Аннотация
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Кроме того, знакомство детей с неживой природой может стать началом экологического воспитания.
Практическая новизна проекта
Ребенок по своей природе - исследователь. Любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию - важнейшая черта детского поведения. К сожалению, реалии сегодняшней жизни часто мешают ребенку соприкоснуться с неживыми природными объектами, познать их суть, смысл, место в общей картине мира и взаимосвязь с живым миром природы. Все это детям 3-4 лет даст участие в нашей «Лаборатории неживой природы». Данная тематика очень актуальна для сегодняшних дошкольников.
Что дает участие в проекте педагогу?
Участие в проекте дает возможность педагогу создать оптимальные условия для развития творческих способностей, самостоятельной и совместной деятельности детей через разнообразную исследовательскую деятельность.
Что дает участие в проекте воспитаннику?
В процессе работы над проектом дети проявляют естественную активность, осуществляют контакт друг с другом и воспитателем. Работа с природными материалами способствуют развитию коммуникативных умений ребенка. При помощи песка, воздуха и воды ребёнок получает возможность реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Работа с песком, водой и воздухом способствует возникновению положительных эмоций, стабилизирует внутреннее состояние ребёнка, самочувствие. Создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Что дает участие в проекте родителям?
Участие родителей в работе над проектом способствует эмоциональному сближению детей и взрослых в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Проблема, которую нужно решать в данном вопросе
У детей недостаточно сформированы коммуникативные навыки; слабо развита мелкая моторика рук, координация движения, пластика. Неравноценная работа левого (мышление и логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга. Недостаточно развиты познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение).
Основополагающий вопрос: Смогут ли дети на основе опытов с песком, водой, воздухом и камнями изучить их свойства?
Проблемные вопросы:
- Как взвесить воздух?
- Есть ли у воздуха сила?
- Как поймать воздух?
- Как воздух увидеть?
- Как воздух движется?
- Какая вода на вкус, цвет, запах?
- Чем можно переливать воздух?
- Как воду покрасить?
- Чем вода нам помогает?
- Что может плавать в воде?
- Как вода может менять свое состояние?
- Какие бывают камни?
- Как можно взаимодействовать с камнями?
- Что такое песок?
- Каковы основные свойства песка?
Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проходит работа по проекту:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей, на который рассчитан проект:
- Проект рассчитан на детей дошкольного возраста (3-4 года)
Состав проектной группы:
- Кузьменко Дина Тимофеевна - воспитатель,
- Джура Ольга Анатольевна - воспитатель.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Педагоги:
- Введение в игровую ситуацию детей.
- Привлечение детей и родителей к исследовательской деятельности.
- Организация условий для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Дети:
- Участие в НОД, исследовательской, познавательной и самостоятельной деятельности.
Родители:
- Оказание необходимой помощи педагогу;
- Выполнение предлагаемых заданий;
- Закрепление полученных знаний в детском саду по теме проекта в домашних условиях с детьми.
Тип проекта: Исследовательский.
Краткое описание ситуации проекта
Во время прогулок на участке детского сада мы обратили внимание, что дети с удовольствием собирают камешки, рассматривают их, делятся друг с другом, несут в подарок родителям. У детей есть живой интерес к природным материалам, но в тоже время нет знаний об их свойствах. Эти знания можно получить в совместных играх и деятельности с воспитателем. Таким образом, у воспитанников есть желание играть с камешками, водой, песком, воздухом, но нет опыта и знаний - как это можно сделать с учетом получения знаний об объектах неживой природы. Так как у детей 3-4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, было решено показать детям возможности песка, воды, воздуха и камней через игровую и опытно-экспериментальную деятельность.
Основные принципы и подходы к реализации проекта:
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка.
- Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
- Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребенка творчески осмысливать и преодолевать проблемно- конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
- Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).
- Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Заказчик проекта: Родители и воспитатели дошкольной организации.
Цели проекта:
Педагогическая:
- Формирование познавательных интересов детей, представлений об объектах неживой природы и связях между ними.
Практическая:
- Создание презентации для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-экспериментальная лаборатория по изучению неживой природы».
Задачи проекта:
- Познакомить детей со свойствами песка, воды, воздуха, камней, дать расширенные представления об этих объектах неживой природы;
- Развивать у детей познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, мелкая моторика);
- Формировать умения через новую информацию, исследовательскую деятельность и экспериментирование приобретать новые знания и делать выводы на основе практического опыта;
- Создавать условия для формирования у детей познавательного и исследовательского интереса;
- Побуждать детей к самостоятельным играм и деятельности с песком, камнями, водой и воздухом;
- Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.
Продукт проектной деятельности:
- Картотека игр-экспериментов с песком, водой, воздухом, камешками.
- Оформление фотовыставки для родителей в приемной «Наша проектно-экспериментальная деятельность по изучению объектов неживой природы».
- Презентация для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-кспериментальная лаборатория по изучению неживой природы».
Временные рамки:
- 1 этап: 3.08.2020-14.08.2020
- 2 этап: 17.08.2020-28.08.2020
- 3 этап: 31.08.2020-11.09.2020
Показатели эффективности проекта:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдет более интенсивно и гармонично.
- формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой, камешками, воздухом.
- воспитание интереса к результату и чувства удовлетворенности от деятельности.
Необходимое оборудование: Песок речной, ведерки, формочки, совочки, подносы, вода, леечки, наборы игрушек «Киндер-сюрприз», воронки, крупное сито, природный материал (перышки, камешки, листочки), целлофановые пакетики.
Способ и технологии:
- технология исследовательской деятельности,
- игровая технология,
- продуктивная,
- коммуникативная.
Особенности проведения, виды деятельности:
- Познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.
Формы взаимодействия организаторов с участниками:
С детьми:
- Проведение опытов
- Беседа
- Чтение художественной литературы
С родителями:
- Совместное творчество (воспитатель и родители)
Ожидаемые результаты:
- У детей повысится уровень познавательной активности;
- У детей появятся навыки простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы;
- У детей расширятся знания об объектах неживой природы;
- -Пополнится и расширится предметно-развивающая среда в группе.
Возможные трудности и риски: Вовремя работы над проектом трудностей не возникло. Дети с интересом участвовали в экспериментах, проявляли активность.
Жизненный цикл проекта
1 этап |
Организационно-подготовительный |
||
Продолжительность: |
3.08.2020-14.08.2020 |
||
Цель: |
1.Выявление знаний детей о предметах исследования.
|
||
Форма |
Сроки |
Место работы |
Содержание занятия |
Консультация для родителей: |
3.08.2020 |
Группа |
Как организовать исследовательскую деятельность детей в домашних условиях? |
Результат: |
1. Картотека игр - экспериментов с песком, камешками, водой и воздухом.
|
2 этап |
Основной-исследовательский |
||||
Продолжительность: |
17.08.2020-28.08.2020 |
||||
Цель: |
Знакомить детей и расширять их знания о свойствах песка, камней, воздуха и воды Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию. |
||||
|
|
||||
Форма |
Сроки |
Место работы |
Содержание занятия |
||
Опытно-экспериментальная работа со льдом |
|||||
Опыт
|
17.08.2020 |
Группа |
Цель: изучить свойства льда.
|
||
Опытно-экспериментальная работа с воздухом |
|||||
Опыт «Где спрятался воздух?»
|
17.08.2020 |
Группа |
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
|
||
Опыт «Как поймать невидимку?
|
18.08.2020 |
Группа |
Цель: Практически проверить существование невидимого воздуха.
|
||
Опыт. «Как почувствовать воздух?»
|
26.08.2020 |
Группа |
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
|
||
Опыт. «Упрямый воздух»
|
18.08.2020 |
Группа |
Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.
|
||
Опытно-экспериментальная работа с водой |
|||||
Опыт. «Пузырьки-спасатели»
|
19.08.2020 |
Группа |
Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
|
||
Опыт. «Надувание мыльных пузырей»
|
20.08.2020 |
Группа |
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
|
||
Опыт. «Что в пакете»
|
21.08.2020 |
Группа |
Цель: сравнить свойства воздуха и воды.
|
||
Опыт. «Лодочка»
|
24.08.2020 |
Группа |
Цель: показать, что воздух обладает силой.
|
||
Опытю «Пар - это тоже вода» |
25.08.2020 |
Группа |
Цель: Практитчески показать детям, что при точке кипении воды образуется пар .
|
||
Опыт. «Игры с соломинкой»
|
25.08.2020 |
Группа |
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
|
||
Опытно-экспериментальная работа с песком и камнями |
|||||
Опыт с песком «Песочные струйки» - сыпучесть песка. |
26.08.2020 |
Группа |
Цель: практически показать детям свойство песка- его сыпучесть.
|
||
Практическая деятельность «Рисование на мокром песке» |
26.08.2020 |
Прогулочный участок |
Цель: Познакомить с одним из свойств песка - впитывание воды и изменение своего свойства - сыпучести.
|
||
Опыт. «Какие бывают камешки?» - природные свойства камней |
27.08.2020 |
Группа |
Цель: узнать, какого цвета бывают камни, какого размера бывают камни, какие камни на ощупь, тонут ли камни в воде?
|
||
Результат: |
Оформление фотовыставки для родителей «Наша экспериментальная деятельность по изучению объектов неживой природы». |
3 этап |
Заключительный - итоговый |
||
Продолжительность: |
31.08.2020-11.09.2020 |
||
Цель: |
Совершенствование результатов проекта.
|
||
Форма |
Сроки |
Место работы |
Содержание занятия |
Итоговое занятие
|
08.09.2020 |
Группа |
Обобщить знания детей о свойствах воздуха, воды, песка, камней.
|
Работа с родителями |
31.08.2020-11.09 |
Группа |
Опыты, предложенные родителям для проведения дома вместе с детьми:
|
Результат: |
Презентация для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-экспериментальная лаборатория по изучению неживой природы» |
||
Перспективы развития проекта:
|
Приложение 2. Стихотворения, загадки о воздухе
Список используемой литературы
-
Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г.Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
- Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.Н.Вахрушева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
- Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г.Волостникова. - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И.Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - С. 3-5.