В статье автор пишет об обобщении и предоставлении опыта работы по спортивно-оздоровительному направлению школьников.
Задачи: показать необходимость обучения учащимся бережному отношению к своему здоровью; познакомить с формами и методами проведения занятий по оздоровительному направлению.
- Образовательная: Ознакомление учащихся с понятием гибкость, дать определение гибкости. Раскрыть значение гибкости в жизни человека.
- Развивающая: Развитие гибкости, пластичности движений, координации, ловкости.
- Воспитательная: Воспитание чувства товарищества, дисциплинированности, коммуникабельности, терпеливости, целеустремлённости, упорства в достижении цели.
Формы урока: беседа, теоретическое и практическое занятие, диалог.
Методы урока: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.
Методы обучения: Переменный метод, повторный, игровой.
Урок начинается в кабинете.
Приветствие.
- «Ребята, сегодня мы разберём одну из важнейших задач в жизни человека».
Демонстрация картинок по теме (Ученик выполняет «шпагат»).
- «Посмотрите внимательно на картинку, скажите, чем занимается человек, что он делает?»
- Выполняет упражнения на «растяжку». Скажите, ребята, а для чего нужна «растяжка»? Какое физическое качество развивает?
Дети дают разные варианты ответов.
- Совершенно верно, все Ваши ответы верны. Одному из 5 физических качеств, которому способствует растяжка при выполнении упражнений с большой амплитудой, называется - ГИБКОСТЬ.
- «Кто бы, что не говорил, а обретая свободу и гибкость в теле, вы обретаете свободу и контроль над своими эмоциями, мыслями и жизнью.
- А полезно ли быть гибким? Что происходит с организмом в процессе растяжки?»
Дети отвечают.
- «Итак, ребята, давайте сверим ваши ответы, посмотрите на картинку (анатомия человека: суставы, связки, мышцы, скелет)
У негибкого и нерастянутого человека со временем начинают изнашиваться и болеть суставы и связки. Поэтому происходит ограничение двигательного действия. То, что раньше выполнялось легко и непринуждённо, со временем становится чрезмерно тяжёлым. Наклоняться за предметами, перепрыгивать с кочки на кочку, даже обычный шаг даётся с трудом. Однако, если всё время помнить о том, что гибкость надо поддерживать, регулярно заниматься, растягивать все части тела, то тогда организм становится эластичнее, легче, буквально молодеет, а подвижность суставов сохраняется на долгие годы.
Поэтому вывод какой? Дети формулируют вывод и тему урока.
Правильно - гибкость продлевает молодость.
И сегодня тема нашего урока: «Гибкость - залог долголетия и здоровья».
- Посмотрите правила, которые надо соблюдать при выполнении упражнений на гибкость.
- Приступать к занятиям на растяжку допустимо только после предварительного разогрева мышц - разминки: легкого бега, прыжков на скакалке или занятий на велотренажере.
- Выполнять упражнения следует медленно, без резких движений и рывков.
- Растягивать мышцу следует до появления ощущения легкой болезненности.
- Тренироваться следует регулярно.
- Нельзя менять очередность комплекса.
- Перерывы между упражнениями должны быть минимальными.
Организованное построение и переход к месту занятий. В зале заранее подготовлены маты.
Построение в спортивном зале. Разминка.
Ходьба по кругу на носках, руки вверх, (1-4) отведение рук назад
1-2 Правая вверх, левая вниз, поочерёдное отведение рук назад
1-2 Руки в стороны, отведение рук назад
1-2 Руки в стороны. Скрестным движением рук перед грудью обнять себя за плечи (локти чуть выше плеч), руки в стороны.
1-4 Круги руками в плечевых суставах вперёд, назад
Ходьба через центр: на пятках, 1-4 - круги руками в локтевых
1-4 - лучезапястных суставах.
1-2 - Наклон туловища вперёд на каждый шаг
Руки перед грудью, хватом за пальцы.
1-2 - Повороты в сторону впереди поставленной ноги (локти чуть выше плеч).
Одна рука вверх.
1-2 - Наклон в сторону впереди стоящей ноги рука помогает выполнить более глубокий наклон).
Ходьба волной, обходя препятствия.
На внешней стороне стопы: гусиным шагом
На внутренней стороне стопы.
Бег по диагонали из разных угловых точек: с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, приставными шагами правым, левым боком
Бег по кругу: приставные шаги:
2 - правым боком, 2 - левым боком.
1 шаг правым, 1 шаг левым боком.
Бег через центр зигзагом скрестным шагом левым и правым боком.
Бег спиной вперед к центру и лицом вперёд от центра
Бег с поворотами по сигналу на 360 градусов в центре зала,
Бег волной, обходя препятствия с выносом прямых ног вперёд, с выносом прямых ног назад, с выносом прямых ног в сторону
По диагонали Подскоки.
Переход на ходьбу, восстановление дыхания. Перестроение «Хай-Фай» по сингапурской методике преподавания. Разбив по четвёркам по группам. Каждая четвёрка рассчитывается на 1-2-3-4-й.
Задание. По первому сигналу 1 номер проводит разминку, все повторяют, по второму сигналу - разминку проводит 2 номер, по третьему сигналу разминку проводит 3 номер и по 4 сигналу разминку проводит 4 номер. По длинному сигналу - группы должны перейти на другой мат, оставив своё место. И продолжить проведение разминки. 2 сигнала подряд означают - «Закончить разминку и построиться возле матов». Следующее задание: ребята, нужно быстро построить из матов круг. 1-2-3- беги! - учащиеся располагают маты по кругу.
