Сценарий урока физики в 7-м классе. Урок «Физика – наука о…»

Разделы: Физика

Класс: 7


Продолжительность: 40 минут + 40 минут (два урока подряд, между ними перемена, на которой ученики выполняют физзарядку (проводят старшеклассники) и отдыхают 15 минут).

Презентация в формате pdf - Приложение 1.

Список ресурсов - Приложение 2.

Рабочий лист для ученика - Приложение 3.

Тексты для Рабочих листов - Приложение 4.

Трудовой договор для ученика - Приложение 5.

Аудиофайлы (голос со слайда), записанные с помощью ИИ - аудио.zip.

Слайд 1 Открыт на экране на перемене перед уроком. Звучит музыка, которая создаёт настроение.
Слайд 2 Учитель. Здравствуйте, дети!
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. В каком кабинете вы сейчас находитесь?
Ученики. В кабинете физики.
Учитель. Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?
Ученики. Знакомиться с предметом физика.
Учитель. Скажите, лучше начать знакомство со сложного или простого в этом предмете?
Ученики. С простого.
Учитель. Конечно, с простого, ведь даже в спорте, прежде чем выполнить сложное упражнение или поднять большой вес, нужно быть подготовленным. Поэтому на первом уроке мы разберем основные понятия предмета.
Учитель. Как же нам познакомиться с основами этой науки?.. Мне кажется, что лучший способ познакомиться, это отправиться в путешествие. А вы любите путешествовать?
Ученики. Да / нет.
Учитель. Есть ли тут смелые ребята, которые отправятся со мной в путешествие открывать новые знания?
Ученики. Да!
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. Но посмотрите на меня. Как вы думаете, моя одежда подходит для путешествия?
Ученики. Да / нет.
Учитель. Мне тоже кажется, что нет. Поэтому я переоденусь во что-то более подходящее. (Снимает рубашку и остаётся в тельняшке. На голову надевает треугольную шляпу).
Учитель. Итак, отправляемся в путь!
Слайд 3 Учитель. По ходу нашего путешествия мы будем заполнять Рабочие листы.
Достаньте два Рабочих листа из белого конверта на вашем столе.
Запишите на них ваши фамилию и имя.
Слайд 4 Учитель. Давайте запишем тему нашего путешествия:
Слайд 5 «Физика - наука о …!» Как вы думаете какая будет цель путешествия?
Ученики. Познакомиться с предметом физика.
Слайд 6 Учитель. Давайте запишем цель нашего путешествия в Рабочие листы.
Слайд 7 Учитель. Посмотрите на карту. Путешествие наше будет проходить через морские просторы. Как же можно добраться до нашей цели, если между ней и нами находится вода?
Ученики. Нужен корабль!
Слайд 8 Учитель. Совершенно верно! На пристани находятся два корабля: парусник и лайнер. Чем они отличаются?
Ученики. Парусник состоит из дерева, а лайнер из металла.
Учитель. Очень хорошо, вы совершенно правы, корабли состоят из разных веществ. Из чего ещё могут состоять корабли?
Ученики предлагают.
Учитель. Мы нашли различие. Но чем эти корабли похожи?
Ученики предполагают.
Учитель. Оба они являются физическими телами. Физические тела нас окружают повсюду: дома, машины, деревья, предметы окружающего быта…
Слайд 9 Учитель. Запишите в Рабочий лист.
Физическое тело - это каждое из окружающих нас тел (песчинка, камень, Луна…).
Вещество - это то, из чего состоят физические тела (сталь, дерево, пластмасса…)
Приведите свои примеры физических тел и веществ, из которых они состоят.
Ученики приводят примеры.
Слайд 10 Учитель. Пришло время выполнить задание № 1. Ваша задача - записать в первый столбик физические тела, которые вы возьмёте на корабль, а во второй столбик - вещества, из которых эти физические тела состоят. Время пошло!..
Ученики выполняют задание № 1.
Слайд 11 Учитель. Давайте проверим! Кто хочет назвать физическое тело, которое он возьмёт на корабль, и его вещество?
Ученики приводят свои примеры. Учитель слушает ответы учеников, делает коррекцию в случае ошибки.
Слайд 12 Учитель. Теперь осталось дело за малым, из чего будет состоять ваш корабль? Напишите его вещество на Рабочем листе.
Слайд 13 Учитель. Например, корабль может быть из пластика. А какие у вас примеры?
Ученики приводят свои примеры.
