1
|
Актуализация знаний
|
Какими бывают согласные звуки? (глухими и звонкими, твёрдыми и мягкими)
- Я буду называть мягкий согласный, а вы его пару: твердый звук.
Учитель называет не только парные мягкие согласные, но и непарные мягкие согласные звуки, к которым дети не могут подобрать твёрдый звук.
От чего зависит обозначение мягкого согласного на письме? (От позиции в слове)
Покажите на схеме: как обозначают парный мягкий согласный на конце слова, перед гласным, перед твёрдым согласным.
|
2
|
Создание проблемной ситуации и формулирование учебной задачи
|
- Я произнесу слова. Ваша задача - проанализировать звуковой состав этих слов: хвостик, серьги, гонщик.
Что заметили? Что объединяет звуковой состав этих слов?
(В каждом слове есть мягкий согласных перед мягким согласным)
Покажите, какой мягкий согласный звук слышим перед мягким согласным в каждом слове.
([с, т ,], [р , г, ], [н, щ,] )
Звуки [с ,] [р ,] [н ,] мягкие парные или мягкие непарные? (мягкие парные)
А теперь проанализируйте буквенную запись слов:
хвостик, серьги, гонщик
Что заметили, как обозначили на письме парный мягкий согласный перед мягким согласным?
(В слове серьги парный мягкий согласный перед мягким согласным обозначили с помощью буквы согласного и ь, а в словах хвостик и гонщик ь на работу не отправили.
Почему же в словах русского языка парный мягкий согласный перед мягким согласным обозначают по-разному?
Сегодня на уроке постараемся ответить на этот вопрос.
|
3.
|
Открытие нового знания
|
Прочитайте пары слов:
ба[н, т,]ик - ба[нт]
де[н, г,]и - рад де[н, г]ам
Какой звук слышим в словах перед мягким согласным? ([н,])
Какой звук слышим в словах перед твёрдым согласным?
(В слове бант твёрдый звук [н], в слове деньгам - мягкий звук [н,])
Какой вывод сделаем: какая же позиция для согласного, парного по мягкости - твёрдости, сильная, а какая слабая?
В позиции перед твёрдым согласным могут звучать оба звука из пары: твёрдый и мягкий. Позиция перед твёрдым согласным сильная.
В позиции перед мягким согласным произносится один звук из пары- мягкий звук. Позиция перед мягким согласным слабая.
Покажем вывод, который сделали, с помощью схемы.
В каком из слов мягкость [н,] собственная, а в каком - от мягкого соседа?
(В слове «деньги» мягкость собственная, а в слове «бантик» мягкость от соседа.)
ба[н,т,]ик - ба[нт] бантик
де[н,г,]и - рад де[н,г]ам деньги
Как обозначают на письме собственную мягкость? (С помощью ь)
Как обозначают на письме мягкость от соседа? (ь не пишут)
Дополним схему.
Почему «парный мягкий согласный перед мягким согласным» это орфограмма? (Есть выбор написания: буква согласного или буква согласного + ь)
|
4
|
Выведение общего способа действия
|
Как определить: для обозначения парного мягкого согласного перед мягким согласным писать ь или не писать?
Слабую позицию проверяем по сильной позиции: заменяем мягкого соседа твёрдым.
Если мягкость в сильной позиции сохранится, значит мягкость собственная, ь пишем.
Если мягкость в сильной позиции исчезнет, значит мягкость от соседа, ь не пишем.
Понаблюдаем за звуком [л,]
долька - дольки, апельсин, пальцы
Какой вывод сделаем? (Мягкость звука [л,] обозначается всегда)
|
5.
|
Решение частных задач открытым способом
|
1. Вернемся к словам хвостик, серьги, гонщик и объясним, почему в этих словах парный мягкий согласный надо обозначать именно так.
Хвост - хвостик, рад серьгам - серьги, гонка - гонщик
2. Теперь потренируемся записывать слова с новой орфограммой под диктовку.
Как будем действовать?
1. Определим, есть ли в слове орфограмма «парный мягкий согласный перед мягким»
2. Определим, как обозначить на письме мягкий согласный перед мягким согласным. Проверим слабую позицию по сильной позиции: заменяем мягкого соседа твёрдым.
По каким критериям будем проверять свою работу?
(1. Обнаружение орфограммы. 2. Проверка орфограммы по сильной позиции. 3. Обозначение мягкого согласного на письме)
Один ученик работает на боковой доске, остальные в тетрадях. Затем следует проверка: дети с помощью сигнальных карточек ( +,-) оценивают работу одноклассника и свою работу по определённым критериям.
Слова для записи под диктовку:
листья, коньки, хищник, кустик, мостик, ночник, вагончик, альбом, винтик.
Запись в тетради:
лист - листья, нет коньков- коньки, хищник,
куст - кустик, мост - мостик, ночник, вагонный - вагончик, альбом, винт - винтик
В словах хищник и ночник звуки [щ,], [ч,] непарные мягкие звуки, поэтому мягкость этих звуков не надо обозначать с помощью ь, буквам «щ,», «ч,» не нужны буквы-командиры.
3. Прочитайте предложения. Проверьте орфограммы в корне. Если будут ошибки, исправьте их. Докажите свои исправления.
По каким критериям будем проверять свою работу?
(1. Обнаружение ошибок. 2. Правильно ли доказали свои исправления.)
В авгусьте к Кирилу Стипановичу приедет внук Филипп.
У Косьти поевились новые друзья.
Бабушка свизала Насьте ширстяные носки.
В коропке лежали ёлочьные украшения.
|