Цель: Обобщение работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов по планированию работы ревой направленности.
- Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов через, трансляцию педагогического опыта.
- Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
Повестка:
- Выполнение решения предыдущего ПС. Сообщение ст. воспитателя
- «Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО». Сообщение ст. воспитателя
- Итоги тематического контроля «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ». Сообщение ст. воспитателя
- Из опыта работы. Выступления педагогов.
- «Планирование работы по развитию речи в группе раннего возраста»
- «Развитие речевого аппарата у детей раннего возраста посредством дыхательных и звукоподражательных игр»
- «Представление авторских разработок дидактических игр по развитию речи».
- Практическая деятельность. Игра: «Артикуляционная словотворчество».
- Подведение итогов ПС (игра «Синквейн»), выработка решения ПС.
Ход педсовета
Уважаемые коллеги, начнём наше мероприятие, педагогический совет. И тема сегодняшнего ПС «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС».
Цель: Обобщение работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Ход мероприятия. Вы можете отслеживать по повестке.
Мы по традиции проводим совместную работу по выработке решения ПС, перед Вами лежат раздатки с проектом решения ПС, по ходу мероприятия Вы можете изменять пункты, вносить новые предложения. Инициативной группой проект доработается, с полным содержанием которого Вы сможете ознакомиться на рабочем стенде.
На последнем ПС мы вынесли ряд решений, обозначили сроки их выполнения.
1. Выполнение решение предыдущего ПС
- Педагоги всех возрастных групп продолжают планировать работу по взаимодействию с семьями воспитанников в вопросах организации игровой деятельности. Ежемесячно обновляются консультативные материалы данной тематики. Во всех возрастных группах педагоги стараются вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей.
- Для совершенствования условий игровой деятельности, в группах внесены новые атрибуты. В группе № для занятий и для организации самостоятельной игровой деятельности изготовлены новые макеты «Ферма», «Дом». Элементы макетирования (для «режиссёрских игр», «природная зона», для инсценировок сказок, рассказов по Программе).
- В группе № пополнены картотеки алгоритмов и схем для организации игровой деятельности «Стройка», «Школа».
2. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
Сообщение ст. воспитателя
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Вспомним, какие основные цели и задачи, обозначены в нашей программе дошкольного образования, для образовательной области «Речевое развитие».
Развитие речи. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Приобщение к художественной литературе. Приобщение к словесному искусству. В том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Развитие литературной речи.
Как проходит выполнение поставленных целей и задач образовательной области «Речевое развитие» в нашем ДОУ, раскроет справка тематической проверки.
3. Итоги тематического контроля «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ»
Итак, первый вопрос подлежавший инспектированию: обследование уровня развития детей, оценка профессиональных умений педагогов.
Воспитанники групп раннего возраста эмоциональны, принимают игровую задачу, с интересом обследуют окружающие предметы, активно действуют с ними. С желанием и интересом звукоподражают, выполняют дыхательные упражнения.
Воспитанники групп старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют словарём, умеют подбирать однокоренные слова, слова сходные по звучанию. Связная речь: умеют составлять описание предмета, действия. В речи широко используют фольклор, художественное слово.
Воспитанники подготовительной группы с лёгкостью находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. Затруднения в речевой деятельности испытывают двое детей групп № имеющие логопедический диагноз - ОНР.
На протяжении всего занятия во всех возрастных группах наблюдалась активность, самостоятельность, доброжелательная обстановка. Анализ уровня речевого развития детей групп № показал, речевые навыки сформированы по возрасту и соответствуют требованиям Программы.
Педагоги всех возрастных групп знают программные требования по речевому развитию. Большинство грамотно обозначают цели и задачи при составлении конспекта занятия. Знают и учитывают индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка.
Культура речи всех педагогов соответствует предъявляемым требованиям. Приёмами развития правильного речевого дыхания на высоком уровне владеют педагоги (...).
Все педагоги на занятии активно используют приёмы для развития интонационной выразительности речи детей, но не все чётко и доступно формулируют вопросы к детям.
Отмечена высокая посещаемость педагогами мероприятий своих коллег, желание открыто транслировать свой педагогический опыт.