Учитель. А что должно быть у любой команды корабля?
Ученики предполагают.
Слайд 14 Учитель. Верно. Во-первых, капитан! Это я, Дмитрий Андреевич Охальников. Предупреждаю, кто забудет, как меня зовут, будет брошен за борт на корм акулам! Во-вторых, правила!
Вот какие правила будут на нашем корабле:
1. Слушаться капитана.
2. Рассаживаться на рабочие места строго по рассадке.
3. Не опаздывать.
4. Выбрасывать мусор в мусорную корзину.
5. Быть вежливым.
6. Не пользоваться телефоном.
Слайд 15 Найдите в белом конверте зелёные листочки с правилами и приклейте их в свиток № 1 на Рабочем листе.
Примечание. На листке есть дополнительное место для правил, которые составят сами ученики, чтобы создать атмосферу демократии и выбора. Авторитарный стиль управление на первом уроке - не лучший способ познакомиться с новыми учениками.
Учитель. Сложные ли это правила, ребята?
Ученики. Нет, простые!
Учитель. Какие правила вы бы хотели ещё предложить?
Ученики предлагают правила, самые удачные правила записывают.
Учитель. Поднять паруса, полный вперёд! Отправляемся на первый остров!
Слайд 16 Надпись и голос на слайде «Прошло 5 часов…»
Примечание. Между островами сделаны небольшие склейки с событиями, которые происходят спустя некоторое продолжительное время, что указывается на слайдах презентации. Без этого урок не будет казаться путешествием. Разве можно считать путешествием то, что происходит 40 минут! Большие «выдуманные» интервалы времени помогут лучше войти ученикам в состояние путешественника.
Слайд 17 Матрос (голос со слайда). Капитан! За бортом найдена бутылка.
Слайд 18 Учитель. Давайте узнаем, что там. Достаньте жёлтые листочки из белых конвертов и прочитайте текст.
Ученики читают текст.
Учитель. Ребята, о чём говорится в тексте?
Ученики отвечают.
Учитель. Интересно... Немецкий, Ломоносов и Аристотель, какие необычные названия и имена! Если слово фюзис означает природа, то о чём же наука физика?
Ученики. Наука о природе!
Слайд 19 Учитель. Совершенно верно! Допишите тему урока в Рабочем листе
Слайд 20 Учитель. Приклейте листок с текстом в свиток № 2.
Поплыли дальше.
Слайд 21 Надпись и голос на слайде «Прошло 2 дня…»
Слайд 22 Матрос (голос на слайде). Капитан, приближается буря!
Учитель. Надо её где-то переждать. Давайте причалим к ближайшему острову.
Слайд 23 Учитель. Вот мы и приплыли на первый остров! Какой он большой и интересный, давайте осмотрим его. Что мы видим вокруг?
Слайд 24 Ученики. Молнии, ветер, гроза…
Слайд 25 Ученики. Тайфун, торнадо…
Слайд 26 Ученики. Шторм…
Слайд 27 Ученики. Оползень, землетрясение…
Слайд 28 Учитель. Как же мы можем назвать это и всё то, что происходит вокруг нас?
Ученики предполагают.
Слайд 29 Учитель. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называются явлениями. Запишите, пожалуйста, это понятие в Рабочий лист.
Ученики записывают.
Слайд 30 Учитель. Давайте поймём, какие явления относятся к физическим. Кто-то из вас знает, из чего сделано стекло?
Ученики отвечают.
Слайд 31 Учитель. Верно, из песка, соды и извести. В процессе производства стекла в качестве основы используются кварцевый песок, сода и известь. Однако в результате смешивания компонентов получить стекло сразу же невозможно. Для его создания требуется специальная печь, в которой все составляющие плавятся при температуре свыше 1700 градусов по Цельсию. Функция соды - уменьшить температуру песка на 50%, извести - наделить стекло влагостойкими свойствами.
А теперь скажите, можно стекло превратить обратно в песок, соду и известь?
Ученики отвечают.
Учитель. Верно, нельзя. При производстве стекла изменился состав вещества. Такое явление называется химическим. А физические явления происходят без изменения состава вещества.
Слайд 32 Учитель. Запишем в Рабочих листах. Любые превращения вещества или проявление его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями.
Вот мы и получили ещё один кусочек знания на пути к нашей цели. А какая у нас цель?
Ученики называют цель.
Учитель. Стали ли мы к ней немного ближе?
Ученики. Да капитан!
Учитель. Давайте перечислим, что нового мы узнали.
