Пословицы и поговорки о семье на занятиях учителя-логопеда, как элемент воспитательной работы

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: пословицы, поговорки


«Семья - самое святое, самое доброе, самое нежное, самое правильное, самое трепетное, самое неожиданное. Все самое, самое, самое, что первое с человеком происходит, - происходит в семье. Первые звуки, первые шаги. Первое все. Первая любовь. Поэтому, конечно, семья - это, как бы банально это ни звучало, основа. Основа всего, что мы… Такая маленькая модель нашей страны, нашего мира…».

Это высказывание всем известного актера Федора Добронравова, очень тронуло. Л.С.Выготский считал, что наиболее благоприятную атмосферу общения создают родители в семье. Благодаря взаимодействию родителей и ребенка, с первых дней жизни происходит полноценное развитие его личности и социализация [1]. Процесс воспитания начинается в семье, продолжается в учебных заведениях.

Изучением этого процесса занимается наука - педагогика. И в ней рассматривается воспитание в совокупности с обучением. В основе этих процессов лежит передача социального опыта старшего поколения младшему.

Современное поколение весьма критично относится к опыту старшего поколения, поэтому приходится действовать методом проб и ошибок. С каждым годом разница между поколениями сильно увеличивается, меняется мировоззрение, отношение к жизни. Также меняется отношение к процессу обучения: если раньше основой образования были знания, умения, навыки, то сейчас во главу угла ставится развитие личности [2].

Вот уже 13 лет работаю учителем-логопедом в ресурсном центре города Краснодара. Наши специалисты коррекционного профиля проводят занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по развитию высших психических функций и коррекции речи (устной и письменной). Программа, по которой я работаю называется «Школа письма» и направлена на коррекцию нарушений письма и чтения учащихся 2-4 классов. В последнее время увеличивается число детей, имеющих трудности в освоении чтения и письма. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В группах встречаются дети, имеющие статус «ограниченные возможности здоровья», а также учащиеся с трудностями в обучении без такого статуса. Проводя занятия с детьми вот уже много лет, столкнулась с тем, что многие простые понятия и события им непонятны, несмотря на то что в школе их знакомят с большим количеством литературных произведений, в которых так хорошо описаны положительны и отрицательные черты героев. В нашем учреждении проводятся всевозможные мероприятия и выставки, направленные на воспитание детей и посвященные таким праздникам как: День Освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, День защитника Отечества, День Победы и др. Но этого недостаточно для полноценного развития современных детей.

Вспоминая программу начальной школы, которую мы проходили, понимаю, что воспитание личности было тесно связано с обучением и чтением литературы. Даже в упражнениях по русскому языку прослеживалась закономерность уважительного отношения к старшим, бережного отношения к природе, любви к Родине. Но видя современных детей понимаешь, что им необходимо все разъяснять более подробно. Ведь их жизнь отличается от литературных героев, они окружены любовью и лаской, заботой и вниманием. Они не понимают, как может быть по-другому.

2024 год в России объявлен годом Семьи. В наше неспокойное время, когда происходит столько событий, только в родном гнезде мы чувствуем, что мы любим и любимы. Приходит на ум цитата из книги «Праздник непослушания» С. Михалкова «Мамы! Папы! Нам без вас - Всё равно, что вам без нас!» [5].

Каждое свое занятие с учащимися младшего школьного возраста решила начинать с чтения пословиц и поговорок о семье. Ведь именно в них собран опыт предыдущих поколений, который показывает нравственные нормы отношения общества к семье и родителям. Огромная беда современных детей - их ужасное отношение к чтению! Отчасти в этом виноваты взрослые, ведь именно в семье ребенок строит модель отношения к животным, окружающим, книгам. Своим трепетным отношением к книгам взрослые формируют привычку читать. Увы, не во всех семьях, есть такая привычка!

Почему именно пословицы? «Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет; в образованном и просвещенном обществе пословицы нет; попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы… пословица колет не в бровь, а прямо в глаз?» говорил Владимир Даль [7].

