Формирование матапредметных умений у детей ОВЗ младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ


Современному обществу нужны люди, способные к самообразованию, усвоению новой информации и принятию соответствующих решений, и развитие ребенка в школе должно происходить через самоактуализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

ФГОС рассматривают метапредметность со стороны формирования метапредметных результатов, основой которых являются универсальные учебные действия.

Метапредметность означает выход за пределы изученного и известного, приобретение новых качеств, разрешение опыта и разработку собственных стратегий. Таким образом, метапредметность - это важное понятие в новых образовательных стандартах, определяемое скорее как вывод учащихся на новый для них уровень, чем как метод работы или навык.

Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает поле лиц, обстоятельства которых характеризуются некоторым ограничением или отсутствием способности реализовывать деятельность в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Результаты исследований показывают, что школьники с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в формировании важных и необходимых навыков, мета-умений и учебных действий. Эти школьники затрудняются предлагать всеобщие возможности решения проблем, разыскивать необходимую информацию для выполнения учебных заданий, применить средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач, находить возможности для решения проблем. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении существенных этапов деятельности: планирования, целеполагания, прогнозирования, контроля и коррекции и оценки результатов.

У младших школьников недостаточно развита деятельность волевого характера. Особенные проблемы возникают при овладении коммуникативными учебными действиями, обеспечивающими социальную компетентность. Обучающиеся с ОВЗ часто не учитывают различные точки зрения собеседников, не склоны к сотрудничеству; не могут четко формулировать свое мнение и позицию, договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности.

Главной компетенцией младшего школьника является способность учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное приобретение нового социального опыта, а не просто усвоение знаний и навыков по определенным предметам учащимися определенных дисциплин.

Важнейшими результатами обучения детей с ОВЗ начальной школе являются формирование универсальных способностей, развитие учебных навыков - способности организовывать себя для решения учебных задач - и индивидуальный прогресс в ключевых областях личностного развития - эмоциональной и когнитивной.

В связи с особыми индивидуальными характеристиками младших школьников с ОВЗ сложнее разработать универсальные учебные действия. Поэтому, чтобы помочь детям успешно освоить образовательные стандарты, в школе создаются специальные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей учеников.

Список литературы

  1. Калашникова С.А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования школьников с ограниченными возможностями здоровья // Школьная педагогика. - 2015. - № 2.
  2. Красильникова О.А. Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций слабослышащих и позднооглохших младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - №5(66).
  3. Нарженкова Т.Н. Особенности формирования метапредметных результатов у детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы / Т.Н.Нарженкова // Молодой ученый. - 2016. - № 16 (120). - С. 373-376.