Ученики. Вещество, физическое тело, значение слова физика, физическое явление.
Учитель. Мы большие молодцы, но наше путешествие не закончено! Как там обстоят дела с погодой?
Слайд 33 Матрос (голос на слайде). Погода пришла в норму...
Учитель. Отлично, значит мы можем двигаться дальше.
Слайд 34 Надпись и голос на слайде «Прошло 7 дней…»
Слайд 35 Учитель. Матрос, кто это за бортом? Посмотри, что там происходит…
Матрос (голос на слайде). Капитан, за бортом сирены!
Слайд 36 Учитель. Этого нам ещё не хватало! Уважаемые дамы, что вы хотите? Золота, серебра или может несколько ленивых матросов?
Сирены (голос на слайде). Много путешественников плыло мимо нас, но мало у кого получилось уплыть обратно…Отгадайте наши загадки и сможете уйти, а если нет, то...
Учитель. Ладно, мы вас поняли!
Слайд 37 Учитель. Команда справитесь ли вы с этим заданием?
Ученики. Да! Да, капитан! Выполняют задание № 2.
1. Красивое коромысло. Над лесом повисло. (Радуга)
2. Без языка - кричит. (Эхо)
3. По морю идёт, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна)
4. Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву пригибает. (Ветер)
5. Сначала - блеск, за блеском - треск, за треском - плеск. Что это? (Молния, гром, дождь.)
Слайд 38 Учитель. Ваши ответы готовы? Назовите их.
Ученики отвечают.
Слайд 39 Учитель. Давайте проверим!
Слайд 40 Учитель. Сирены, мы отгадали загадки про физические явления. Ребята, мы молодцы! Давайте ещё закидаем наших сирен физическими явлениями!
Ученики называют физические явления.
Сирены (голос на слайде). Уходите и больше не возвращайтесь, хитрецы, оставили нас голодными!
Учитель. Наш путь свободен, двигаемся дальше!
Слайд 41 Надпись и голос на слайде «Прошло 2 недели…»
Слайд 42 Матрос (голос на слайде). Капитан, видно землю!
Учитель. Замечательно, готовимся к выходу на второй остров.
Слайд 43 Голос на слайде. Долго ходили искатели приключений по острову… Как вдруг предстало пред ними величественное здание, у входа которого стоял загадочный человек.
Слайд 44 Мудрец (голос на слайде). Здравствуйте путники! Вы сейчас находитесь у древнего храма физических явлений. Чтобы пройти внутрь, вы должны многому научиться.
Слайд 45 Учитель. Существует шесть физических явлений.
Слайд 46 Учитель. Световые, звуковые, магнитные, электрические, тепловые и механические.
Слайд 47 Учитель. Наша задача выполнить шесть экспериментов и сказать, какое именно физическое явление каждый раз происходит.
Слайд 48 Учитель. Эксперимент № 1. Его часто показывают фокусники.
1. Возьмите белый лист бумаги из конверта «ФИЗИКА».
2. Поставьте цилиндр на лист бумаги.
3. Резко уберите лист бумаги из-под цилиндра.
4. Сдвинулся ли цилиндр?
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло?
Ученики. Цилиндр остался на месте.
Учитель. Правильно, но почему?
Ученики предполагают.
Учитель. Когда вы резко выдернули бумагу из-под цилиндра, бумага приобрела скорость, а цилиндр не успел разогнаться, поэтому остался на месте.
Слайд 49 Учитель. Как вы думаете, к какому из явлений относится этот опыт?
Ученики. К механическому.
Слайд 50 Учитель. Запишите название явления под номером 1.
Механические - это явления, происходящие с физическими телами при их движении относительно друг друга (движение автомобиля, полёт мяча, качание качели).
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 51 Учитель. Эксперимент № 2.
1. Возьмите воздушный шарик из конверта «ФИЗИКА».
2. Надуйте его до средних размеров.
3. Потрите шарик об одежду.
4. Поднесите к волосам.
5. Сделайте вывод.
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло?
Ученики отвечают.
Слайд 52 Учитель. Как вы думаете, к какому из явлений относится этот эксперимент?
Ученики. К электрическому.
Слайд 53 Учитель. Верно. Запишите название явления под номером 2.
Электрические - это явления, которые возникают при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов.
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 54 Учитель. Эксперимент № 3.
1. Достаньте из конверта «ФИЗИКА» свёрток бумаги.
2. Возьмите магнит.
3. Поднесите к предметам.