«В одну шеренгу - Стройся!» Переход в колонне по одному к матам, перестроение в круг. «Разомкнись!» «Какие акробатические элементы, в которых необходима гибкость, вы знаете?
Ребята отвечают.
«Молодцы ребята. Правильно. «Мост», шпагат, наклон вперёд, стойка на лопатках, перекидки вперёд и назад». Сегодня мы выполним некоторые из этих элементов, но только прежде надо подготовить свой организм:
Специальные упражнения:
И.П. - Лёжа на животе, руки вверх
1- прогнуться назад
2 - И.п.
И.п. - лёжа на животе, упором согнув руки перед грудью.
1-разогнуть руки - прогнуться назад,
2-И.п.
И.п. - лёжа на животе, согнув ноги, хватом руками за щиколотки
1-прогнуться назад, (бёдра и грудь должны приподняться над полом)
2-И.п.
И.п. - лёжа на животе «Колечко»
1-4 - «Качалка»
И.п. - лёжа на спине, руки вверх
1- согнуть руки и ноги
2 - «Мост»
3- опуститься на спину
4-И.п.
И.п. - «Мост»
1-правую ногу вверх
2 - правую вниз, левую ногу вверх
3 - левую опустить, правую руку вверх
4 - правую опустить, левую руку вверх
И.п. - «Мост»
1-8 - пройти вперёд
1-8 - вернуться на своё место
И.п. - О.с.
1-8 - пружинный наклон вперёд
И.п. - лёжа на спине руки вверх
1 - «группировка»
2 - И.п.
И.п. - сед руки вверх
1-3 - наклон вперёд
4 - И.п.
И.п. - сед - ноги врозь упором сзади
1- наклон к правой ноге, левая рука вверх
2 - наклон к левой, правая рука вверх
3 - к середине, руки вверх
4 - И.п.
И.п. - сед
1-8 - согнуть ногу в колене, прижать голень руками к груди, фиксация.
1-8 - другой ногой.
И.п. - лёжа на животе
1-8 - хват за лодыжку, сгибание ноги назад
1-8 - другой ногой
И.п. - глубокий выпад на правой ноге упором
1-8 - пружинное движение вниз
1-8 - другой ногой
И.п. - выпад на правой ноге упором
1-8 - качем вперёд-назад, опускаясь в продольный шпагат (работает носок - пяточка)
1-8 - другой ногой
И.п. - «Бабочка», руки на колена
1-8 - усилием рук отведение колен вниз
И.п. - Стойка ноги врозь
1-8 - «разъезжаться» в поперечный шпагат
И.п. - сед, стопа одной ноги на бедре другой
1-8 - натянуть с помощью рук носок, колено в сторону.
1-8 - другой ногой
И.п. - группировка на спине
1-4 - перекаты вперёд-назад
И.п. - сед
1-7 - перекат назад с касанием носков пола за головой
8 - И.п.
Стойка на лопатках, кувырки вперёд, кувырки назад, перекидка вперёд (для подготовленных), прыжки через мат с продвижением по кругу.
Ходьба, потряхивая ноги, по кругу, восстановление дыхания.
Подвижная игра «Один лишний»
Дети с помощью учителя распределяют маты по всему залу. Один мат убирается.
По первому сигналу учителя дети ходят или передвигаются танцевальными шагами или лёгким бегом по залу, по 2 сигналу - устремляются по 2 человека на 1 мат и ложатся. Пара игроков, оставшаяся без места - выбывает из игры и садится на скамейку.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 мат с игроками, успевшими занять место первыми.
По команде учителя дети убирают последний мат и строятся.
Выделяются лучшие игроки и даются рекомендации проигравшим. Определение и обсуждение действий учащихся на уроке. Оценивание.
- «Ребята, скажите, всё ли у Вас получилось сегодня на уроке? Почему не получилось? Что надо сделать, чтобы получилось?
Какую бы Вы поставили себе оценку за урок? Сделайте столько шагов вперёд, на какую оценку Вы себя сегодня оценили.
Хорошо ребята, я учту Ваше мнение при выставлении оценки».
Выставление оценки.
И переходим к домашнему заданию. Вам нужно будет дома проверить степень своей гибкости, а для этого я вам раздам листочки с заданиями - тестами.
Как проверить степень своей гибкости
Есть несколько упражнений, как проверить степень своей гибкости:
1 - нужно встать, поставив ноги вместе, и медленно наклоняться к полу. Если Вы достаете ладонями до пола, то Вам начисляется 4 бала, если пальцами - 2 балла, если не удалось коснуться пола, то 0 баллов;
2 - поставьте ноги на ширине плеч, сделайте наклоны вправо и влево, при этом таз должен оставаться на месте. Если Вы смогли достать до икр ног, то вам начисляется 4 балла, если достаете до колена - то 3 бала, если не удалось дотянуться до колена - то 0 баллов;
лягте на спину, заведите ноги за голову и попробуйте коснуться пола прямой ногой. 3 - Если вам это удалось, то начисляется 4 балла, если нога была согнутой - то 2 балла, если коснуться не удалось вовсе - то 0 баллов.
Если Вы набрали от 8 до 12 баллов, то вы обладаете завидной гибкостью. Если от 4 до 7 баллов, то гибкость вами частично утрачена, если Вам удалось набрать 0-3 балла, то это означает, что у вас нет достаточной гибкости.
- «В дневниках наблюдения, вы отметите полученные данные. Заканчивая урок, напомните мне, пожалуйста, с каким физическим качеством вы сегодня познакомились, и какое значение оно имеет в жизни человека?»
Ребята отвечают и перечисляют.
«- Молодцы, ребята, к следующему уроку подготовите дневники наблюдения, урок закончен, до свидания!»
Организованный уход из зала.