По итогам профессиональных умений педагогов в организации НОД. Я составила мини-шпаргалку с рекомендациями. В которой обозначены часто встречающиеся недочёты в организации НОД. Прошу обратить Ваше внимание на них, чтобы избегать из занятия в занятие повторяющихся ошибок. (приложение 1)
На открытых занятиях именно педагоги детишек раннего возраста, уделяли особое внимание дыхательным и звукоподражательным техникам. И сейчас предоставляется слово воспитателю группы №, которая подробней осветит эту тему.
Выступление педагога, тема: «Развитие речевого аппарата у детей раннего возраста посредством дыхательных и звукоподражательных игр».
Вопрос развития речевой деятельности детей раннего возраста, как уже озвучила педагог, является наиглавнейшим. И понимание речи, и активная речь детей, это предпосылки настоящей в будущем богатой речи, красиво и ёмкостно говорящего общества.
Ну а мы переходим ко второму вопросу инспектирования: создание условий в группе
Предметно-развивающая среда групп по речевому развитию отвечает требованиям ФГОС ДО.
В группах раннего возраста представлены игры на развитие силы голоса, развитие речевого дыхания. В старшей и подготовительной группах материал для составления рассказов, определение звука в слове. Игровые зоны наполнены разнообразным дидактическим материалом, сменяемость в полной мере обеспечена в группах №. В группе № сменяемость скудна, мало материала для игр по выделению звука из слова, определения ударения в слове.
В каждой возрастной группе в наличие картотеки: дидактических игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, подборки альбомов и книг с загадками, потешками, песенками. Под книжный уголок выделены полки, где размещены подборки книг, иллюстраций, д/и подобранные в соответствии с возрастными особенностями детей и с учётом сменяемости. Так же выделены зоны для театрализованной деятельности. В большом объёме представлен материал по данной теме в группе №: теневой, настольный, пальчиковый театры, в наличие дополнительное оборудование - разнообразные элементы макетирования.
Для организации детьми ряженья во всех возрастных группах в наличие элементы костюмов, маски. Представленный материал отвечает эстетическим требованиям.
Повторюсь, что дидактического, раздаточного, и прочих материалов по организации индивидуальных занятий, подгрупповых, на развитие речевых навыков достаточно. Но все они, нам уже известны, так скажем классические. И сегодня, педагоги группы № представят нам свои авторские разработки дидактических игр, слово предоставляется воспитателю (...)
Подбор интересных, востребованных форм в работе каждого педагога, это залог успеха по достижению поставленных целей и задач. Представленные игры в действительности грамотно составлены, интересны для детей, актуальны. Предлагаю педагогам поучаствовать в конкурсах с данными разработками. И это следует внести в проект педагогического совета.
Следующий вопрос тематического контроля: планирование работы с детьми
Во всех возрастных группах занятия по развитию речи планируется согласно расписанию занятий. Часто встречающиеся недочёты по заполнению календарного плана:
- В графе НОД, педагоги не всегда прописывают источник, цели и задачи (группа №). При планировании работы в течении дня отмечена скудность, один раз в неделю запланирована д/и речевой направленности. Не прописывается словарная работа и работа по закреплению пройденного материала. Нет планирования самостоятельной художественно-речевой деятельности, работы в книжном уголке. Не планируются досуги и развлечения.
В планировании индивидуальной работы педагоги всех возрастных групп не прописывают цель, усложнения.
Педагоги группы №, подготовили сообщение о том, как же качественно организовать работу в течение дня по речевому развитию, что нужно учесть, какие формы применить. Слово предоставляется воспитателю «Планирование работы в течение дня по развитию речи в группе раннего возраста».
Ещё раз хочу обратить ваше внимание … При проверке планов, не раз давались рекомендации обязательного характера, оформлять планирование согласно бытовой сетке, но они не выполняются. Не забывайте, что существует положение «О календарном планировании образовательного процесса в группах». В котором, прописано не только общие положения, цели и задачи календарного планирования, принципы календарного планирования, но и расписаны подробно требования к оформлению, и ответственность. И поэтому следующая проверка планов будет направлена именно на выполнение этого обязательного требований.
И это нужно занести в проект решения педагогического совета.
