Проект "Лаборатория неживой природы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: д/с


Аннотация

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Кроме того, знакомство детей с неживой природой может стать началом экологического воспитания.

Практическая новизна проекта

Ребенок по своей природе - исследователь. Любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию - важнейшая черта детского поведения. К сожалению, реалии сегодняшней жизни часто мешают ребенку соприкоснуться с неживыми природными объектами, познать их суть, смысл, место в общей картине мира и взаимосвязь с живым миром природы. Все это детям 3-4 лет даст участие в нашей «Лаборатории неживой природы». Данная тематика очень актуальна для сегодняшних дошкольников.

Что дает участие в проекте педагогу?

Участие в проекте дает возможность педагогу создать оптимальные условия для развития творческих способностей, самостоятельной и совместной деятельности детей через разнообразную исследовательскую деятельность.

Что дает участие в проекте воспитаннику?

В процессе работы над проектом дети проявляют естественную активность, осуществляют контакт друг с другом и воспитателем. Работа с природными материалами способствуют развитию коммуникативных умений ребенка. При помощи песка, воздуха и воды ребёнок получает возможность реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Работа с песком, водой и воздухом способствует возникновению положительных эмоций, стабилизирует внутреннее состояние ребёнка, самочувствие. Создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Что дает участие в проекте родителям?

Участие родителей в работе над проектом способствует эмоциональному сближению детей и взрослых в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Проблема, которую нужно решать в данном вопросе

У детей недостаточно сформированы коммуникативные навыки; слабо развита мелкая моторика рук, координация движения, пластика. Неравноценная работа левого (мышление и логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга. Недостаточно развиты познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение).

Основополагающий вопрос: Смогут ли дети на основе опытов с песком, водой, воздухом и камнями изучить их свойства?

Проблемные вопросы:

  • Как взвесить воздух?
  • Есть ли у воздуха сила?
  • Как поймать воздух?
  • Как воздух увидеть?
  • Как воздух движется?
  • Какая вода на вкус, цвет, запах?
  • Чем можно переливать воздух?
  • Как воду покрасить?
  • Чем вода нам помогает?
  • Что может плавать в воде?
  • Как вода может менять свое состояние?
  • Какие бывают камни?
  • Как можно взаимодействовать с камнями?
  • Что такое песок?
  • Каковы основные свойства песка?

Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проходит работа по проекту:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.

Возраст детей, на который рассчитан проект:

  • Проект рассчитан на детей дошкольного возраста (3-4 года)

Состав проектной группы:

  • Кузьменко Дина Тимофеевна - воспитатель,
  • Джура Ольга Анатольевна - воспитатель.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагоги:

  • Введение в игровую ситуацию детей.
  • Привлечение детей и родителей к исследовательской деятельности.
  • Организация условий для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Дети:

  • Участие в НОД, исследовательской, познавательной и самостоятельной деятельности.

Родители:

  • Оказание необходимой помощи педагогу;
  • Выполнение предлагаемых заданий;
  • Закрепление полученных знаний в детском саду по теме проекта в домашних условиях с детьми.

Тип проекта: Исследовательский.

Краткое описание ситуации проекта

Во время прогулок на участке детского сада мы обратили внимание, что дети с удовольствием собирают камешки, рассматривают их, делятся друг с другом, несут в подарок родителям. У детей есть живой интерес к природным материалам, но в тоже время нет знаний об их свойствах. Эти знания можно получить в совместных играх и деятельности с воспитателем. Таким образом, у воспитанников есть желание играть с камешками, водой, песком, воздухом, но нет опыта и знаний - как это можно сделать с учетом получения знаний об объектах неживой природы. Так как у детей 3-4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, было решено показать детям возможности песка, воды, воздуха и камней через игровую и опытно-экспериментальную деятельность.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка.
  • Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
  • Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребенка творчески осмысливать и преодолевать проблемно- конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
  • Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).
  • Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Заказчик проекта: Родители и воспитатели дошкольной организации.

Цели проекта:

Педагогическая:

  • Формирование познавательных интересов детей, представлений об объектах неживой природы и связях между ними.

