«Смешанное обучение - это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [1, с. 15].
Существуют различные модели смешанного обучения: перевернутый класс, ротация станций (смена рабочих зон), ротация лабораторий, гибкая модель. Наиболее продуктивным является модель «Смена рабочих зон», которая требует наличия компьютеров или планшетов в классе и умения организовывать групповую работу.
Практика показывает, что наиболее эффективна работа в группах. В групповой работе развиваются: коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни; личная ответственность учащихся за результаты обучения [1]. Такая модель урока как «Смена рабочих зон» позволяет научить ребят работать в группе [1, с. 25].
Урок по теме «Механическая работа» строится следующим образом: учитель, задает вопрос к классу, тем самым создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию темы и цели урока. Предварительно класс разделен на три группы по видам учебной деятельности. Затем учитель организует учащихся по созданию понятия о новой физической величине «механическая работа». Поэтому каждой группе выдается маршрутный лист, в котором прописывается инструкция деятельности группы. Каждая группа выполняет свое задание. Группы работают в своей части класса (зоны): зона работы с учителем, зона самостоятельной работы и зона групповой работы. В течение урока группы перемещаются между зонами так, чтобы побывать на каждой из них (приложения 1, 2, 3).
Первая группа начинает работать под руководством учителя с изучения нового материала с использованием установки для демонстрационного эксперимента «Механические явления». Вторая группа детей работает в зоне групповой работы, выполняет групповое мини-исследование по теме урока, используя подсказки, содержащиеся в сетевом учебном курсе ЦОС «Моя Школа» [6]. Третья группа детей работает в зоне самостоятельной работы в режиме онлайн. В зоне самостоятельной работы ученики самостоятельно знакомятся с новым материалом, отвечают на ключевой вопрос урока, проверяют свои знания на тренажерах с автоматической проверкой.
Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, переходят в зону самостоятельной работы, где работают на планшетах, закрепляя изученный материал, далее - в зону групповой работы и т.д. (приложение 3). На завершающем этапе третья группа в зоне работы с учителем обсуждает ответ на ключевой вопрос урока. Остальные группы готовят отчет о проделанной работе.
В зоне работы с учителем каждому ученику предоставляется эффективная обратная связь. Можно уделить больше внимания тем учащимся, кто не разобрался в теме урока, и предложить индивидуальный план работы над материалом.
В онлайн зоне, учащимся дается возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. Каждый работает в своем темпе. Обратную связь получают от компьютера.
В зоне групповой работы, учащиеся применяют знания, навыки в новых ситуациях и получают обратную связь от одноклассников.
На заключительном этапе урока учитель и учащиеся приходят к совместному выводу об индивидуальном продвижении в изучении темы урока.
Практика показывает, что применение технологии смешанного обучения позволяет обеспечить более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения [6].
Литература
- Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Армахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение https://interactiv.su/ (дата обращения 20.02. 2024).
- Ивашкина Д.А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. С 88.
- Ивашкина Д.А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. С 7.
- Крутский А.Н., Косихина О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. Лекция 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 44 с.
- Перышкин И.М. Физика: 7-й класс: учебник /И.М. Перышкин, А.И. Иванов. - Москва: Просвещение, 2021.-239 с.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2024).
- ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru/ (дата обращения 20.02.2024).