Методический семинар "Время играть: игровые технологии в дополнительном образовании детей"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: игровые технологии


Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации образовательного процесса с использованием игр и игровых приемов.

План семинара

МОДУЛЬ I. ИГРОПЕДАГОГИКА: игры, в которые играют взрослые и дети

  1. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский В.А.)
    Пеннер О.П., старший методист МБУ ДО «Кежемский районный ЦДТ
  2. Использование геймификации в образовательном процессе
    Пеннер О.П., старший методист МБУ ДО «Кежемский районный ЦДТ
  3. Образовательные игры: от теории к практике
    Карпенкова С.А, педагог-психолог, МБУ ДО «Кежемский районный ЦДТ

МОДУЛЬ II: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРОТЕХНИКИ: обмен опытом (примерные темы)

  1. Развитие фантазии детей средствами нетрадиционных техник рисования.
  2. Игровые приёмы работы по теме «Портрет» в художественной студии.
  3. Пропедевтика инженерного мышления в ДО через применение конструктора Cuboro.
  4. Сплочение коллектива детей через Тераплей-игры.
  5. Игровые технологии как средство мотивации детей к изучению английского языка.
  6. Образовательная квест-игра как эффективная педагогическая технология
  7. Использование игровых технологий на занятиях в спортивных секциях.
  8. Геймификация образовательного процесса через применение адвент-календаря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МОДУЛЬ I. ИГРОПЕДАГОГИКА: игры, в которые играют взрослые и дети

1. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский В.А.)

Тема нашего семинара «Время играть» игровые технологии в дополнительном образовании детей».

Сегодня мы поговорим об игропедагогике, а именно, об использовании различных игр в образовательном процессе.

Предлагаю познакомится с планом семинара. Первая часть больше теоретическая, примерно на 40-50 минут. Во второй части семинара педагоги представят свой опыт об использовании игр на своих занятиях, время на выступление 7-10 минут.

Целью нашей встречи будет не столько узнать что-то новое, а актуализировать знания о игровых технологиях в образовании в соответствии с новыми веяниями и обменятся опытом с коллегами.

«…Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», так сказал знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Игра - это неотъемлемая часть жизни людей, один из основных видов деятельности человека. Игра не только способ развлечения и отдыха, игра может быть процессом обучения и применяться в воспитании. Впервые игра как метод обучения возникла еще с давних времен и имеет глубокие исторические корни. Игра - это метод социализации ребенка. Она помогает формировать черты характера, различные навыки, качества и развивает необходимые способности у ребёнка.

В игры играют все, играют давно, игры - это часть образовательного процесса. Играют потому, что детям так учится интереснее, играют потому что доказано, что лучше усваивается информация и это помогает реализовать деятельностный подход в образовании.

Предлагаю всем участникам семинара принять участие в опросе. Нужно перейти по ссылке или QR коду на сайт МойГолос и ответить на два вопроса:

Опрос на сайте

По результатам опроса большинство участников применяют игры на занятиях и считают игровые технологии эффективными в дополнительном образовании.

Образовательный процесс будет более эффективным, если внедрять в учебный и воспитательный процесс игровые технологии, а также совмещать их с другими видами педагогических технологий.

2. Использование геймификации в образовательном процессе

Геймификация обучения - идея не новая. Сам термин был введен в 2002 году. Однако если раньше под ним подразумевалось только использование игровых элементов как в компьютерных играх (рейтингов, наград, достижений), то сейчас этот термин применяют при использовании любых игр.

Геймификация использует естественные склонности людей к конкуренции, соревнованиям, сотрудничеству и достижениям. Эта технология мотивирует к достижению целей и повышению интереса. Инструментами вовлечения могут стать уровни, которые необходимо преодолеть, вознаграждения и рейтинг.

Термин геймификация и игра часто путают или используют в качестве синонимов. Чем же всё-таки различаются эти понятия? Если очень коротко, но чётко, то игра - это сценарий который бросает вызов и заставляет осваивать или совершенствовать какие-то навыки. У игры есть сценарий и в процессе игры совершенствуются или приобретаются навыки.