Практическая:

  • Создание презентации для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-экспериментальная лаборатория по изучению неживой природы».

Задачи проекта:

  • Познакомить детей со свойствами песка, воды, воздуха, камней, дать расширенные представления об этих объектах неживой природы;
  • Развивать у детей познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, мелкая моторика);
  • Формировать умения через новую информацию, исследовательскую деятельность и экспериментирование приобретать новые знания и делать выводы на основе практического опыта;
  • Создавать условия для формирования у детей познавательного и исследовательского интереса;
  • Побуждать детей к самостоятельным играм и деятельности с песком, камнями, водой и воздухом;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.

Продукт проектной деятельности:

  • Картотека игр-экспериментов с песком, водой, воздухом, камешками.
  • Оформление фотовыставки для родителей в приемной «Наша проектно-экспериментальная деятельность по изучению объектов неживой природы».
  • Презентация для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-кспериментальная лаборатория по изучению неживой природы».

Временные рамки:

  • 1 этап: 3.08.2020-14.08.2020
  • 2 этап: 17.08.2020-28.08.2020
  • 3 этап: 31.08.2020-11.09.2020

Показатели эффективности проекта:

  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдет более интенсивно и гармонично.
  • формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой, камешками, воздухом.
  • воспитание интереса к результату и чувства удовлетворенности от деятельности.

Необходимое оборудование: Песок речной, ведерки, формочки, совочки, подносы, вода, леечки, наборы игрушек «Киндер-сюрприз», воронки, крупное сито, природный материал (перышки, камешки, листочки), целлофановые пакетики.

Способ и технологии:

  • технология исследовательской деятельности,
  • игровая технология,
  • продуктивная,
  • коммуникативная.

Особенности проведения, виды деятельности:

  • Познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.

Формы взаимодействия организаторов с участниками:

С детьми:

  • Проведение опытов
  • Беседа
  • Чтение художественной литературы

С родителями:

  • Совместное творчество (воспитатель и родители)

Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится уровень познавательной активности;
  • У детей появятся навыки простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы;
  • У детей расширятся знания об объектах неживой природы;
  • -Пополнится и расширится предметно-развивающая среда в группе.

Возможные трудности и риски: Вовремя работы над проектом трудностей не возникло. Дети с интересом участвовали в экспериментах, проявляли активность.

Жизненный цикл проекта

1 этап

Организационно-подготовительный

Продолжительность:

3.08.2020-14.08.2020

Цель:

1.Выявление знаний детей о предметах исследования.
2.Определение целей, задач, содержания проекта, прогнозирование будущих результатов.
3. Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.
4.Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования
5.Создание предметно-развивающей среды для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
6. Консультации для родителей:

Форма

Сроки

Место работы

Содержание занятия

Консультация для родителей:

3.08.2020

Группа

Как организовать исследовательскую деятельность детей в домашних условиях?

Результат:

1. Картотека игр - экспериментов с песком, камешками, водой и воздухом.
2. Пополнение исследовательского уголка материалами для экспериментирования «Лаборатория неживой природы»

2 этап

Основной-исследовательский

Продолжительность:

17.08.2020-28.08.2020

Цель:

Знакомить детей и расширять их знания о свойствах песка, камней, воздуха и воды Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.

Форма

Сроки

Место работы

Содержание занятия

Опытно-экспериментальная работа со льдом

Опыт
«Знакомство со свойствами льда»

17.08.2020

Группа

Цель: изучить свойства льда.
Проблемная ситуация: куда пропал лед из тарелочки?
Вывод: лед тает в тепле и превращается в воду.
Проблемная ситуация. Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.

Опытно-экспериментальная работа с воздухом

Опыт «Где спрятался воздух?»
«Тонет - плавает»
«Пар - это тоже вода»

17.08.2020

Группа

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Опыт «Как поймать невидимку?
Можно ли воздух потрогать руками?»

18.08.2020

Группа

Цель: Практически проверить существование невидимого воздуха.
Проблемная ситуация. Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.
Вывод: Воздух существует, но он - невидим.

Опыт. «Как почувствовать воздух?»
Опыт. «Движение воздуха»

26.08.2020

Группа

Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка?
Перемещение корабликов в тазу с помощью воздуха.

