Использование пословиц и поговорок в речевом развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: пословицы, поговорки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


«Величайшее богатство народа - его язык!»
М.А.Шолохов

Совсем недавно Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"» от 28.02.2023№ 52-ФЗ (последняя редакция), который предусматривает совершенствование механизмов обеспечения использования русского языка как государственного; расширение и конкретизацию сфер, в которых использование государственного языка является обязательным; уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, направленных на защиту и поддержку государственного языка РФ.

Закон предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, подчёркивает объединяющую роль русского языка, его ценность для государства, всех нас и будущих поколений.

Согласно федеральному государственному стандарту, к целевым ориентирам речевого развития относятся овладение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Реализация данного направления тесно связана с приобщением к истокам русской народной культуры.

Многогранный, яркий, живой и образный, русский язык - наше богатейшее наследие и часть нашей культуры, а также «важнейшее средство человеческого общения». Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играют педагог и его речь, поскольку большую часть времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. При этом следует помнить, что для ребёнка речь педагога зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи в обществе.

В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.

Русский народ создал огромную изустную литературу. Во вступительном слове к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа» Михаил Александрович Шолохов пишет: «Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают извека в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость».

Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребёнок развивает мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.

Термины «пословицы» и «поговорки» - русские. Их связь с корнями слов «слово», «говорить», «говор», свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица - народное изречение, имеющее вполне чёткое наставление, нравоучение, содержащее некоторую мудрость, поучительность.

Поговорка - это словесный оборот, метафора, устойчивое выражение.

Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, однако между ними есть и различия:

  • Пословица имеет поучительный смысл, а поговорка передаёт эмоциональное отношение к сказанному;
  • Пословица является логическим, завершённым изречением, а поговорка выступает в составе предложения в качестве словосочетания;
  • Поговорки короче пословиц, могут являться основанием для возникновения последних;
  • Пословицы, как правило, ритмичны и имеют рифму.

Например, поговорки: «молодо-зелено», «не плюй в колодец», «чем черт не шутит» - это часть пословиц «Молодо-зелено, а погулять велено», «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться», «Чем черт не шутит, когда Бог спит». Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка».

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

Таким образом, перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Привлекать внимание к мелодике, звучанию народной мудрости.
  2. Обогатить и активизировать лексико-грамматический строй.
  3. Повысить уровень образной и связной речи.
  4. Побуждать к самостоятельному использованию в речи пословиц и поговорок, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
  5. Воспитывать речевую культуру, нравственную ценность «Слова».

Включение малых народных форм в процесс обучения и воспитания основано на принципе «от простого к сложному». Когда только начинаем работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют прямой смысл, а пословицы с двойным, «скрытым» смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интеллектуальные и речевые способности. На начальном этапе развиваем интерес детей к народному слову. Используем этот жанр в ходе режимных моментов, игровой деятельности детей (например, во время обеда можно использовать пословицы: «Щи да каша - пища наша», «Хлеб - всему голова», или на прогулке: «Мороз не велик, а стоять не велит»).

На следующем этапе мы знакомим детей со словом, как частью пословицы и поговорки. Даём представление, что с помощью слова мы выражаем своё настроение, отношение, свои чувства. Объясняем, что к слову нужно относиться внимательно, понимать его смысл и значимость: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь!» Слово может «лечить» и «ранить».

Начиная работу над отдельным словом, его значением, переходим к объяснению значения всей пословицы в целом.

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах образовательной деятельности. Здесь основным приёмом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц. Мы расширяем опыт взаимодействия детей с пословицами и поговорками.

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русских народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: «Родина», «Язык (речь)», «Грамота», «Ученье (наука)», «Хлеб», «Добро (милость)», «Дружба», «Природа» и т.д. Такое распределение хорошо подходит и в работе с детьми, так как весь лексический материал распределён по темам.

Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром или формированию лексико-грамматических средств языка, когда мы знакомим детей с помещениями детского сада (группа, спальня, туалетная комната и т.п.) и занятиями, можно использовать такие пословицы как: «Чисто жить - здоровым быть», «Чистота - лучшая красота», «Не умывши лица, за стол не садись»; «Сон - лучшее лекарство», «Сон лучше всякого богатства», «После обеда полежи, после ужина походи»; Ученье - свет, а неученье тьма»; Ученье лучше богатства», «Грамоте учиться всегда пригодится». Чтобы дети лучше воспринимали специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, при работе следует использовать иллюстрации.

Или при беседе по теме «Родина» подбираются пословицы, характеризующие значимость Родины для человека: «Всякому мила своя сторона», «На чужбине и собака горюет», «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна». Данные пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать его. Слово «Родина» и его синоним «Отечество» активно употребляется в детской речи. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

По теме «Профессии» подбираем пословицы, связанные с понятием «работа», которые говорят о значимости работы для жизни каждого человека: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Предлагаем детям осмыслить содержание: «Как вы понимаете их?», «О чем эти пословицы?» (О труде, профессиях), «Чем они похожи?», «Когда можно их употребить?». Эти пословицы определяют работу как необходимую потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, без старания никакого дела не сделаешь. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

При изучении темы «Семья», можно использовать такие пословицы: «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», «Хороший сын отцу радость, а плохой - печаль», «В родной семье и каша слаще», «Материнская ласка конца не знает».

Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно использовать следующие дидактические игры:

  • «Соедини начало и окончание пословиц»;
  • «Какая пословица лишняя»;
  • «Нарисуй картину по пословице»: «Когда вся семья вместе, так и душа на месте» (старшая группа); «В семье лад, так и не нужен клад» (подготовительная группа);
  • «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
  • «Назови пословицу к картинке»;
  • «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного… не ждут», «Один за всех, и все… за одного», «Как аукнется, так и… откликнется» и др.;
  • «Подбери слово в рифму» («Делано наспех - сделано … на смех», «Сделал дело - гуляй … смело», «У стряпухи Дарьи целый день … аварии», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды … напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду … лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди … на печи», «Без труда не выловишь и рыбку … из пруда», «На чужой каравай рта … не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, а человека - … в работе»;
  • «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то … нашлось (пропало)», «Тяп-ляп - выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани … зимой (летом), а телегу … летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и … безделье (уменье)»;
  • «Вспомни пословицу» (вставить пропущенные прилагательные): «За (какой?) головой, как за каменной стеной, (крепкой, большой, дурной, молодой, старой)»; «(Какая?) книга лучший друг, (хорошая, содержательная, интересная, занимательная, поучительная)»; «(Какую?) дружбу и топором не разрубишь, (прочную, крепкую, хорошую)».

Задача педагога показать детям меткость, выразительность пословицы, разъяснить значение отдельных слов и сочетаний, активизировать речь, развивать образное мышление.

Также пословицы и поговорки можно использовать на занятиях по формированию связной речи.

При работе над пересказом художественного произведения: пересказ сказки К.Д.Ушинского «Две косы» (для подготовительной группы).

Спрашиваем у детей:

  • Почему говорят: «Землю солнце красит, а человека труд», «Труд человека кормит, а лень портит»?
  • Что объединяет эти пословицы и сказку К.Д.Ушинского?

При работе по составлению рассказа по опорным картинкам по теме «Моя любимая книга», в качестве организационного момента детям можно предложить поиграть в игру «Найди нужную картинку». Дети подбирают иллюстрации к следующим пословицам: «Будешь книги читать - будешь всё знать», «Кто много читает, тот много знает», «Чтение - лучшее учение», «Хорошая книга - лучший друг», «Хлеб питает тело, а книга питает разум», «Ум без книги, как птица без крыльев». Далее предлагаем детям подумать: «О чем эти пословицы?» («о книгах», «о любви к чтению», «о том, что книга учит»), «Как вы понимаете их?», «Чем они похожи?».

Можно использовать пословицы и поговорки на занятиях по обучению грамоте: «Звук и буква Й».

1. Выделение звука [j] из состава слова.

Предлагаем детям послушать и объяснить пословицу (используя иллюстрации):

«Март с водой,
Апрель с травой,
Май с водой».

2. Почему так говорят? Ещё раз послушайте пословицу и назовите слова со звуком [j]. Где находится звук в этих словах (в начале, в середине или в конце).

Пословицы и поговорки часто используются как дополнительный материал для отработки и автоматизации в речи трудных звуков.

Рекомендованная литература

  1. Владимир Иванович Даль «Пословицы и поговорки русского народа».
  2. Александр Николаевич Афанасьев «Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки».
  3. Иван Михайлович Снегирёв «Русские народные пословицы и притчи».
  4. Ольга Дмитриевна Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».
  5. Анна Герасимова, Олеся Жукова, Вера Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника».

Не менее важным условием речевого развития, является взаимодействие с семьями детей. Необходимо побуждать и родителей к использованию пословиц и поговорок в общении с детьми. Оформлять информационные стенды, картотеки. Можно рекомендовать родителям вместе с детьми посетить выставки и музеи:

  • Музей славянской письменности «Слово» на ВДНХ: https://slovo.vdnh.ru/;
  • Музей-заповедник «Коломенское», Усадьба коломенского крестьянина выставка «Загадай-ка мне загадку». Экспозиция посвящена устному народному творчеству в самом известном современному человеку проявлении - пословицах, поговорках и загадках: https://www.mgomz.ru/ru/exhibition/zagadai-ka-mne-zagadku;
  • Я покажу тебе Москву: «Москва в пословицах и поговорках»: https://moscow-view.ru/ekskursii/1822-moskva-v-poslovitsakh-i-pogovorkakh-2;
  • Музей славянской культуры имени К.Васильева: https://museum-slav.com/;
  • Переславль-Залесский, Историко-культурный центр «Русский парк»: музей «Пословиц и поговорок» и «Петрушка» http://ruparkru.com/.