Геймификация - это процесс использования игровых методик с той целью, чтобы какой-то скучный процесс стал более интересным, сделать скучное, рутинное занятие более интересным. При геймификации задачи освоения навыков не стоит.

Игровой подход - это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация - применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации.

Цель геймификации: превращение рутинных и скучных занятий в более интересные. Таким образом у участников появляется мотивация.

Геймификация - направление в обучении, которое внедряет в образовательные процессы игровые элементы, после чего учебный процесс становится похожим на игру, при этом не являясь игрой. Чаще всего применяются принципы, которые широко используются в компьютерных играх. Это помогает воспринимать информацию проще и быстрее. Такой метод стимулирует к познанию и не оставляет места лени. Вовлечь и удержать внимание - главные цели любой игры. Этими принципами руководствуются, например, создатели компьютерных игр. Задача геймификации в образовании - вовлечь в образовательный процесс, используя игровые элементы.

Основные компоненты геймификации:

  • Очки. Система получения очков или баллов мотивирует участников игры на дальнейшее выполнение заданий.
  • Рейтинг. Лидерборд - это общий рейтинг самых активных пользователей. Понимание своего положения и значимости в системе, а также возможность обогнать соседа - мощный стимул для продолжения игры.
  • Уровни. Уровни - это прогресс. Это движение вперед или прохождение новых уровней. Система уровней полезна в тех случаях, когда важно показать то, какого статуса может достигнуть пользователь.
  • Награды. Награда - неотъемлемая часть геймифицированной системы. Еще награду называют словом бейдж. Она не обязательно должна быть дорогой. Важно, чтобы это был какой-то статусный предмет, который показывает, что человек победил. Награды могут быть разными - от получения нового титула до доступа к уникальным возможностям и ценным призам.

Хорошие примеры геймификации можно найти и в художественной литературе, например, в повести Бориса Васильева «Завтра была война». По сюжету главный герой вспоминает свое школьное детство. На стене его класса висела самодельная карта, на которой отображались успехи в учебе. Каждый ученик имел собственную фишку-самолет, и, получая отличную отметку, мог «пролететь» 500 километров пути к челюскинцам, застрявшим во льдах, и приблизить их спасение. Главный герой получил отметку «плохо» и был снят с полета: «И "плохо" было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного - чуть-чуть! - челюскинцам, которых я так подвел».

Подобную систему описывает и Джоан Роулинг в «Гарри Поттере»: за успехи учеников факультеты Хогвартса награждают баллами, и соревнование завершается в конце года торжественным объявлением победителя.

В период дистанционного обучения популярность получил портал интерактивного обучения детей Учи.ру. Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей (uchi.ru)

Сейчас этот портал насчитывает 2,5 млн учеников, 200 тыс. учителей из 21 тыс. школ. Помимо школьн6ых предметов на Учи.ру есть курсы по дополнительным программам «Программирование», «Шахматы» и др. развивающие программы.

Выполняя задания, дети получают награды, из которых потом формируется рейтинг ученика в классе, рейтинг ученика в школе, рейтинг класса в школе. Полученные награды можно потратить на какие-то виртуальные элементы и украсить своего героя или комнату.

Для более старших школьников для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ есть геймифицированные он-лайн площадки такие как Фоксфорд, Умскул. Умскул - онлайн-школа подготовки к экзаменам (umschool.net)

По итогам опроса Учи.ру, 95% педагогов считают, что геймификацию нужно использовать в обучении, а ее главными плюсами назвали повышение мотивации к учебе, успехи в запоминании материала и вдохновение на изучение нового.

  • Подходы, основанные на применении информационных и игровых технологий в обучении, в частности, геймификация, позволяют учитывать интересы и особенности восприятия учеников (вариативность, интерактивность, визуальная подача информации).
  • Геймификация способствует выстраиванию коммуникации в классе благодаря быстрой обратной связи и общению в группах, кроме того, развивает командные навыки.
  • Внедрение игровых элементов и технологий повышает учебную мотивацию.

Но есть и отрицательные стороны геймификации - это подмена целей: вместо того, чтобы стремиться получать настоящие знания, ученики стремятся удовлетворить свои мотивационные потребности, часто прибегая к жульничеству и обману.

