. https://dzen.ru/a/ZbPQiWTF6hOqqGT