Использование интертекстуального подхода к анализу художественного произведения

Разделы: Литература, Мастер-класс


План:

  1. Понятие интертекста и интертекстуальности.
  2. Фрагменты уроков с применением интертекстуального подхода.
  3. Значимость интертекстуального подхода в анализе художественного произведения.

1. По мнению русского философа, культуролога и литературоведа М.М.Бахтина, художественное произведение - диалог и одновременно реплика в большом диалоге эпохи. Он подчёркивал, что текст имеет открытый характер, т.е. диалогичен по своей природе, поэтому при изучении художественного произведения необходим «сопоставительный диалог», т.е. «отсылка к произведениям с похожими сюжетами, персонажами и проблемами». К нему близок французский философ - семиотик Ролан Барт, утверждавший, что «Любой текст - это интертекст: на различных уровнях, в более или менее опознаваемой форме в нём присутствуют другие тексты - тексты предшествующей культуры и тексты культуры окружающей; любой текст - это новая ткань, сотканная из побывавших в употреблении цитат».

Функциональные возможности интертекста поистине неисчерпаемы, как неисчерпаемо и разнообразие форм, в которых обнаруживает себя действие интертекста. Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Интертекст представляет собой не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. Это важнейший культурогенный фактор в опыте человека.

Интертекст - это присутствие одного текста (текстов) в другом, а интертекстуальность - различные явления, отношения, которые возникают на основании интертекста.

Приём интертекстуальности - творческое задание, направленное на расширение смыслового поля произведения за счёт привлечения смыслов других текстов. Процесс восприятия художественного текста невероятно сложен и не может считаться полным без изучения исторических и культурных связей.

К интертекстуальным включениям относятся:

  • Заглавие, отсылающее к другому произведению;
  • Цитата в составе текста;
  • Аллюзия - соотнесение описываемого с каким-либо устойчивым понятием.
  • Реминисценция - отголосок другого произведения, употребления какого-либо слова или словосочетания, предложения, рассчитанное на память и ассоциативное восприятие читателя;
  • Эпиграф - цитата: такой эпиграф не только предваряет произведение, но и связывает с тем произведением, из которого он взят;
  • «Текст в тексте» - использование в произведении какого-либо текста целиком или пересказ чужого текста, включенный в новое произведение;
  • «Тематико-композиционная» межтекстовая связь - соотнесенность произведений по тематике, содержанию и композиции;
  • «Точечные цитаты» - «повторяющиеся образы», то есть имена литературных персонажей других произведений и др.

2. Рассмотрим применение интертекстуального подхода на примере нескольких произведений. Методика анализа включает три этапа:

  1. Осмысление текста.
  2. Анализ его контекста.
  3. Сопоставительный анализ.

3. Стихотворение Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

А) Осмысление темы стихотворения: после прочтения обучающиеся в группах обсуждают тему, приводят аргументы своей позиции. Например, обличение царей в несправедливом отношении к народу, призыв к исправлению, послание - предупреждение и тп. (прием «Уголки»)

Учитель обращает их внимание на особую лексику: восстал бог, щадить неправедных, долг, взирать, исторгнуть, внемлют, мзда, мнил и т.д. К какому жанру классицизма относится сей высокий стиль? (Ода). В какой области человеческой жизни встречается подобная лексика? (вера в Бога, в религии).

Словарная работа: во сонме - во множестве, сборище; рек - сказал, изрек, изречение; мзда - взятка, очеса - очи, глаза, моление - мольба, просьба; внемли - пойми, услышь, действуй, будь един - единственный.

Б) Анализ контекста (имеется раздаточный материал, источник интернет - ресурсов):

- Учитель сообщает, что стихотворение Г.Р.Державина обращается к библейской книге Псалмов, а именно, к 81 Псалму. Учащиеся знакомятся с его содержанием.

Псалом 81

1:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

1:2. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

1:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

1:4. Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

1:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

1:6. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;

1:7. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

1:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

В группах по направлениям: историки, культурологи, биографы - обсуждают содержание.

Выступление с результатами исследований:

Что представляет собой библейская книга «Псалмы»? (культурологи: Псалом - это особый жанр молитвословной поэзии. Книга состоит из 150 псалмов)

Кто такой Асаф (биографы: Асаф - известному певцу, поэту, прорицатель при Давиде, царе Израильско-Иудейского государства),

Какой исторический факт из жизни народа во времена Асафа раскрывает 81 Псалом (историки: цари правили несправедливо, притесняли бедных, обижали беззащитных; они боги в значении наделенных властью на земле людей)

Вывод в группах: Стало открытием, что …..

В) Сравнительный анализ проводится с позиции «Что общего в обоих произведениях?»

Анализ

Г.Р. Державин

81 Псалом

Тема

Чувства лирического героя

Основная мысль

Образы - символы властителей и судий

Тропы и стилистические фигуры, их роль

Общий вывод:

4. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: значение эпиграфа

Эпиграф - цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное.

Эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («вкусив немного мёда, и вот я должен умереть»).

А) Осмысление текста: Прием «Дерево предсказаний»: что могут означать эти слова? А может быть, мёд - это символ? Что он символизирует? Какое чувство звучит в голосе: смирение или печаль?
Учащиеся задают вопросы и высказывают предположения.

Б) Анализ контекста: эти слова произнес Ионафан, сын первого израильского царя Саула. Можно предложить инсценирование сцены подготовленными учениками: чтец, Ионафан, Саул.

Обсуждение (приём «Ромашка Блума»):

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Создание проблемной ситуации: Какое отношение этот случай может иметь к поэме Лермонтова? Предположите.

В) Сравнительный анализ:

История Мцыри и Ионафана с позиций: Общее / Различие.

Общее: молодые, сильные, нарушили запрет, смелые в битве, тропа в лесу - символ свободы, мёд для Ионафана имеет жизненное значение: он необходим для спасения от голода себя и людей, свобода для Мцыри нужна так же для жизни, которую не мыслит вдали от родины, в стенах монастыря.

Различие: Ионафан в тот момент остался жив, потому что он не был одинок: за него вступился народ (хотя потом он погиб в сражении). Но те слова о меде он говорит с горечью, с сожалением о своей молодой жизни.

Мцыри погиб, так как в борьбе за свободу и жизнь он был абсолютно один, но три дня на свободе были для него как услада (сладость, мёд). Слова о близкой смерти он говорит без страха, он счастлив, что «вкусил меду» (таких три жизни за одну я променял бы, если б мог»).

Общий вывод: учащиеся возвращаются к эпиграфу и определяют его значение, а также высказывают свое мнение о Мцыри. Как правило, симпатии к Мцыри у читателей сильнее, чем к Ионафану.

5. Проведение интертекстуального анализа позволяет сформировать глубокое понимание как содержания произведения, так и его идеи. Учащиеся повторяют уже изученный материал, активизируя культурную память. При этом они отрабатывают на практике навык определения интертекстуальных элементов, закрепляя тем самым новые знания и способы осуществления учебной деятельности.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что интертекстуальный подход к анализу художественных произведений позволяет формировать мировоззренческие особенности восприятия учащимися исторической эпохи, а также как отдельного произведения, так и литературного процесса на том или ином этапе его развития. Тем более что такие понятия, как «реализм», «модернизм», «постмодернизм» (а также, «классицизм», «сентиментализм», «романтизм») входят в фундаментальное ядро современного стандарта литературного образования, то есть являются обязательными для освоения в процессе школьного обучения.