4. Сделайте вывод.
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло?
Ученики отвечают.
Слайд 55 Учитель. Как вы думаете, к какому из явлений относится этот эксперимент?
Ученики. К магнитному.
Слайд 56 Учитель. Запишите название явления под номером 3.
Магнитные - явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 57 Учитель. Эксперимент № 4.
1. Достаньте маленький цветной листок бумаги из конверта «ФИЗИКА».
2. Прижмите листок рукой к парте.
3. Трите листком о парту в течение одной минуты.
4. Сделайте вывод.
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло с бумагой?
Ученики. Она нагрелась.
Слайд 58 Учитель. К какому из явлений относится этот эксперимент?
Ученики. К тепловому.
Слайд 59 Учитель. Запишите название явления под номером 4.
Тепловые - это физические процессы, протекающие в телах при их охлаждении или нагревании.
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 60 Учитель. Эксперимент № 5.
1. Достаньте линейку из конверта «ФИЗИКА».
2. Прижмите линейку к парте, так чтобы за край парты она была выдвинута на 5 см.
3. Нажмите на выдвинутый край линейки и отпустите.
4. Повторите прядущие действия, выдвинув линейку на 10 см.
5. Сравните, что изменилось, и сделайте вывод.
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло?
Ученики отвечают.
Слайд 61 Учитель. К какому из явлений относится этот эксперимент?
Ученики. К звуковому.
Слайд 62 Учитель. Запишите название явления под номером 5.
Звуковые - это явления, связанные с распространением звука.
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 63 Учитель. Эксперимент № 6.
1. Возьмите монету со стола.
2. Бросьте монету в стакан с водой.
3. Сравните размер монеты до броска и после.
4. Сделайте вывод.
Ученики выполняют.
Учитель. Что произошло?
Ученики отвечают.
Слайд 64 Учитель. Как вы думаете, к какому из явлений относится этот эксперимент?
Ученики. К световому.
Слайд 65 Учитель. Запишите название явления под номером 6.
Световые - это явления, возникающие при распространении света в пространстве (радуга, миражи, отражение света от зеркала).
Найдите на Рабочем листе определение и соедините с термином.
Слайд 66 Мудрец (голос на слайде). Многие знания получили вы, но обучение не закончено! Пройдите в Храм Мудрости.
Учитель. Ребята, все ли готовы продолжить путешествие?
Ученики. Да капитан!
Слайд 67 Мудрец (голос на слайде). Вы находитесь внутри храма, следуйте за капитаном.
Слайд 68 Учитель. Как вы думаете, как наука получает знания из окружающего мира?
Ученики предполагают.
Слайд 69 Учитель. Мы получаем знания с помощью наблюдения. Посмотрите, что вы видите? (Поднимает предмет и отпускает его с высоты на стол)
Ученики. Предмет падает.
Учитель. Это первый способ познания мира. Мы наблюдаем за окружающим миром и получаем из него знания.
Но представьте, что к нам прилетел из другой вселенной пришелец. Могут ли в его вселенной быть другие физические законы, например предмет полетит вверх, а не вниз?
Ученики предполагают.
Учитель. Законы физики, знакомые и очевидные для нас, для пришельца будут неочевидными, поэтому, чтобы в них убедиться, он должен проделать это действие один раз или несколько раз?
Ученики. Несколько раз.
Учитель. Совершенно, верно, пришелец будет подкидывать предмет раз за разом, удивляясь необычному для него явлению «Предмет летит вниз».
Можно изменить условие и подкидывать предмет все выше и выше, измеряя время падения или взять больший или меньший камень и сравнить время падения с разной высоты. Как называется последовательность действий, которую я назвал?
Ученики. Опыт.
Слайд 70 Учитель. Совершенно, верно. Опыт является вторым способом познания мира. Что более точное опыт или наблюдение?
Ученики. Опыт.
Учитель. Молодцы, и тут вы оказались правы!
Слайд 71 Учитель. Наблюдение и опыт отличаются тем, что опыты проводят с определённой целью, по определённому плану. Сначала выдвигают предварительные догадки, как будет протекать явление - гипотезу. После выдвижения гипотезы проводят опыт. В опыте проводят измерения. По итогу опыта делается вывод, подтвердилась или нет гипотеза.
