Кто много читает, тот много знает!

Разделы: Начальная школа


У учеников начальной школы формируются умения учиться, умения организовывать свою деятельность. В начальной школе всё чаще и чаще педагоги стараются использовать инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время учитель должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже в начальной школе

«Кто много читает, тот много знает!» - это высказывание очень точно выражает современную идею обучения смысловому чтению.

В России идет процесс падения уровня читательской культуры. Учёными установлено, навык чтения - это один из факторов, который влияет на успеваемость школьников сильнее всех. Проанализировав читательскую деятельность школьников, стало понятно, что проблемы связаны с низкой скоростью чтения, это снижает мотивацию и возникает плохая успеваемость у ученика. Чтобы быть компетентным в разных вопросах, ученик должен читать 120-150 слов в минуту и уметь работать с информацией. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг. Раньше в каждой семье была книжная полка, сегодня её заменил планшет или электронная книга. Зависимость от гаджетов приводит к неспособности ребенка концентрироваться на занятии. Дети нуждаются во внешней стимуляции, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать на слух и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, отсюда непонимание текста. Большая часть родителей являются отрицательным примером для своих детей, так как не читают сами. Традиции семейного чтения ушли в прошлое. За последнее время в два раза сократилось время, для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос. А возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок воспринимает текст, как опытный чтец. Такие дети с трудом понимают задания к упражнениям по русскому языку, условия задач по математике. Они испытывают трудности к установлению причинно-следственных связей, к формулированию основной мысли текста, затрудняются задавать вопросы и отвечать на них.

Навык чтения - явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.

Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Смысловое чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

  1. Развитие умения анализировать задание.
  2. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  3. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
  4. Определение последовательности событий в тексте.
  5. Формулирование простых выводов после прочтения.
  6. Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  7. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  8. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  9. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
  10. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно:

1 класс - обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия

  1. Вопросо-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  2. восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов;
  3. упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
  4. исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
  5. сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.:
    • практическое отличие текста от набора предложений.
    • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
    • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
    • озаглавливание текста (подбор заголовков).
    • составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом

  1. перекодирование информации - перенос информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
  2. «мозаика» - после ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста;
  3. называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
  4. составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
  5. множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
    • смысловое чтение;
    • владение пересказом разного вида;
    • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
    • выделение опорных слов (словосочетаний);
    • характеристика героев и их поступков.
    • подбор антонимов и синонимов к словам.
    • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3-4 классы

  1. конспектирование/составление кратких записей - приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
  2. деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части, согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
  3. составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;
  4. предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации ) - приём работы, направленный на развитие умение предвосхищать содержание текста;
  5. викторина -опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
  6. логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;
  7. заполнение таблицы - приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;
  8. верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний, с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Очевидно, что отдельные приёмы работы могут быть использованы для развития различных умений чтения.

  • обучение находить информацию;
  • интерпретировать тексты, давать оценку прочитанному;
  • самостоятельное выделение основной мысли;
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу:

  • Работа с незнакомыми словами
  • Работа с ключевыми словами
  • Работа со словами-образами
  • Работа с многозначными словами
  • Работа с фразеологизмами
  • Рассказы по предложению
  • Развитие читательского воображения
  • Диалог с автором текста
  • Техника чтения

В качестве учебного материала выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников по всем учебным дисциплинам.

Методические рекомендации направлены на достижение смыслового понимания текста, умения дать оценку информации, откликнуться на содержание, повышение техники чтения.