У учеников начальной школы формируются умения учиться, умения организовывать свою деятельность. В начальной школе всё чаще и чаще педагоги стараются использовать инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время учитель должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже в начальной школе
«Кто много читает, тот много знает!» - это высказывание очень точно выражает современную идею обучения смысловому чтению.
В России идет процесс падения уровня читательской культуры. Учёными установлено, навык чтения - это один из факторов, который влияет на успеваемость школьников сильнее всех. Проанализировав читательскую деятельность школьников, стало понятно, что проблемы связаны с низкой скоростью чтения, это снижает мотивацию и возникает плохая успеваемость у ученика. Чтобы быть компетентным в разных вопросах, ученик должен читать 120-150 слов в минуту и уметь работать с информацией. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг. Раньше в каждой семье была книжная полка, сегодня её заменил планшет или электронная книга. Зависимость от гаджетов приводит к неспособности ребенка концентрироваться на занятии. Дети нуждаются во внешней стимуляции, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать на слух и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, отсюда непонимание текста. Большая часть родителей являются отрицательным примером для своих детей, так как не читают сами. Традиции семейного чтения ушли в прошлое. За последнее время в два раза сократилось время, для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос. А возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок воспринимает текст, как опытный чтец. Такие дети с трудом понимают задания к упражнениям по русскому языку, условия задач по математике. Они испытывают трудности к установлению причинно-следственных связей, к формулированию основной мысли текста, затрудняются задавать вопросы и отвечать на них.
Навык чтения - явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Смысловое чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
- Определение последовательности событий в тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно:
1 класс - обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия
- Вопросо-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
- восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов;
- упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
- исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
- сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.:
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом
- перекодирование информации - перенос информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
- «мозаика» - после ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста;
- называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
- составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
- множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3-4 классы
- конспектирование/составление кратких записей - приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
- деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части, согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
- составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;
- предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации ) - приём работы, направленный на развитие умение предвосхищать содержание текста;
- викторина -опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
- логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;
- заполнение таблицы - приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;
- верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний, с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Очевидно, что отдельные приёмы работы могут быть использованы для развития различных умений чтения.
- обучение находить информацию;
- интерпретировать тексты, давать оценку прочитанному;
- самостоятельное выделение основной мысли;
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы;
- выделение главной и второстепенной информации;
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу:
- Работа с незнакомыми словами
- Работа с ключевыми словами
- Работа со словами-образами
- Работа с многозначными словами
- Работа с фразеологизмами
- Рассказы по предложению
- Развитие читательского воображения
- Диалог с автором текста
- Техника чтения
В качестве учебного материала выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников по всем учебным дисциплинам.
Методические рекомендации направлены на достижение смыслового понимания текста, умения дать оценку информации, откликнуться на содержание, повышение техники чтения.