Кроме того, возросшая конкуренция в группе может привести к буллингу и травле. Увлечение игрой может привести к тому, что дети будут стараться в первую очередь получить заветные знаки отличия - условные пятерки, чтобы продвинуться вперед по сюжету. При этом сами знания могут отойти на второй план. Соблюсти баланс - задача педагога.

Основным минусом геймификации называют сложность реализации. Педагогам банально не хватает времени и собственной мотивации, чтобы на регулярной основе фонтанировать идеями, как еще зажечь глаза учеников интересом. И времени не хватает не только для подготовки, но и на уроке: погрузить детей в полноценный игровой сюжет за 45 минут - задача не из легких. Здесь должно быть немного проще нам - педагогам дополнительного образования.

Минусы геймификации начинаются, когда педагоги вдохновляются игровой индустрией, но делают это без учёта базовых знаний о детской психике.

Игра не может полностью заменить всё обучение и должна занимать только часть программы. От постоянных игр на уроках устанут даже самые активные дети.

Учитывая все эти инновации, может сложиться впечатление, что геймификация создает конкуренцию традиционному образованию и учителям. Однако это не так. Игры не заменят другие формы обучения, поскольку они эффективно работают только в связке с классическими подходами.

Учителя выступают своеобразными дирижерами геймификации - они регулируют уровень внедрения игровых элементов в образование, отслеживают вовлеченность учеников и оценивают, подходит ли эта технология классу или нет. Без регуляции геймификация может выйти из-под контроля и слишком сильно уйти в игровую сторону, не принеся никакой образовательной ценности.

Для того, чтобы геймификация проходила проще, создано множество сервисов, платных и бесплатных.

Сервисы, позволяющие реализовать возможность геймификации в образовательном процессе: сервисы для создания викторин, обучающих игр и игровых упражнений, тестов, пазлов, кроссвордов и т.д. Их очень много, но они платные или не работают в нашей стране. Из наиболее популярных можно назвать: квестодел Конструктор квестов (kvestodel.ru), вордвалл Учебные ресурсы (wordwall.net), Етренеки eTreniki - онлайн-конструктор учебных тренажёров, логиклайк LogicLike, Мой Голос (сервис для проведения различных опросов и голосования) Мой голос (moigolos.pro).

3. Образовательные игры: от теории к практике

Давайте, прежде всего, разберёмся с такими понятиями, как ИГРА и ГЕЙМИФИКАЦИЯ. А также поймём, что такое ОБУЧАЮЩИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ) ИГРЫ.

Мы видим своего рода систему координат, которая образует 4 плоскости. По горизонтальной оси - вверху Учебная цель, внизу - Удовольствие. По горизонтальной оси обозначается наличие геймплея.

Геймплей - это компонент, которые отвечает за интерактивное взаимодействие игрока и игры. Он описывает, как игрок взаимодействует с игровым миром. По сути, геймплей - это игровой процесс. Больше всего это, конечно, связано с компьютерными играми, но мы можем переносить этот термин и на другие процессы.

Итак, давайте попробуем разобраться.

Если у нас нет игрового процесса, но смотреть на это интересно, увлекательно, то перед нами интерактивный дизайн. Например, пицца-трекер. Вы заказали пиццу и видите, как пицца выпекается, упаковывается, вот её забрал курьер и вот-вот она будет у вас. Вы видите, как ваш заказ - пицца, путешествует по этому трекеру и скоро приедет к вам.

Почему нет геймплея? Потому что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а только наблюдаете, как это происходит, вы зритель.

Если при отсутствии гейплея (игрового сюжета) появляется цель - сделать какой-то процесс более интересным, и появляется ваше участие и заинтересованность, возникает геймификация. То есть, собираются баллы, а в учебной деятельности они даются, как правило, за знания или за активное участие, то есть - это и есть цель, ребенок может повлиять на ситуацию - накопить больше баллов, повысить свой рейтинг и получить, в итоге, награду.