Опыт. «Упрямый воздух»
Свойство предметов - плавучесть

18.08.2020

Группа

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.
Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Опытно-экспериментальная работа с водой

Опыт. «Пузырьки-спасатели»
«Соберём водичку»

19.08.2020

Группа

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.
Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

Опыт. «Надувание мыльных пузырей»
«Вода - наша помощница»
Вода может литься, а может разбрызгиваться»

20.08.2020

Группа

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт. «Что в пакете»
Переливание воды
«Разноцветная вода»

21.08.2020

Группа

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.
Различия: вода - жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.
Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт. «Лодочка»
Опыты: «Запах воды,
Вкус воды»

24.08.2020

Группа

Цель: показать, что воздух обладает силой.
Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку.
Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опытю «Пар - это тоже вода»

25.08.2020

Группа

Цель: Практитчески показать детям, что при точке кипении воды образуется пар .
Результат: При закипании воды появляются пузырьки и вверх поднимается пар, который оседает на крышке чайника в виде капелек
Вывод: Пар - это вода в нагретом состоянии.

Опыт. «Игры с соломинкой»
«Узнаем, какая вода?»
Опыт: «Прозрачность воды»

25.08.2020

Группа

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Опытно-экспериментальная работа с песком и камнями

Опыт с песком «Песочные струйки» - сыпучесть песка.

26.08.2020

Группа

Цель: практически показать детям свойство песка- его сыпучесть.
Результат: Дети при пересыпании песка обнаруживают его свойство - сыпучесть.
Вывод: Песок - сыпучий, мелкий, принимает форму того сосуда, в который его насыпали.

Практическая деятельность «Рисование на мокром песке»

26.08.2020

Прогулочный участок

Цель: Познакомить с одним из свойств песка - впитывание воды и изменение своего свойства - сыпучести.
Результат: Песок намок, потемнел, не сыпется, пластичный, из него можно лепить фигуры и рисовать на нем.
Вывод: Когда песок намокает, он перестает быть сыпучим , на нем можно оставлять следы и рисовать.

Опыт. «Какие бывают камешки?» - природные свойства камней

27.08.2020

Группа

Цель: узнать, какого цвета бывают камни, какого размера бывают камни, какие камни на ощупь, тонут ли камни в воде?
Результат: Увидели разноцветные камешки, узнали, что камни бывают разные и тяжелые.
Вывод: Камни бывают разного цвета, и размера; камни наощупь могут быть гладкими, шершавыми, мокрыми, сухими. Камни - тяжёлые, они тонут в воде.

Результат:

Оформление фотовыставки для родителей «Наша экспериментальная деятельность по изучению объектов неживой природы».

3 этап

Заключительный - итоговый

Продолжительность:

31.08.2020-11.09.2020

Цель:

Совершенствование результатов проекта.
Обобщение материалов проекта.

Форма

Сроки

Место работы

Содержание занятия

Итоговое занятие
«Мы - знатоки неживой природы»

08.09.2020

Группа

Обобщить знания детей о свойствах воздуха, воды, песка, камней.
Подведение итогов.

Работа с родителями

31.08.2020-11.09

Группа

Опыты, предложенные родителям для проведения дома вместе с детьми:
(Переливание воды при помощи разных предметов (леечка, губка, пипетка, резиновая груша, шприц без иглы).
Плывет кораблик по волнам (Перемещение кораблика с места на место при помощи струи воздуха).

Результат:

Презентация для педагогов и родителей на тему «Наша опытно-экспериментальная лаборатория по изучению неживой природы»

Перспективы развития проекта:
- Обобщение опыта работы педагогов по проведению опытно-экспериментальной работы с детьми 3-4 лет по изучению объектов неживой природы.
- Подборка экспериментов с водой, песком, воздухом и создание каталога опытов для детей 3-4 лет.

Приложение 1. Описание опытов

Приложение 2. Стихотворения, загадки о воздухе

Приложение 3. Фотоотчет

Список используемой литературы

    Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г.Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
  1. Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.Н.Вахрушева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
  2. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г.Волостникова. - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.
  3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И.Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - С. 3-5.