Игры для детей 4–5 лет. Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игры для малышей, игры для детей


В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.

Игра - это врождённая потребность ребенка. Большинство современных игр пришли из глубины веков, ведь еще наши прабабушки играли в жмурки, в лапту и в салки. Потребность в движении у детей была всегда, а сегодня, как никогда, она стоит очень остро. Ведь не секрет, что современные дети очень много времени проводят перед телевизором и компьютером, а не на спортивной площадке или играя во дворе с друзьями.

Подвижные игры - наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними. Не стоит стесняться бегать и прыгать вместе со своими детьми, ведь никакие взрослые условности и собственные комплексы не заменят улыбки здорового малыша.

Играть для детей - это прежде всего двигаться, действовать во время подвижных игр у детей совершенствуется координация движений, развивается инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила.

Подвижные игры влияют на умственное развитие ребёнка, они способствуют развитию логического мышления, учат укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. Дети дошкольного возраста очень подвижны. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребёнка. Важнейший результат игры - радость, удовлетворение, эмоциональный подъём.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата - выигрыша.

Особенности развития детей пятого года жизни

К 4,5-5 годам навыки владения своим телом у ребенка становятся более точными. Детям доступны прыжки, перепрыгивания через небольшие препятствия, они лучше справляются с бросанием и ловлей мяча. Труднее всего в этом возрасте осуществлять метание на дальность, особенно в цель, так как оно требует хорошего глазомера и силы мышц, что еще недостаточно у них развито.

К 5 пяти годам значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.

При беге многие дети могут уже отрывать обе ноги от земли. У детей в этом возрасте неплохой прыжок: толчок и приземление на полусогнутые ноги.

Дети 4-5 лет в связи с улучшением координации движений умеют стоять на одной ноге, ходить на носках и пятках, ходить между линиями, нарисованными на полу или на земле, по скамейке, бревну на различной высоте. Также с этого возраста можно начинать учить ходьбе на лыжах и катанию на коньках.

В этом возрасте начинают формироваться психические навыки: внимание приобретает устойчивый характер, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

В связи с вышеизложенным в данной статье представлены подвижные игры для детей данной возрастной группы.

Салки (пятнашки) со скакалкой

Двое игроков берут с разных сторон за ручки скакалку и ловят на площадке других участников. Размер скакалки не позволяет водящим убегать друг от друга, игроки, которых осалили выбывают из игры. Чтобы освободиться от скакалки, водящие должны поймать одновременно по игроку, тогда пойманные берут скакалку и продолжают ловлю. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Бег с препятствиями

В группе или на площадке рисуют большой круг, по которому будет проходить бег, устанавливается ряд препятствий на расстоянии 1,5-2 м одно от другого: кладется доска, через которую нужно перепрыгнуть или перешагнуть, ставится ряд кирпичиков (данные предметы можно заменить любыми имеющимся инвентарем в группе). Протягивается веревка, через которую нужно перескочить или под которую подлезть. Строятся небольшие беговые барьеры: палки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15-20 см. На землю располагают любой мешок без дна или спортивный туннель, сквозь который надо пролезть. Устанавливается доска, по которой надо пройти.

Дети образуют шеренгу и по сигналу ведущего начинают бегать друг за другом, преодолевая препятствия. Побеждает тот, кто пробежит первым .

Птицы и клетка

Обозначается круг диаметром 1-2 м или обруч. Выбирают птицелова и воробья, все остальные дети - птицы: голуби, синицы и т.д.

Воробей садится в центр круга - в клетку. Птицелов ходит около нее, охраняя пленника от нападения птиц, которые стараются коснуться воробья руками, чтобы освободить его. Кого птицелов осалит, тот считается пойманным и садится в клетку. Если птицелову долго не удается никого осалить, то выбирают нового водящего.

Невод

Два игрока берутся за руки и ловят других. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

Али-баба

Две команды детей берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 5-10 м. Из каждой команды по очереди начинают звать игроков.

- Али-баба! - зовет первая группа.

- О чем слуга? - отвечает вторая.

- Пятого, десятого подайте (после чего называют имя одного из игроков, например: «Сашу нам сюда!»

Названный отделяется от команды и бежит к зовущим, а, подбежав, старается прорвать образуемую ими цепь. Если это ему удалось, тогда он уводить в свою команду одного из игроков; если же нет, то сам остается в команде соперников. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд останется только два человека.

Лиса и зайцы

На земле чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий - лиса, все остальные - зайцы. Лиса становится за кругом, зайцы - в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать зайцам за пределы круга не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Ведущий подсчитывает число пойманных зайцев и выбирает новую лису. Побеждает та лиса, которая сумеет поймать больше зайцев.

Гуси-лебеди

Играющие это гуси, они встают на линию на одной стороне площадки. Выбирают 2 водящих - это волк и пастух - хозяин, волк становится на середине площадки, а хозяин на противоположной стороне площадки, где вторая линия. Линии могут быть условными или отчерченными.

Хозяин зовет гусей - Гуси-Гуси!
Гуси отвечают - Га, га, га!
Хозяин - Есть хотите?
Гуси - Да, да, да.
Хозяин - Так летите!
Гуси - Нам нельзя -
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Хозяин - Так летите как хотите.
Только крылья берегите.

Гуси бегут домой от одной лини ко второй, а волк их ловит. Пойманные выходят из игры. После нескольких перебежек выбираются новый волк и пастух.

Наперегонки

Дети находятся на одной площадке, линии. На расстоянии 7-10 метров от них раскладываются любые предметы. По сигналу ведущего надо добежать до предметов, взять одну и принести. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее других.

Дракон

Дети выстраиваются в колонну по одному ( в затылок друг другу) и берут руками за пояс впереди стоящего. Вся колонна - это дракон, первый в колонне - это голова, а последний - хвост.

По сигналу ведущего голова должна поймать свой собственный хвост, который от нее ускользает. Голова, поймавшая хвост, переходит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли головы.

Прыгает - не прыгает

Дети встают в одну линию. Ведущий называет животных и предметы, которые « прыгают и не прыгают». Если ведущий назвал то, что прыгает (например, мяч), дети должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись двумя ногами, если назовет то, что не прыгает, то никаких движений делать не надо. Объяснив условия игры детям, ведущий говорит, вначале медленно, затем убыстряя темп речи:

- Лягушка (дети прыгают)
- Воробей (дети прыгают)
- Кузнечик (дети прыгают)
- Кенгуру (дети прыгают)
- Зайчик (дети прыгают) и т.д.

Игра с мячом

Рыба, птицы, звери

Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: « Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.

Мяч в догонку

Дети становятся в круг. Ведущий дает 2 ребятам, стоящим в разных местах, по мячу. По сигналу дети начинают передавать мячи товарищам. Нужно, чтобы один мяч догнал второй.

Список использованной литературы

  1. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. Серия: Азбука развлечений. - СПб.: «Издательство Союз», - 2000, - 336 с.
  2. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т - 1. - С. 230-232.
  3. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.