Роль народной культуры в обучении и воспитании младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: младшие школьники


Народная культура - традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Эта культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации [2]. В более узком значении, народная культура - это коллективное творчество народных масс в мифопоэтических, фольклорных, игровых, театральных, а также в художественных формах.

Рассматриваемая нами тема «Роль народной культуры в обучении и воспитании школьников» является актуальной, так как народная культура воздействует на формирование качеств, особенностей мышления, стереотипов поведения, способствует адекватности социально-этнического самоопределения личности ребёнка. Народная культура выполняет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие функции, она может служить одним из средств, приобщения детей к народным традициям. Что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Реализовать элементы народной культуры можно через:

  • постижение основ народного искусства: фольклора, прикладного искусства;
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - устное словесное и музыкальное народное творчество [5]. Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильям Дж. Томс в 1846 году. В фольклоре существуют три рода произведений: Эпический род

    Жанры: сказки, сказы, предания, легенды, былины и исторические песни.

Драматический род

    Жанры: народная драма, сцены.

Лирический род

    Жанры: пословицы, поговорки, календарные обрядовые песни, семейные обрядовые песни, колыбельные, любовные песни, причитания, частушки.

Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Фольклор является ценным дидактическим материалом для проведения уроков, внеклассных и внеурочных занятий. В сказках происходит отражение реальной человеческой жизни. Они имеют счастливые концовки и в тоже время всегда поучительны. С помощью сказок ребенок переживает совместно с героями такие чувства, которые в дальнейшем оказывают влияние на всю его жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, что весьма важно для детей («Поклонился в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»). Большой нравственный потенциал содержится в пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки в большинстве случаев обращены к физическому воспитанию подрастающего поколения, прежде всего формированию активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие своим содержанием пропагандируют здоровый образ жизни. Загадки вызывают у детей массу положительных эмоций, а также позволяют сформировать познавательный интерес к окружающей действительности. Загадки расширяют словарный запас детей за счет многозначности слов, а также помогают узнать вторичные, переносные значения слов. Фольклорные музыкальные произведения позволяют знакомить детей с обычаями, а также бытом русского народа, жизнелюбием. Таким образом, можно сказать о том, что фольклорное творчество, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, развитию интереса к культуре, быту страны и отдельно взятых регионов.

Народная игра - это транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Народная игра способствует у детей выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Она выполняет различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции и чувства радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.

На своих уроках процесс обучения и воспитания осуществляем с использованием традиционных и нетрадиционных форм: лекций, спектаклей, путешествий, викторин, конкурсов, уроков «открытых мыслей», уроков - конференций, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков.

Все это помогает развить и воспитать гражданина России на примере произведений народной культуры русского народа. Таким образом, активное накопление нравственного опыта в школьном возрасте обеспечивает социальное развитие ребенка и гармоничное формирование личности. Ни с чем нельзя сравнить те счастливые мгновенья, какие ребенок испытывает, когда становится творцом прекрасного. Прав В.А.Сухомлинский, который писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, творчества, т.к. благодаря восприятию прекрасного, пропуская его через себя, человек становится Человеком» [4, с.27].

Список литературы

  1. Горохова Е.В. «Воспитание младших школьников средствами народной культуры» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/03/vospitanie-mladshikh-shkolnikov-sredstvami
  2. Народная культура // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. «Роль фольклора в воспитании младших школьников» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ped.bobrodobro.ru/11402
  4. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну»; издательство "Радяньска школа", 1985г. - 288 с., с.27
  5. Фольклор// [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/