Запишите этот план в Рабочие листы.
Слайд 72. Учитель. Сейчас ваша задача применить эту последовательность на практике, выполняя задание № 4.
Слайд 73 Прочитайте условие и проделайте следующие действия.
Условие: проверить, в каком состоянии листочек упадёт быстрее: в расправленном или свёрнутом.
1. Напишите гипотезу.
2. Выполните опыт и измерение.
Возьми листок бумаги, отпусти его с высоты парты, засеки время падения, запиши время в Рабочий лист. Время 1__________
Возьми тот же листок бумаги, сомни его в комок, отпусти его с высоты парты, засеки время падения, запиши время в Рабочий лист. Время 2__________
3. Сделайте вывод.
Ученики выполняют опыт.
Слайд 74 Учитель. Давайте проверим. Какая у вас была гипотеза?
Ученики отвечают.
Учитель. В процессе измерения сколько летел свёрнутый листок? Развёрнутый?
Ученики отвечают.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученики. Свёрнутый листок падает быстрее.
Слайд 75 Учитель. Молодцы!
Как и всем путешественникам нам необходим отдых, но прежде давайте вспомним цель нашего путешествия.
Ученики вспоминают цель.
Слайд 76 Учитель. Как вы думаете удалось ли нам достичь цели?
Ученики отвечают.
Учитель. Сможете ли вы узнать понятия, которые мы изучили?
Ученики. Да, капитан!
Слайд 77 Учитель. Определите, какие термины закрыты и поднимите руки, если знаете ответы.
Ученики думают и поднимают руки.
Слайд 78 Учитель. Скажите ваши ответы.
Ученики отвечают.
Слайд 79 Учитель. Давайте проверим! Всё ли верно?
Слайд 80 Учитель. И ещё несколько терминов. Определите, какие термины закрыты и поднимите руки, если знаете ответы.
Ученики думают и поднимают руки.
Слайд 81 Учитель. Скажите ваши ответы.
Ученики отвечают.
Слайд 82 Учитель. Давайте проверим! Всё ли верно?
Какие мы сегодня молодцы!
Слайд 83 Учитель. Может кто-то заметил, что в промежутках между нашим путешествием на экране высвечивалось время.
Спустя пять часов… Спустя 2 дня… Спустя семь дней…Спустя две недели…
Учитель. Как вы думаете, что оно означает?
Ученики предполагают.
Учитель. Означает оно то, что чем дальше мы идём, тем дольше и труднее будет путь. Знания получать не всегда просто! Труднее, но и интереснее.
Слайд 84 Учитель. Нас ждет ещё много захватывающих и опасных островов! Какие же качества нам понадобятся для этих приключений? Как вы думаете?
Ученики называют качества!
Достаньте из белого конверта розовые листочки с правилами и приклейте их в свиток № 3 на Рабочем листе.
Допишите свои качества.
Все эти качества мы возьмём в дальнейший путь!
Слайд 85 Учитель. Давайте оценим нашу работу на уроке.
Посмотрите на систему оценивания Рабочего листа и поставьте себе отметку.
Подумайте и оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
Ученики оценивают.
Слайд 86 Учитель. Оцените, насколько вы поняли материал на уроке.
Отметьте всё, что вам понравилось на уроке.
Ученики оценивают.
Слайд 87 Учитель. Достаньте из белых конвертов маленькие конверты. В них вы найдёте морские наклейки на память о нашем путешествии и трудовой договор.
Ученики достают из конвертов трудовой договор.
Учитель. Все вы успешно приняты на наш борт корабля на постоянной основе!
Прочитайте, запишите ваши фамилию и имя и подпишите трудовой договор!
Ученики читают и подписывают.
Слайд 88 Учитель. Давайте вы и я прочитаем каждый пункт договора по очереди. Готовы?
Ученики. Да, капитан!
Учитель. Я обязуюсь. Горячо любить науку физику!
Ученики. Горячо любить науку физику!
Учитель. Не пропускать занятия!
Ученики. Не пропускать занятия!
Учитель. Не опаздывать на занятия!
Ученики. Не опаздывать на занятия!
Учитель. Быть любознательным!
Ученики. Быть любознательным!
Учитель. Быть справедливым!
Ученики. Быть ответственным!
Учитель. Готовить классные и домашние работы.
Ученики. Выполнять классные и домашние работы.
Учитель. Хвалить за хорошие отметки и вовремя выставлять отметки в журнал!
Ученики. Стараться получать хорошие отметки и вовремя исправлять плохие!
Слайд 89 Учитель. Вы все сегодня большие молодцы! Успехов в изучении замечательной науки - физики! Давайте похлопаем!