Цель:
- актуализация в сознании школьников понятий «героизм», «подвиг», «самопожертвование»;
- формирование ценностного отношения к героям Отечества, к людям, чьи маленькие и большие подвиги влияют на благополучие людей, страны, региона;
- формирование представлений о причинах героического поведения человека, о возможности каждого человека стать героем нашего времени.
Задачи:
-
Познавательные:
- разобрать термин «блокада», познакомиться с жизнью Ленинграда в условиях блокады, охарактеризовать примеры мужества и стойкости ленинградцев;
- проанализировать военные действия Советской армии об организации обороны Ленинграда.
- Развивающие: развивать навыки изложения фактов, умения давать оценку событиям, объяснять события на основе нескольких источников, умения самовыражения.
- Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гражданственности, учить навыкам нравственного воспитания, воспитывать уважение к людям, прошедшим Великую Отечественную войну, развивать чувства гордости за русский народ, воспитывать гуманизм.
Оборудование: лэпбук, интерактивная доска.
Ход занятия
1. Кластер
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «Дорога жизни»?
Давайте оформим все ваши высказывания как кластер. В центре запишем словосочетание «Дорога жизни», а вокруг - слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом.
Словосочетание «Дорога жизни» напрямую связано с темой нашего занятия. Сегодня мы будем говорить о подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
2. Словарная работа (слова «блокада», «героизм», «подвиг», «эвакуация»)
- На партах лежат толковые словари, которые нам сейчас помогут разобраться в значении некоторых слов (работа со словарями).
- Блокада - окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и принудить к сдаче или парализовать их деятельность (Малый академический словарь)
- Блокада - окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешними миром и принуждения к капитуляции (Толковый словарь Кузнецова)
- Героизм - 1) мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации; 2) способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма (Толковый словарь Ефремовой)
- Подвиг - героический, самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, связанных с риском (Толковый словарь Кузнецова)
- Эвакуация - вывоз (или вывод) людей, учреждений, имущества из опасных местностей (во время военных действий, стихийных бедствий, с мест затопления); перевозка раненых с театра военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов (Толковый словарь Ожегова и Шведовой).
3. Хроника событий (работа в малых группах)
- Ребята, сейчас мы с вами поработаем с нашими лэпбуками. У вас на столах есть информация о жизни Ленинграда во время блокады, из которой вам надо выбрать основные моменты и записать в шаблон «Хроника событий».
Ученики работают в группах и зачитывают свои записи.
4. Блокадный хлеб
- Ребята, давайте с вами попробуем испечь блокадный хлеб. Как вы думаете, из чего он состоял? (ответы детей)
Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение.
«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться, и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах», - вспоминает жительница Ленинграда, пережившая блокаду.
Ежегодно во всех регионах нашей страны проводится Всероссийская Акция памяти «Блокадный хлеб», которая призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших блокаду.
Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов - именно такая минимальная норма выдачи хлеба на человека в день была установлена в самый трудный период блокады Ленинграда.
5. Дорога жизни
К началу сентября город оказался в полном окружении. Связь с большой землёй Ленинград мог поддерживать только по воздуху или по воде - через Ладожское озеро.
В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины.
Однако опасности этим не исчерпывались. Немцы старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Немало водителей погибло от холода, заблудившись в метель.
6. Эвакуация (региональный компонент)
Работа с шаблоном и информацией о детях блокадного Ленинграда, которых эвакуировали в Гурьевск (QR-код). Дети дорисовывают «человечка».
7. Память. Памятники
- Очень важно сохранить память о тех трагических событиях и том великом подвиге. Сделать это можно по-разному.
Учащиеся знакомятся с информацией о существующих памятниках и подписывают их названия в шаблоне лэпбука (раздаточный материал).
1) «Цветок жизни»
Дорога жизни проходила недалеко от Всеволожска. Там, на третьем километре мемориальной трассы, в 1968 году открыли комплекс «Цветок жизни». Он посвящён самым юным жертвам блокадного Ленинграда.
Мемориальный комплекс состоит из трёх частей. Вначале перед посетителем предстаёт 15-метровая скульптура цветка, на лепестках которой высечены слова популярной в СССР детской песенки: «Пусть всегда будет солнце» и изображение мальчика-пионера. Далее следует аллея Дружбы, которая состоит из девяти сотен берёз - по числу блокадных дней. На стволы деревьев в память о погибших детях повязывают алые пионерские галстуки. За аллеей находится траурный курган.
2) «Разорванное кольцо»
На западном берегу Ладожского озера, там, где брала начало Дорога жизни, находится ещё один памятник. Две массивные полуарки, в форме разорванного кольца, высотой в семь метров напоминают о кольце блокады. А сам разрыв мемориала указывает на Дорогу жизни.
3) «Полуторка»
Среди мемориальных сооружений на Дороге жизни выделяется памятник «полуторке». Подобного ему больше просто не существует. «Полуторкой» в народе называли автомобиль грузоподъёмностью полторы тонны. Именно на таких грузовиках перевозили людей и грузы по Дороге жизни. В месте дороги, где были самые массированные обстрелы, сегодня возвышается, вылитый из бронзы, грузовик в натуральную величину.
4) Дневник Тани Савичевой
На Дороге жизни, на Траурном кургане, находится мемориал «Дневник Тани Савичевой» - восемь страниц знаменитого блокадного дневника, который вела ленинградская школьница. Этот дневник 11-летней Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего восемь страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти.
В кармашке «Библиотечка» вы можете познакомиться с книгами о блокаде Ленинграда, прочитать аннотацию к ним и выбрать книгу для внеклассного чтения.
8. Рефлексия. Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан (то, что возьмем с собой). Мясорубка (над чем стоит подумать и поработать). Корзина (что мы выбросим)
(Картинки прикрепляем к доске, ребятам выдаем три листочка, они пишут всё необходимое, озвучивают и прикрепляют к нужной картинке)
9. Домашнее задание (творческое)
Из кармашка «Проба пера» выбираем картинку и составляем свой рассказ о блокаде Ленинграда, оформляем в виде книжечки.
Спасибо за работу!