Третий вопрос: работа с родителями
Во всех возрастных группах для повышения родительской компетентности размещён консультативный материал по речевому развитию детей. Информация краткая, конкретная, доступная, эстетически оформлена. Форма подачи материала: наглядная. Это папки-передвижки, стенды, папки с консультациями. Весь материал подобран по запросу родителей воспитанников и в соответствии с актуальностью тем.
4. Общий вывод по всему выше сказанному
В целом работу педагогического коллектива ДОУ по организации образовательной деятельности речевой направленности, можно оценить как, твёрдый средний. Но существуют пробелы в грамотности педагогов по заполнению календарного плана. Педагоги не использую сетки бытовой деятельности, что влечёт бессвязное планирование мероприятий и невозможности прогнозирования и планирования индивидуальной работы, поставленных задач Качественное планирование воспитательно - образовательной работы продолжает оставаться актуальным, и требует дальнейшей углубленной работы.
5. Практическая деятельность. «Артикуляционное словотворчество»
Итак, в одном из разделов, пункта тематического контроля: «Оценка профессиональных умений педагогов», было обозначено задание. Показать без предварительной подготовки 10 артикуляционных упражнений и показать комплекс дыхательных упражнений. С этим заданием в полном объёме справились педагоги (...)
Сегодня мы ещё немного поиграем с артикуляционными упражнениями. Итак, игра: «Артикуляционное словотворчество».
Внимательно слушайте условия игры
Нужно разделиться на четыре команды, достать из конвертов список основных упражнений артикуляционной гимнастики по возрастной градации. Именно из этих упражнений, следует составить рассказ, сказку и т.д. На выполнение даётся пять - семь минут. По истечению времени каждой команде следует представить свой творческий шедевр у доски.
Такие рассказы для детей раннего возраста Вы легко можете составлять сами, они интересны, забавны, а значить легко усваиваемые. Такие рассказы, сказки можно подобрать для любой тематики образовательного процесса. Использовать для организации индивидуальной, подгрупповой работы. В старшем возрасте дети сами могут составлять из предложенных комплексов такие рассказы, тем самым будут раскрыты не только речевые задачи, но и многие другие.
Составленные рассказы следует оформить, и представить на выставку к итоговому ПС. И это следует занести в проект решения педагогического совета.
6. Подведение итогов ПС, выработка решения ПС
Ну а закончить ПС я предлагаю тоже играя «Синквейн». С французского «пять». Это составление стихотворения (по теме, в данный момент тема нашего ПС). Стихотворение не имеет рифму, но несёт смысловую нагрузку по данной теме. Делимся на две группы.
Внимание на слайд. Условия игры. Предложено заполнить пять строк.
- первая строка - тема, слово существительное или местоимение;
- вторая строка - прописываются два прилагательных, которые коротко характеризуют тему, описывая её;
- третья строка - три слова глагола, раскрывающие действие в теме; четвёртая строка - прописывается мнение автора об описываемой теме, в четырёх словах;
- пятая строка - это итог, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.
Для составления синквейна даётся 7 минут.
(на доску вывешиваются листы, я подвожу итог).
Итак,
Тема: речь
Она:
Важно:
Потому-что:
Речь это -
То есть, в стихе Вы раскрыли, что для Вас является главным определяющим понятие - речь.
Решение ПС от (...)
1. С целью повышения педагогической компетентности, выполнения рекомендаций тематического контроля, обеспечить сменяемость материалов по развитию связной речи, формированию словаря.
Ответственные: педагоги групп № 14.
Срок: до конца апреля 2018.
2. Пополнить книжные уголки материалами о художниках-иллюстраторах, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ответственные: педагоги групп № 11,12,14.
Срок: март 2018.
3. С целью трансляции опыта работы, принять участие в конкурсах различных уровней, тема: авторские разработки дидактических игр.
Ответственные: Кунакильдина Л.Х., Занина Е.А.
Сроки: до конца мая 2018 года.
4. Оформить материалы составленных артикуляционных рассказов оформить к выставке.
Ответственные: педагоги групп № 11,12,13,14.
Срок: на итоговом ПС 2018 года.
5. Проверка планов на соответствие бытовой сетки. По итогам подготовить справку.
Ответственные: старший воспитатель, педагоги групп № 11,12,13,14.
Срок: к итоговому ПС 2018.