Конвергентный урок "Повторяем электричество"

Разделы: Физика, Русский язык, Информатика


Цели:

  • В ходе урока обеспечить повторение основных понятий электричества посредством выявления физической сущности природных явлений; показать родство русского языка, живописи, физики и информатики как разных сторон познания единого мира.
  • Повторить и обобщить знания об электричестве.
  • Повторить и закрепить навык работы с информацией.
  • Повторить и закрепить навык работы с текстом.

Задачи:

  • Обучающие: продолжить развивать умения обобщать знания о природных явлениях (молнию, гроза), выделять основное, подмечать особенности явлений, наиболее характерные их свойства, выделять разновидности.
  • Развивающие: способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать речь обучающихся, а также умение создавать логически выдержанный текст.
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к физике и информатике, закрепить знания обучающихся о творчестве художников и писателей, изображающих природное явление - грозу - в своих произведениях.

Ход урока

1. Организационный этап урока

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Перед вами учителя физики, информатики и русского языка. А значит, мы наэтом уроке будем использовать знания по физике, русскому языку и литературе, информатике, которые пригодятся нам при сдаче ОГЭ. Самых активных из вас ждут оценки по 3 предметам.

Учитель информатики: Для меня важно будет то, как вы умеете работать с компьютером, используя полученные на уроках информатикизнания.

Учитель физики: Применяя знания по информатике, мы с вами сможем обобщить знания по физике, научимся применять их при выполнении практических и расчетных заданий. Но сначала мы вместе вспомнимзаконы и определения, а для этого проведем небольшой устный опрос. Используя интерактивную доску, повторим формулы для постоянного тока. Затем выполним практическое задание. И, наконец, вытащим из тайников памяти все ценное для решения задач с помощью Excel.

Учитель русского языка и литературы: Внимание на доску (фильм о грозе).

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималасьиз-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака;ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменилсявлажным холодом; тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел ввышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали,зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полилручьями» (по И.С.Тургеневу).

Целеполагание.О чем мы будем говорить? С какой целью?

2. Актуализация знаний

Учитель физики: С помощью интерактивной доски вспомним, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? Задание следующее: по очереди от каждой команды выходит одинученик и приводит в соответствие название формулы и саму формулу

Мощность

I

Работа тока

U

Количество теплоты

R

Напряжение

Q

Сила тока

A

Сопротивление

P

Закон Ома

Закон Д- Л

Учитель информатики: При дальнейшей работе на уроке вам понадобятся знания условных обозначений составных элементов электрической цепи. У вас на столах лежат листочки условных обозначений элементов. Ваша задача - выйти к доске и упорядочить карточки.

Источники тока

Потребители

Электрические приборы

Коммутирующие элементы

Учитель физики: С помощью данного задания мы проверим, как вы усвоили некоторые правила и законы, связанные с электрическими явлениями (на партах лежат карточки с электрическими схемами).

- Ответьте, пожалуйста:

Задание 1 команде.

На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?

Задание 2 команде.

На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?

Задание 3 команде.

На какой схеме показано короткое замыкание?

Молодцы! Вы показали хорошие теоретические знания. А сейчас мы приступим к решению практической части.

Учитель информатики. Переходим к следующему заданию. За каждым столом по 6 человек. Трое из вас будут собирать цепь по предложенной схеме из имеющихся на столах приборов, а трое будут решать задачу с помощью компьютера. Решите, кто из вас будет выполнятькакое задание.

Учитель физикиПрактики садятся ближе к коробке с приборами, а остальные так, чтобы было удобно работать с компьютером

Задание практикам: собрать действующую цепь по схеме, замкнуть ее, и если цепь замкнута, то должна загореться лампа. Но прежде чем приступить к сборке, мы обязаны повторить правила техники безопасности.

Схема одна на всех.

Учитель информатики: А для оставшихся задание: с помощью программы Excel решить следующую задачу:

Обратите внимание: при решении задач вам надо будет правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.