Если есть активное взаимодействие с игровой реальностью, но при этом главная цель - удовольствие, то перед нами игра. Прежде всего, нам вновь представляются компьютерные игры, которые не преследуют учебной цели (хотя сейчас активно обсуждается образовательный и развивающий эффект компьютерных игр: развивается быстрота реакции, логика, коммуникация, если игры командные, иностранный язык, если партнёры по игре из других стран). Но основная цель - не учебная, эти навыки появляются параллельно с игрой, которая идёт ради удовольствия, как «дополнительные бонусы».

Если на первое место ставится учебная цель, педагогическая задача, то обычная игра превращается в образовательную.

Сегодня мы говорим именно об образовательных играх, которые работают на достижение образовательных результатов и решение педагогических задач.

Игра - это сценарий, который бросает вызов, побуждает получать новые знания, осваивать или совершенствовать какие-либо навыки.

То есть,

  1. в процессе игры добываются знания, совершенствуются навыки,
  2. у игры есть сценарий.

Игра - это добровольная деятельность, ограниченная определёнными правилами, но при этом предполагающая выбор ученика в рамках предложенных условий.

Образовательная игра обязательно преследует образовательные цели и задачи, но основные признаки одинаковые и у образовательных, и у развлекательных игр.

У игры обязательно есть границы: пространственные, временные. Мы говорим об играх, которые происходят в учебных кабинетах, на занятиях или мероприятиях, не оф-лайн, не во дворе и пр.

Пространство игры должно быть безопасно как с точки зрения условий, так и с точки зрения коммуникации. Дети знают, что можно вести себя естественно в рамках правил игры, выражать своё мнение, играть добровольно и выйти из игры по своему желанию.

Сюжет игры - это драматургия, динамика, персонажи, роли. Сюжет должен быть понятен играющим, то есть участники должны четко понимать, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели.

Правила должны быть, и они должны быть оговорены, какие действия допустимы, а какие нет, должны быть запреты и договоренности до начала игры.

Свобода выбора в рамках заданных условий: игрок понимает, что может делать так либо так, и это приведёт к определённым последствиям. Но у него есть выбор, и он может принимать решения. В этом и состоит один из важных смыслов игры.

Выигрыш - это не обязательно награда, как в геймификации, но всегда есть выигрыш, который достигается через риск, через сказку, через быстроту, даже через конфликт, который удаётся преодолет, и пр. Главное - должно быть понятно, как выиграть и в чём состоит выигрыш.

Наслаждение. Даже если игра образовательная, обучающая - должно быть удовольствие от неё, наслаждение: игра приносит радость, играющие вовлечены, заинтересованы, активны, находятся в так называемом игровом потоке.

Итак, чтобы мы могли говорить о том, что действительно имеем дело с игрой, должны присутствовать все названные признаки (компоненты) игры.

Зачем нужны игры? Для чего они необходимы педагогу, воспитателю? Зачем они в педагогической практике?

Игры дают новые знания через взаимодействие с другими учениками, потому что к своему опыту и знаниям прибавляются знания и опыт других детей.

Игры и игровые упражнения дают опыт проживания тех позиций, которые есть в игре, позволяют простроить связи, которые формируются в игре в коммуникации, происходящей в игровом контексте.

В игровых ситуациях отрабатываются навыки: анализа, синтеза, оценки, взаимодействия…

Игры дают эмоции и развивают эмоциональный интеллект через переживание и сопереживание, если игра коммуникативная.

Важно отметить, что в игровой деятельности формируются умения поставить себя на позицию другого человека, формируется воображение, которое является основой любого творчества. Это для нас с вами особенно важно.

Для любого возраста - дошкольного и младшего школьного особенно, важна возможность подвигаться (если это не настольные игры). Для этого должно быть обеспечено пространство, где можно выплеснуть энергию.

Игра - одно из ведущих средств психотерапии для любого возраста детей. Именно через игру можно проводить определённую диагностику и даже в некоторой степени корректировку поведения, коммуникативных проблем, развития познавательных процессов; от всего этого зависит успеваемость. Например, в дошкольном возрасте - это работа со страхами, конфликтами, развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Важно относиться к этому внимательно, так как для коррекционной работы с более глубокими проблемами нужны узкие специалисты - психологи, дефектологи, логопеды.

