Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Цели: познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе; учить детей изображать несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног; упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
Задачи: умеет поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прослушивании музыкального произведения «Кто по лесу идет?» Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование фигуры человека).
Материалы и оборудование: гуашь, альбомные листы; картины, фотографии растений и животных Крайнего Севера.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента
- Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.
Звучит музыка.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи -
Вертится Земля.Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Сегодня наша научная экспедиция отправляется на Крайний Север Земли. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику - центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
2. Беседа о природе Крайнего Севера Земли
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?
- Где находится Крайний Север?
- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние)
- Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?
- В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
- Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Педагог показывает фотографии и рассказывает о животном мире полярных районов Земли.
Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу. Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5-2 м, а вес 250-300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м и весом до 800-1000 кг. Имеют клыки длиной 40-50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь - крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.
- Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Птицы - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же делают самые простые - из камешков, в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.
На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.
3. Работа над развитием музыкальных навыков. «Кто по лесу идет?» (Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной)
4. Рисование фигуры человека: «Дети гуляют зимой на участке»
- Расскажите, как вы гуляете на участке детского сада.
- В какие игры вы играете зимой? Какие движения вы выполняете во время прогулки? (Везем санки, лепим снежок, ловим снежинки, протянул руку за лопаткой.)
- Давайте на белой бумаге, которая изображает снег, нарисуем фигуры гуляющих детей. Затем прорисуем черным и коричневым цветом веточки кустарников, ствол и ветки деревьев.
5. Рефлексия
- Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее выразительные.