Таблица: Произвести расчёты с помощью программы Excel и заполнить таблицу:

I, А

U, В

R, Ом

t, мин

А, Дж

0,1

2

2

0,3

1,5

4

0, 5

1

6

В незаполненные столбцы первой строчки вносим окончательную формулу расчета. Саму формулу выводим в рамке.

Правильность решения задачи мы увидим на доске

Работа тока в приборе за 15 минут равна 40500 Дж, напряжение на его концах 15 В. Какой силы ток был пропущен через прибор?

Учитель русского языка и литературы: У каждой команды текст.

В начале урока вы заслушали описание надвигающейся грозы. Давайте вспомним, что такое текст?

Термин «текст» (лат. textum - ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе.

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л.М.Лосева).

2) «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И.Р.Гальперин). Вывести на слайд

Таким образом, текст - это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации).

Какие основные признаки текста?

  • Информативность
  • Членимость текста на определённые части
  • Связность
  • Коммуникативное намерение автора текста. Вывести на слайд

В.П.Астафьев (нейросеть с обращением)

Затеси.

Летняя гроза.

I. Мы так увл…клись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими ша…ками подкравшегося к нам (из)за леса. Он густел, расходился и вскоре на пр…токе (с/з)делалось тесно от пузырьков, которые не успев народиться лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробрат…ся сквозь него и сконфуже(н/нн)о залег в лесу.

II. Мы зат…ропились и поплыли к островку, где был хвойный лесокружё(н/нн)ый со всех сторон пок…сами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда (не)проникал. Но мы уже вымокли и пр…дрогли. (Не)хотелось шевелит…ся. Однако надо было разводить костер. И с великим трудом мы его развели.

III. А дождьпр…бавлял прыти. Огромная ч…рная туча наползала на реку и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом пр…кратился. И тут же порывы ветрапонеслись по реке морща и волнуя воду. Св…ркнула нервная молния, прогрохотал гром и ветер опять сник.

Стало тихо.

Только крупные капли скатываясь с мокрых смолистых ветвей пихт, звучно шлепались о широкиесморще(н/нн)ые листья чемерицы уже пустивш…й по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тр…вожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

Молнии зач…стили. Они пр…шивали(на)сквозь темную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчетливо видных, то исч…завших во мраке. Гром грох…тал почти бе(с/з)прерывно.

IV. Мы ждали беше(н/нн)ого ливня.

Но уд…вительное дело: грозная туча спустила на землю тихий грибной дождь, сама же громыхая в о…блесках молний поплыла дальше волоча за собой пушистый, раздвое(н/нн)ый хвост. Этот хвост чисто смел всё на своем пути. (С)нова по…вилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ож…ло всё вокруг: запели птицы, затр…щали крыл…ями бекасы, мимо нас поб…жала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и всё ещё метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже (не)доносились.

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залег в лесу.

Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда не проникал. Но мы уже вымокли и продрогли. Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костер. И с великим трудом мы его развели.

А дождь прибавлял прыти. Огромная черная туча наползала на реку, и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом прекратился. И тут же порывы ветра понеслись по реке, морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

Стало тихо.

Только крупные капли, скатываясь с мокрых смолистых ветвей пихт, звучно шлепались о широкие, сморщенные листья чемерицы, уже пустившей по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

Молнии зачастили. Они прошивали насквозь темную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчетливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.

Мы ждали бешеного ливня.

Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смел всё на своем пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ожило все вокруг: запели птицы, затрещали крыльями бекасы, мимо нас побежала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и всё ещё метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.

  1. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Вставьте пропущенные знаки препинания.
  3. Составьте план каждого отрывка, обозначив каждую микротему.
  4. Слушайте выступления других групп внимательно, т.к. вы должны будете собрать текст из разрозненных частей.
  5. Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль? (Гроза прекрасна в своей силе)
  6. Предложите свой заголовок к данному тексту. Выделите ключевые слова (дождь, ветер, туча, гром, молния = гроза)
  7. А какие еще значения слова «гроза» вам известны ГРОЗА́, -ы́, мн. гро́зы, ж.
    1. Атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками или между облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Тургенев, Бирюк.
    2. Беда, опасность. Грозы не чуя между тем, --- Мазепа козни продолжает. Пушкин, Полтава.
    3. перен.; кого-чего. Тот, кто (или то, что) внушает страх, наводит ужас. [Чуб] стиснул в руке кнут - страх и грозу докучливых собак. Гоголь, Ночь перед рождеством. Таким образом, слово «гроза» многозначное.
  8. Перед текстом обычно бывает эпиграф. Давайте вспомним, что это такое и назовём его функции.

