Использование активных форм и методов обучения для повышения качества знаний обучающихся на уроках информатики

Разделы: Информатика, Профессия — педагог, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»


Целью обучения информатики в учебных заведениях является накопление такой теоретической и практической базы знаний, которая должна обеспечить формирование у выпускников основ информационной культуры и развитие информационно-коммуникационной компетентности. При таких условиях становится особенно актуальным вопрос изменения роли обучающегося с пассивного слушателя на активного участника учебного процесса.

Активность обучающегося проявляется в самостоятельном поиске средств и способов в решении поставленной цели, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи.

Применение в учебном процессе методов активного обучения - проблема не нова, но в современных условиях очень актуальна, потому что такое обучение способствует развитию личности, обеспечивает высокий уровень знаний и умений, создает простор для творческого поиска, дает возможность студентам проявить инициативу.

Ведь скорость изменения информации в современном мире настолько высока, что остро встает вопрос формирования у подростков оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, которые бы обеспечили универсальность их образования.

В этом и заключается актуальность моего доклада - «использование активных форм и методов обучения на занятиях по информатике». Учить по-новому гораздо сложнее, однако и важнее. Методы активного обучения позволяют формировать знания, профессиональные умения и навыки будущих специалистов, путем привлечения их к интенсивной познавательной деятельности. Под методами активного обучения понимают совокупность способов организации и управления учебно-педагогической деятельности, которые имеют по сравнению с другими методами, такие особенности:

  • принудительная активация мышления и поведения учащихся;
  • привлечение учащихся к активному обучению на протяжении всего занятия;
  • самостоятельная отработка решений в условиях повышенной мотивации и эмоциональности;
  • постоянное взаимодействие учителя и обучающегося посредством прямых и обратных связей.

Все методы активного обучения подразделяются на неимитационные, которые реализуются на традиционных видах занятий, и имитационные, использование которых, как правило, связано с внедрением в учебный процесс новых форм занятий, что является существенным для организации учебного процесса на занятиях по информатике.

Неимитационные методы активного обучения.

Главная отмена этих методов от других методов активного обучения - отсутствие в том или ином виде модели объекта, процесса или деятельности, которые изучаются. При этом активизация обучения достигается лишь как результат использования постоянно действующих прямых и обратных связей между педагогом, ПК и обучающимися. Например, на лекции активное обучение достигается в том случае, когда на всем ее протяжении любым способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого учащегося. Один из эффективных способов - контрольная проверка знаний всех учеников в конце занятия. Каждый ученик получает карточку с 2-3 предварительно заготовленными контрольными вопросами и в течение последних 15 минут лекции пишет и сдает педагогу ответы на них. Контрольные вопросы строятся так, что на них невозможно найти прямого ответа в конспекте.

Чтобы дать правильный ответ, каждый обучающийся должен активно работать во время урока. Тому, кто не дает удовлетворительного ответа, предлагается еще раз самостоятельно проработать материал изложенного урока, после чего он получает новые вопросы. Проверить усвоение преподаваемого материала можно с помощью методических приемов, например, я практикую прием "незаконченное предложение" (детям раздаются изображения. Необходимо в каждом прямоугольнике написать окончание мысли и т.д.")

Этот прием дает возможность основательнее работать над формой выражения собственных идей, сравнивать их с другими. Работа по такой методике позволяет преодолевать стереотипы, свободнее высказываться по предложенным темам, отрабатывать умение говорить коротко, но, по сути, и убедительно.

Или всем известен прием "мозговой штурм".

Цель "мозгового штурма" или "мозговой атаки" в том, чтобы собрать как можно больше идей по ставленному вопросу от всех учащихся в течение некоторого периода времени. Например, после начала занятия по выбранной теме. Раздаю свои заготовленные карточки на урок.

Практикую, иногда, методический прием: "Займи позицию", где можно раздать карточки, на которых нужно отметить правильное или неправильное утверждение. Правильное утверждение отметить +, а неправильное -. Анализ полученных ответов позволяет учителю почувствовать, как он изложил материал, не следует ли снова вернуться к нему в начале следующей лекции, подойти к вопросу с другой стороны. Если проверку перенести на начало следующего урока, то это простимулирует активную самостоятельную работу учащегося вне урока.

Семинар-практикум - одна из форм активной деятельности учащихся, которую можно эффективно применять на занятиях по информатике. Активное обучение невозможно без активного вовлечения в процесс самих учеников.

Познавательная информация может быть изложена не только педагогом, но и самими обучающимися, которых для этого надо соответственно подготовить. Эта познавательная информация генерируется из прочитанных и пересказанных ими статей, раздаточного материала. Таким образом происходит развитие информационной компетентности.

При проведении занятия-семинара можно предложить учащимся разбиться на мини-группы, которым дается задание по сбору материала для защиты данной темы. Представители от каждой группы готовят выступление в течение заранее оговоренного времени. У нас уже стали традиционными семинары по темам «табличный процессор MS Excel», «прикладное программное обеспечение.».

Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учеников умение осуществлять целевой поиск сведений и использование для этого различных информационно-аналитических источников; умение выявлять этапы и операции в технологии решения задач.

Одним из методов, существенно обогащающих учебный процесс современного активного обучения, является метод "защита проектов", использование которого меняет традиционный подход к обучению. Чаще всего темы проектов касаются конкретного практического использования, что является актуальным для реальной жизни. Вместе с тем, привлекаются знания обучающихся не только по одному предмету, стимулируется системное творческое мышление, развитие навыков исследовательской работы, а создание презентаций этой - один из самых интересных для учеников этапов подготовки. Причем можно подготавливать проекты не только по информатике, но и по другим предметам. Тогда учащиеся могут получить две оценки: по информатике и по предмету на тему которой защищался проект.

Мы практикуем такую форму активного обучения не только на занятиях, но и в нашей работе. Например, в рамках проведения интерактивного воспитательного часа «Мой автопортрет», наши ученики готовят на конкурс проекты "я и мой класс», что способствовало подведению итогов в воспитательной работе педагога и в оцениваемых знаний по информатике.

Педагоги нашего центра проводят разнообразные интегрированные занятия. Данный метод активного обучения - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, почувствовать взаимосвязь различных предметов.

Примеры таких занятий за последний период.