В любом случае, игры в педагогическом процессе будут способствовать развитию, воспитанию, лучшему обучению детей.

Это то, что касается того, зачем игры одному человеку.

Зачем игра нужна группе? Классу, команде?

Во-первых, групповая игра даёт возможность научиться договариваться и принимать решение. В игре развиваются коммуникативные компетенции, умения. Идёт работа по анализу решений и выбору лучшего, то есть это работа на критическое мышление.

Во-вторых, игра даёт общий контекст и общий опыт для одной и той же группы детей в одних и тех же условиях. Примерно такой же опыт дают образовательные поездки.

Игра позволяет создать поле смысла, то есть договориться об общей терминологии, значениях, смыслах, то есть рождается пространство, в котором ученики группы друг друга понимают и говорят на одном языке, и игра этому способствует.

Игра даёт группе новые идеи, новые проекты, включается и развивается креативное мышление, что сейчас очень важно.

Игра нужна для того, чтобы дети научились примерять на себя разные роли и нашли те роли, которые им подходят. И очень важно, что группа это заметит и оценит, то есть для какого-то ребенка можно специально создать ситуацию успеха.

Можно проигрывать и разрешать конфликтные ситуации.

Классификаций игр очень много. Если обратится к теории игр, их, прежде всего, можно разделить на естественные и искусственные.

Если посмотреть с другой точки зрения и подумать об инструментах, которые мы используем, чтобы играть, то мы получим другую классификацию: настольные, спортивные, словесные, компьютерные и другие игры.

Можно взять за основу классификации цель и получить игры для удовольствия, для здоровья, для обучения и получения новых навыков и можно дальше продолжить этот перечень.

Мы говорим об образовательных играх, которые можно разделить на 3 основные блока по тому принципу, для чего игры нам нужны:

  • позволяют решать педагогические/воспитательные задачи,
  • применяем для развития софт-скилс (мягких компетентностей, гибких навыков): эффективная коммуникация, умение вести переговоры, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям, то есть это навыки, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок (в отличие от хард-скилс - твёрдых навыков, предметных, профессиональных).
  • проводим на разных этапах занятий (уроков), чтобы усвоить, отработать, закрепить знания.

Рассмотрим педагогические игры в зависимости от задач, которые перед ними стоят.

Примеры, которые приведены в скобках, можно легко найти в интернете. Думается, что многие из них уже закомы и применяются в практике. У каждого педагога есть копилка своих любимых игр и игровых приёмов, я хочу поделиться теми, которые мне удалось удачно использовать.

«Игра с мячом» - хороша для знакомства.Нужны мячи (шары) и бейджики. Нужно позвать того, кому хочешь бросить мяч и получить ответ. Можно вводить второй и третий мяч, усложнять правила.

«Досчитай до» - переключение внимания или настрой на работу, например, когда дети пришли возбужденные.

«Да-нет-не знаю» - сформулировать вопрос по теме занятия, дети делятся на группы по принципу согласны или нет, и от группы аргументируют свою позицию. При этом, после бсуждения свою позицию можно поменять.

«Шкала состояния» - линейка из малярного скотча, на одном конце минимум проявления заданной позиции оценивания, на другой - максимум, нужно занять своё место в соответствии со своим состоянием. Или обозначить «понял-не понял».

Навыковые игры - игры, которые отрабатывают какие-то навыки, компетенции. Здесь приведены не все примеры игр. Это наиболее часто встречающиеся и применяемые.

Хочется сказать про игры на выстраивание границ: Это, например, усложнение «Игры с мячом»: тот, кому кидаешь, может сказать нет. Учимся говорить нет и не обижаться. Но играть следует очень аккуратно, если есть конфликт или межличностные проблемы.

Игры на командообразование: «Молекулы» - как сформировать спонтанные команды, а не симпатиям детей. Позволяет включить всех, в том числе тех, которых неохотно берут в команды. Начинаем хаотичное движение, можно с закрытыми глазами и по сигналу объединяемся в пары, тройки и т.д.

