Актуальность
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что в последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста исследования вообще единичны.
Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс полового воспитания детей, как актуальную проблему современного общества. Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам отсутствует.
Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая "совместность" мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. И по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Детский сад и семья являются первой ступенькой к освоению детьми "азбуки» полоролевой социализации. Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является формирование у дошкольников гендерной социализации.
Условия формирования опыта
В настоящее время гендерное воспитание ребенка не представлено самостоятельным содержанием ни в одной образовательной программе.
Социальное развитие ребенка, в существующих образовательных программах, связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, физического и других направлений развития и достаточно сложно его ограничить от остальных направлений. Это осложняет педагогам осмысление задач гендерной социализации, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника.
Работа по гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы предполагает создание предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения занятий и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудио сопровождением, оформление уголка сказок с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
В связи с тем, что количество мальчиков в группе больше чем девочек, возникла необходимость создания особых условий:
- создание предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей мальчиков и девочек.
- подбор детской художественной литературы.
- тесное сотрудничество со всеми специалистами.
- взаимодействие с родителями.
Основная педагогическая идея
Основной идеей педагогического опыта является гендерная социализация старших дошкольников средствами художественной литературы. Социализация рассматривается, как неумение детей взаимодействовать с социумом - это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, формированию у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и противоположному полу должна отводиться особая роль.
Данный опыт доказывает, что художественная литература, являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, возвышенно и утонченно отражает мир взаимоотношений женщины и мужчины. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Именно литературные произведения, художественные образы, обладают широкими возможностями эстетического и нравственного воздействия на гендерное сознание ребенка. Можно полагать, что акцент на возвышенные чувства, сконцентрированные в художественных образах детской литературы, наиболее убедителен для детей, чем реальные человеческие отношения, которые иногда не соответствуют нравственно - этическим требованиям общества
Одним из наиболее доступных и понятных детям жанров художественной литературы является сказка. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, формируют у детей положительный образ своего Я.
Наибольший эффект достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.
Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Реализация основных концептуальных идей воспитания гендерной социализации детей базируется на следующих принципах:
- принцип природосообразности- образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия.
- принцип диалогического общения - рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка.
- принцип доверительного сотрудничеств а- открытость, взаимная обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса; «ребенок-педагог», «родители-ребенок», «педагог-родители». Доверительность вызывает у ребенка желание подключится к социально значимой деятельности в качестве полноправного партнера. Появляется осознание причастности к совместному делу, удовлетворение от расширения индивидуального опыта;
- принцип ненасилия - отсутствие какого бы то ни было навязывания ребенку чуждых его интересами склонностям видов деятельности и форм обучения. Принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка - связан с заботой о здоровье, образованности, культуре подрастающего поколения, о воспитании его в духе активности, человечности, приобщения к национальным и общемировым ценностям;
- принцип культурно-деятельности - содержит в себе идею сохранения и накопления жизненных сил растущей личности. Данный принцип напрямую относится к личностному становлению, предполагает развитие у детей адекватных навыков и умений, специфических потребностей, связанных с контролем и самоконтролем, оценкой и самооценкой, самостоятельной постановкой целей и поиском оптимальных способов их достижения;
Новизна опыта
Разработанная модель использования методов работы педагога с художественной литературой, позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе.
В работе:
- показано, что формирование полоролевой принадлежности у детей старшего дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через произведения художественной литературы. Это способствует актуализации собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками другого пола;
- обоснована необходимость в формировании гендерной социализации на этапах дошкольного развития, как основы для более успешного принятия ребенком социальной роли «мужчины» («женщины»), «отца», («матери»)
- определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования компонентов гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности.
- предложено для практического применения:
- перспективно-тематический план по гендерной социализации детей средствами художественной литературы
- психолого-педагогический портрет мальчика и девочки
- критерии оценки гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста
- беседы для мальчиков и девочек как отдельные, так и совместные
- подбор художественной литературы для мальчиков и девочек
- план работы с родителями
Цели и задачи: Данный подход направлен на формирование гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы и способствует решению основных задач:
Образовательные
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института:
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Развивающие
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях, как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями:
- создавать условия для практико-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением;
Воспитательные
- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними.