Пространственно-средовой подход в формировании навыков межкультурной коммуникации и функциональной грамотности школьников

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: Функциональная грамотность, пространственно-средовой подход, инверсия пространства


Актуальность формирования функциональной грамотности российских школьников, то есть их способности применять полученные в школе знания для решения собственных проблем, неоднократно подтверждалась в ходе мониторинга PISA, обнаруживающего проблемы учащихся школ России в чтении для обучения и для жизни, неумение работать в команде. Дезадаптация российских школьников в реальных жизненных ситуациях, дезориентация в пространстве профессий, неспособность формулировать вопросы и инициативно взаимодействовать с представителями других национальностей - следствие, по нашему мнению, системных особенностей российской школы, организующей образовательный процесс как реализацию набора отдельных обязательных предметов. Решение указанных проблем осуществимо посредством реализации пространственно-средового подхода, формируемого в нашем лицее, имеющем статус базовой школы РАН, как инновационной площадки, действующей в инфраструктуре Хабаровского края.

Пространственно-средовой подход в формировании функциональной грамотности школьников, навыков их межкультурной коммуникации, разрабатывается в нашем лицее на базе исследований Жака Дерриды, Э.Холла, В.И. Слободчикова, Мишановой О.Г., Борытко Н.М., Мануйлова Ю.С., Новиковой Л.И., Панова В.И., И.И.Сулимы, И.Д.Фрумина, В.А.Ясвина и др. Пространственно-средовой подход (ПСП) - это методология опосредованного управления воспитательно-образовательным процессом. Согласно пространственно-средовому подходу, «пространство» выступает фрагментом реальности, жизненной ситуацией, предъявляемыми учителем как «мотивационное поле встречи познавательных потребностей детей с их предметом», в котором педагог выступает навигатором, опосредованно, через организацию условий, управляя образовательным процессом, возникновением персонифицированных проблемных ситуаций, формируя у учащихся стремление их разрешать, обращаясь к конкретным предметным знаниям.

В последнее время пространственный подход все шире распространяется в науке и практике как методологический инструмент, обеспечивающий осознание и построение коммуникации различной направленности, в том числе межкультурной. «Пространственное мышление представляет собою, - как считает И.Я.Каплунович, - специфический вид мыслительной деятельности, имеющей сложную иерархическую структуру, обеспечивающей активное преобразование, перестройку, перекодирование, переориентацию исходных пространственных образов (их свойств и отношений), что приводит к созданию на этой основе новых образов и дает возможность свободно оперировать ими». Это утверждение согласуется с мнением философа языка Жака Дерриды, изложенным в труде «О грамматологии» (1967), о понимании как деконструкции смыслов, то есть процессе рождения индивидуального смысла в процессе диалога с текстом.

Пространство в коммуникации - это рамки развертывания коммуникативных действий, дистанция, которую устанавливают между собой партнеры, несомненно влияющие и на их взаимопонимание и его языковую репрезентацию. Понимание - это идентификация смысла, вложенного коммуникантом в высказывание. Смыслом обладает лишь персонифицированное знание, актуальным которое делает лишь интерес субъекта, выраженный в принятии проблемной ситуации и сформулированном вопросе.

Результатом процесса межкультурной коммуникации должно очевидно стать формирование у представителей разных культур инвариантных структур поликультурного пространства. Эти структуры возникают в ходе сопоставления картин мира субъектов. Инвариантные структуры в объективном и субъективном поликультурном пространстве и есть межкультурная коммуникация или взаимопонимание, как идентификация смыслов.

Суть системообразующего принципа ПСП заключается в инверсии пространства в образовательном процессе. В традиционном подходе - это поле применения полученных метапредметных знаний и навыков, формируемых посредством предъявления заданий метапредмтного характера. В рамках ПСП пространство - это первопричина возникающих у школьников индивидуальных интересов, которые, как известно, требуют полипредметных знаний, это смысло-образование. Среда - это производный от пространства личностный результат, совокупность эмерджентных свойств участников образовательного процесса: коммуникативная инициатива, функциональная грамотность, навыки общения, интерес к представителям других культур т.п.. Управление образовательным процессом, таким образом, в рамках ПСП осуществляется посредством создания так называемых «трофических ниш», наполняемых актуальной для школьников духовной «пищей», информацией, имеющей личностный смысл.

В предметной области иностранного языка, целью которой является формирование навыков межкультурной коммуникации школьников, нами определены такие трофические ниши, как: «Мы и другие», «Я и мир профессий», «Мир технологий и технологии в мире» и др. Методические инструменты, наполняющие ниши, обеспечивают успехи лицеистов в конкурсах разного уровня - от внутри-школьного до международного - мультимедийных презентаций и видеороликов на иностранных языках «My small Homeland». «Расскажи миру о своей Родине», конкурсах чтецов на английском языке «The Beauty of Poetry» в рамках «Дней Науки», поэтических конкурсах (например, ко Дню рождения Роберта Бернса - национального поэта Шотландии»), в реализации индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работах, организации Недель английского языка, и т.п.

Таким образом, пространственные характеристики этих «трофических ниш» формируют вопросы лицеистов о своеобразии «картины мира» представителей разных народов в сопоставлении с собственными взглядами, об особенностях типа мышления в межкультурном диалоге, о различиях темпа и ритма жизни, отражающихся в поэтике языка. Взаимосвязь актуальных интересов детей и социально-значимых трендов требуют формы реализации образовательного процесса как со-бытия, то есть согласованного, совместного бытия как взаимопонимания и взаимопринятия мотивов, согласования целей, ценностей как инвариантных смысловых структур. Вопросы задают исследовательский поиск и определяют коммуникативный успех лицеистов, учащихся базовой школы РАН, в узком и широком смыслах - как достижение понимания смысла собственной жизни в контексте успеха и процветания своей страны.

Литература

  1. Деррида, Ж. О грамматологии. О грамматологии (studfile.net)
  2. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики// Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова: Педагогика. Психология. Ювенология. Социальная работа. - 2009.Т.15. - №5. -С. 83-84
  3. Мишанова, О.Г. Пространственный подход к осознанию и построению профессиональной коммуникации/ О.Г.Мишанова // Вестник ЧГПУ. - №11. - 2009. - С.84-91.
  4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. Москва: Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7, 1997. - С.185-205.
  5. Ясвин, В. А. Технология средового проектирования в образовании / В.А.Ясвин// Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). - С. 74-93. DOI 10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93
  6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А.Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.