Пословица - коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми… Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки…» [6]. Это выражение мнения народа. В ней заключена оценка народной жизни, наблюдение народного ума. Не всякая народная мудрость становится пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мнением множества людей. Такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой пословицей стоят поколения, их создавшие. Главное назначение пословиц - дать народную оценку объективных явлений действительности. Пословицы говорят о многих сторонах жизни, в некоторых из них глубоко раскрывается связь между человеком и обществом, отражается мир семейных отношений.

Традиционно, все проблемы в семье решаются в кругу семьи, где обсуждаются различные ситуации, строятся дальнейшие планы, планируется бюджет. Все это находит отражение в пословицах: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее». То есть семья помогает человеку перенести беды, найти выход из любых трудностей [3].

Вместе с тем, дом для человека всегда был его защитой, крепостью, где можно укрыться от невзгод. В семье находят поддержку и утешение, ищут совета, делят пополам радости и печали, уважают личное мнение и пространство друг друга.

Именно чтение пословиц и поговорок на занятиях учителя-логопеда и помогают обучать и воспитывать младших школьников.

Во-первых, это автоматизируется навык чтения. Во-вторых, проводиться работа над пониманием прочитанного. В-третьих, с детьми ведется диалог. Каждый ребенок объясняет, как он понял данную пословицу или поговорку. Следующий этап, проверка сказанного: как эта пословица и поговорка трактуется в литературных источниках. У ребят появляется возможность проанализировать правы они или нет в объяснении прочитанной пословицы или поговорки. Заключительный этап, списывание пословицы в тетрадь, выделение гласных, постановка ударения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им текстом.

Таким образом, ведется работа над обогащение словарного запаса и умением формулировать свои мысли.

В нашем центре проводятся различные мероприятия для специалистов школ (это педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги). На одном из них были показаны видеоролики, на которых дети объясняли различные понятия, такие как «семья», «бабушки и дедушки», «семейные традиции» и многие другие понятия, связанные с семейными ценностями. Очень интересно было наблюдать, как ребята своими словами рассказывают о своем жизненном опыте, накопленном благодаря нашим занятиям. Пословицы и поговорки учат сохранять мир и гармонию в семье, уважать старших и по-доброму относиться к младшим. Некоторые видео были показаны на родительских собраниях, с целью выяснения поймут ли родители, о чем говорят их дети, ведь сами термины дети не произносят. Было очень интересно получить обратную связь от родителей.

В пословицах и поговорках собран опыт предыдущих поколений, с опорой на который мы продолжаем традиции нашей страны.

Цель данной коррекционной работы донести до ребят, что семья - это великая ценность, без которой очень тяжело. Рассказано много историй из жизненного опыта о детях потерявших родителей, с целью вызвать сопереживания, сочувствие, умение ценить своих близких.

Пословицы и поговорки учат ценить родительскую любовь, относиться к ним с почтением. Это значит, что родители - это самое ценное и дорогое, что есть у ребенка. Трудна жизнь тех детей, у которых нет родителей в связи с разными обстоятельствами. Зачастую, они не знают, что такое материнская или отцовская любовь, что накладывает отпечаток на их судьбу.

Список литературы

  1. Лукашевич, В.А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях / В.А.Лукашевич. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. - С. 201-204.
  2. Перекрестова, Е.В. Актуальные проблемы развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013.
  3. https://vurnary-centr.soc.cap.ru/banneri/semjya-eto-glavnoe/poslovici-i-pogovorki-o-semje-sbornik-luchshih-pos.
  4. https://vk.com/wall-51243294_5203.
  5. Михалков, С.В. Праздник непослушания / С.В.Михалков; худож. В.В.Суриков. - Москва: Советская Россия, 1990. - 96 с.
  6. Даль, В.И. (1801-1872). Пословицы русского народа: сборник В.И.Даля. - 4-е изд., стер. - Москва: Русский яз. Медиа, 2009. - 814с.
  7. https://chelreglib.ru/ru/pages/readers/readcenter/literaturnyi_kalendar_2022/february/Vladimir_Dal_Poslovicy_russkogo_naroda/