Выранивание позиций: Круг, один участник в центре. Он начинает рассказывать о себе, какое у него настроение, что любит - не любит, что делал сегодня, о чем думал… Те, у кого такие же мысли и события, должны встать и поменяться местами, а ведущий занять свободный стул. Позитивность в том, что стираются границы неприятия, находится что-то общее между участниками, все включаются в группу.

Для разных этапов занятия мы можем взять любую игру (настольную, словесную, подвижную) и приспособить её для своих предметных задач.

Например, играем в «Крокодила» во фразеологизмы, пословицы, термины…
«Мафия» - можно игровой сюжет подстроить под игру литературными персонажами. И так можно подобрать контекст игры под любой предмет.

«Алфавит» - каждый получает букву, составляем правило, термины, отвечаем на вопросы теста, называем художников, композиторов, писателей, явления, отгадываем загадки. По командам - будет элемент соревновательности.

Настольные игры хороши и широко применимы для разных целей. Игры-бродилки можно успешно применять для контроля знаний.

Причин, чтобы играть много, можно продолжать их перечислять. Часто игру недооценивают и заменяют другими форматами: упражнениями на карточках, практикумами, тестами или крупноформатными формами: конференциями, дискуссиями и пр.…

Все форматы важны, нельзя сказать - давайте только играть, конечно нет! Но давайте не будем забывать, насколько детям легче и естественнее проигрывать ситуации, находить в них ответы на вопросы, в активном действии получать опыт и присваивать знания.

Давайте не будем забывать об игре! Она полезна и помогает улучшить атмосферу в коллективе, группе, поддержать мотивацию, сохранить работоспособность…

И обязательно нужно добавить: игра не всегда лучший инструмент, это нужно помнить. Как всё, что мы делаем, мы должны начинать с вопроса - зачем?, так и начиная игру, мы понимаем зачем нам игра, потому что играть для того, чтобы играть, прост потому что нам так хочется и нравится - не эффективно.

Нужно играть, понимая, как это сработает с педагогической точки зрения на что-то очень важное для конкретных детей или группы.

МОДУЛЬ II: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРОТЕХНИКИ: обмен опытом

Темы выступлений педагоги определяют самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так же хотелось показать вам еще одну из игровых форм рефлексии. В канун нового года давайте украсим елочку новогодними шарами. На шарах написаны различные афоризмы и крылатые фразы. Нужно выбрать шар, который характеризовал бы ваше отношение к прошедшему семинару, ваши ощущения от прослушанного и увиденного.

Может кто-то хочет прокомментировать свой выбор?

В завершениe нашего семинара хотелось бы получить от вас обратную связь. Воспользуемся еще раз сервисом Мой Голос. Прошу пройти по ссылке по QR коду и оценить мероприятие по пятибалльной шкале.

Это один из способов геймификации нашего методического семинара. А также и возможность показать вам, как можно быстро провести опрос с любой аудиторией и получить результаты. (Озвучить результаты опроса).

И завершим наш семинар словами английского драматурга Бернарда Шоу: «Мы не потому перестаем играть, что постарели, - мы стареем, потому что перестаем играть.» Пусть на наших занятиях всегда присутствует ИГРА!

Литература

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: Забава или пагуба?//Современный ребенок в игровой цивилизации. - М., 2001. - С. 28
  2. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности посредством воспитательных игр // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1986. - С.419-426.
  3. Дружинина Л.М. «Игропедагогика, или Игры, в которые играют люди [Электронный ресурс ]. - URL Курс «Игропедагогика, или Игры, в которые играют люди» (1sept.ru) Педагогический университет «Первое сентября, 2023.
  4. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном учреждении: пособие для воспитателей и педагогов / сост. А.Н. Брызгалова и др. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с
  5. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Энроф, 1994. - 134 с.
  6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

При подготовке семинара использовались материалы курсов повышения квалификации университета 1 сентября:

  1. Эдьютеймент и геймификация: игровые технологии и сервисы в урочной и во внеурочной деятельности
  2. Игропедагогика, или Игры, в которые играют люди
  3. Использование геймификации в образовательном процессе современной школы