ЭПИ́ГРАФ (от греч. epigraphe - надпись) - высказывание, изречение, цитата, которую автор помещает перед произведением или его структурной частью - главой, разделом.

Функции эпиграфа:

  • указание на тему произведения;
  • непрямое выражение авторской позиции;
  • раскрытие идеи произведения;
  • указание на важные события в сюжете;
  • указание на литературную традицию.
  • Выберите эпиграф для нашего большого:

А. Прибавлю еще, что в эту минуту разразилась сильная гроза; удары грома слышались чаще и чаще, и крупный дождь застучал в окна. Достоевский Ф.М., Село Степанчиково и его обитатели, 1859

Б. В летние месяцы льются потоки дождя, свирепствуют грозы, время от времени ураганы и землетрясения. Гончаров И.А., Фрегат «Паллада», 1857

В. Гроза усиливалась все более и скоро разыгралась по небу беспрерывными перекатами, беспрестанною молнией.

Толстой А.К., Князь Серебряный, 1862

Г. - Слышали мы, - продолжал он, обращаясь к Вихрову, - что над вами разразилась гроза; но вы, как дуб могучий, выдержали ее и снова возвратились к нам. Писемский А. Ф., Люди сороковых годов, 1869

Д.

Грозы не чуя между тем,
Не ужасаемый ничем,
Мазепа козни продолжает.
Пушкин А.С., Полтава, 1829

Для данного текста характерно композиционное единство, то есть текст логически завершен. Соберите ваши планы воедино.

  1. Густой дождь
  2. Убежище

А. Костёр

  • Огромная чёрная туча

А. Нервная молния

  • Стало тихо
  • Крупные капли
  • Молнии и гром
  • Ожидание бешеного ливня
  • Грозная туча поплыла дальше
  • Ожило всё вокруг
  • Определите тип речи: повествование, описание, рассуждение - и стиль. (Повествование с элементами описания,художественный)
  • Скажите, какой вывод следует из этого текста?

Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передаче состояния природы настроению человека - от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

  • Укажите односоставные предложения. (Схватили рюкзаки и бросились к пихтам.Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костер.…и в одну минуту стало темно. Стало тихо.Но удивительное дело…).Определите их тип, скажите, какую роль в тексте они играют.
  • Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

а) раздвоенный хвост;
б) ещё метала;
в) прошивали тучу;
г) стало тихо.

  • Замените словосочетание «отчётливо видных» (видных с отчётливостью), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Замените словосочетание «ликом солнца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Учитель физики: Давайте проведем мозговой штурм. Для этого послушаем задание и на лежащих у вас на столах листах (каждый) нарисует все доступные схемы соединения.

Задача. Изобразить схемы соединения из 4 резисторов. Время для этого задания 3 минуты.

Учитель информатики. Проверяем вашу работу. Я показываю на доске схему, вы находите ее у себя на листе, зачеркиваете и вверху листа в окошке ставите +. И так далее. Поехали.

А теперь огласите: сколько + у каждой команды.

Учитель русского языка и литературы: Итак, сегодня мы с вами провели работу, связанную с комплексным анализом текста, но она еще далеко не закончена. Поэтому домашнее задание связано с продолжением работы над текстом. Перед вами три картины, на каждой из которых изображен какой-то этап грозы. Составьте физическую задачу.

Иван Шишкин «Перед грозой»

«Гроза над рощей», 1818-1821. Василий Андреевич Тропинин

«После грозы», 1921. Борис Михайлович Кустодиев

Рефлексия

Составим лингвистическую визитку физического явления «гроза».

  • ФИО: Молния+Гром+Дождь= Гроза
  • Родители: Заряженные облака
  • Место работы: Небо
  • Должность: Создатель электрического тока