Графическая грамотность младших школьников: структура и особенности развития

Разделы: Технология, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Проблемами, связанными с изучением научно-методических аспектов графической грамотности в разные периоды занимались: А.Амирбеков, А.Д.Ботвинников, В.А.Курина, Е.В.Сазонова, Е.Н.Дорофеева, Л.Н.Анисимова и другие ученые [1; 2; 5; 7].

Мы изучили подходы ряда исследователей, которые определяют содержание графической грамотности и сделали следующий вывод: графическая грамотность выражается в графической деятельности в ходе работы с графической информацией и ее средствами. В подкрепление нашего вывода процитируем А.Амирбекова «графическая грамотность может быть представлена как умение обучающихся читать различные графические изображения, такие, как чертежи, схемы, рисунки, графики, таблицы, а также строить их с помощью различных чертежных инструментов, оформлять записи, моделировать и конструировать графические ситуации» [1].

Освоение графической грамотности, в отличие от других форм, тесным образом связано с личностными особенностями, такими, как ценностные ориентации, рефлексивные умения.

Систематизировав взгляды разных исследователей, мы определили, что овладение графической грамотностью предполагает:

  • наличие мотивации или потребности у младшего школьника в освоении способов работы с различными видами информации, в том числе, представленной графически в процессе разных форм взаимодействия, проблемных ситуаций;
  • наличие знаний о разных видах графической информации, способах работы с ними (анализ, интерпретация и пр.) через работу с текстами, использование памяток в процессе анализа и составления чертежей, развертки изделия;
  • умения дифференцировать виды графической информации, читать, преобразовывать, самостоятельно создавать графические тексты на основе поэтапного формирования умений осуществлять работу с технической документацией (чертеж, схема): выполнять ее чтение, анализ, выполнять изделие.

Формирование графической грамотности, как совокупности знаний и умений, связанных с изображением и передачей информации в графической форме, в младшем школьном возрасте тесным образом связано с особенностями психического развития. Например, степень познавательной активности влияет на вовлеченность детей в процессе познавательной деятельности, на способность к приему и переработке перцептивной информации; от скорости психических процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, память зависит уровень готовности к овладению графическими умениями.

Младшие школьники характеризуются тем, что у них наблюдается: незначительная сформированность анализа и синтеза зрительной информации, ослабленная дифференцированность зрительного восприятия, неспособность подчинить его определенной задаче, низкая степень понимания усваиваемой информации. Все это приводит к тому, что у них возникают сложности при формировании умений и навыков в графической деятельности [4].

По мнению О.О.Гониной, «проблемы в восприятии у младших школьников также могут быть обусловлены недостаточной сформированностью ориентировочной деятельности. Младшие школьники часто не могут продолжительное время целенаправленно рассматривать конкретный объект или предмет, вслушиваться в какие-либо звуки. Неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям при формировании графических умений и навыков. У некоторых учащихся младшего школьного возраста пространственные представления являются сформированными недостаточно, учащиеся путают направления, путают и не могут правильно определить расположение объектов и предметов относительно друг друга» [3].

Формирование графической грамотности в младшем школьном возрасте, как мы видим, обусловлено целым рядом возрастных особенностей развития учащихся. В частности, особенностями развития их восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, в том числе и мелкой моторики. Недостаточное развитие навыков целенаправленного восприятия мешает при анализе того или иного объекта, выделять существенные признаки и свойства, в результате чего учащиеся затрудняются в их систематизации в наглядной графической форме. У младших школьников не сформировано умение аккуратно оформлять записи, отображать графические ситуации. Всему этому они учатся на уроках, учатся преображать информацию, представлять ее в графической форме, используя различные графические средства. К сожалению, большинство учебных программ и учебно-методических комплектов не позволяют эффективно осваивать младшими школьниками содержания основ графической грамотности. Именно поэтому учитель играет ведущую роль в формировании графической грамотности младших школьников.

А.В.Амирбеков отмечает, что «в рамках разных уроков учащиеся познают закономерности теории изображений, овладевают способами познания и выполнения изображений. В большей степени этому способствуют уроки изобразительной деятельности, уроки технологии. На уроках математики также, особенно при знакомстве с элементами геометрии, учащиеся представляют данные в графической форме. Для того, чтобы в полной мере овладеть графической грамотностью, у учащихся необходимо формировать системные представления о том, что такое информация, каких видов бывает информация, как можно ее преобразовывать, какие способы представления информации бывают» [1].

Младшие школьники сталкиваются с представлением информации в разной форме, в учебниках и рабочих тетрадях. Элементы работы со схемами, таблицами учащиеся активно осваивают в ходе выполнения заданий именно в рабочих тетрадях. У части младших школьников достаточно быстро происходит установление связи между определенными отношениями объектов и предметов и структурой схемы, модели, таблицы, в которой эти отношения отображаются. Некоторые учащиеся затрудняются в понимании системы отношений и формы их отображения. Для того чтобы младшие школьники успешно овладевали графическими умениями и навыками, данная работа должна осуществляться четко и последовательно, учащихся необходимо знакомить со способами графической обработки информации, умением определять наиболее удобный способ представления информации и применять данные способы в разнообразных ситуациях, перенося знания.

Таким образом, в младшем школьном возрасте на становление каждого из компонентов графической грамотности влияют особенности психического развития (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика учащихся) и личностные особенности. При организации этого процесса необходимо учитывать степень познавательной активности, способность к приему и переработке перцептивной информации, развитость навыков целенаправленного и пространственного восприятия.

Литература

  1. Амирбеков А. Развитие графической грамотности у учащихся VI-VIII классов на уроках геометрии и черчения: дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 1984. 192 с.
  2. Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. 255 с.
  3. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2015. 300 с.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с.
  5. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической грамотности младших школьников: дис. Д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2009. 564 с.
  6. Совертков П.И. Графическая грамотность младших школьников, работа по технологии. Бирск, 2007. 168 с.
  7. Шалашова И.В. Графическая грамотность как психолого-педагогическая проблема // Научный потенциал. 2012. №1. С. 68-72