В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
- чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Сегодня мы поговорим о такой технологии как Лэпбук.
Каждый год появляются новые средства и технологии обучения и модернизируются старые. Одно из таких средств, которое очень простое и интересное - Лэпбук. Лэпбук (lap - колени, book - книга) - самодельная интерактивная папка содержащая множество кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которая вмещает в себя огромное количество материала: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т.д. Попадая в руки ребенка, лэпбук помогает ему окунуться в тему, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой, увлекательной.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Лэпбук пришел к нам из Америки. В США он получил свое широкое распространение за счет домашнего образования. При таком обучении лэпбуки являются финальным этапом изучения определенной темы.
Эта технология получила большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители. Когда лэпбук создает сам педагог - это не просто книга игр, а дидактическое пособие, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, которые соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
Лэпбук отвечает требованиям Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он:
- информативен,
- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания),
- одновременно может использоваться группой обучающихся,
- обладает дидактическими свойствами,
- является средством художественно-эстетического развития учащегося, приобщает его к миру искусства,
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),
- его структура и содержание доступны младшему школьному возрасту учащихся,
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, но и полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребёнке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В зависимости от формы лэпбуки могут выглядеть как:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Организация материала внутри лэпбука:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
- схемы, таблицы,
- упражнения для развития связной речи и усвоения грамматических конструкций
- картотеки пословиц, поговорок, загадок,
- опорные знаки-символы
Форма занятий
Лэпбук - итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки - совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Таким образом приходим к выводу, что работа с этим пособием поддерживает высокую мотивацию в ходе занятия даже у самого неусидчивого ребенка.