ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 6/22 от 15.09.2022г.), программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное образование) (сайт https://edsoo.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 7/22 от 29.09.2022г.), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ((протокол от 2 июня 2020 г. N 2/20), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования.
Цели курса (модуля):
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
- интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе:
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной (и в первую очередь читательской) грамотности и освоение способов их интеграции.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Данная программа реализуется в зависимости от учебного плана общеобразовательной организации.
Вариант 1
Это может быть программа модуля, который войдёт в программу внеурочной деятельности по функциональной грамотности, рассчитанная на 5-7 часов в год (можно реализовать в течение одной четверти).
Вариант 2
Данная программа может стать основой для отдельного курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность: учимся для жизни», рассчитанного на 0,5 часов в неделю в течение учебного года (можно реализовать в течение полугодия или в течение года 1 раз в две недели) или на 1 час в неделю. В данной ситуации можно увеличить количество часов, при этом сохраняя, но расширяя темы занятий за счёт использования другого, помимо предложенного, дидактического материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (банк данных на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru или самостоятельно созданные дидактические материалы).
Курс внеурочной деятельности можно также составить, добавляя тематические блоки, такие, например, как: «Наш великий и могучий...» (о различных языковых явлениях), «В мире литературы» (тексты о русской литературе или из произведений русской литературы), «Человек и культура» (традиции, обряды, национальная кухня, народные промыслы и др.), «Искусство - это чудо» (архитектура, музыка, живопись, театр)», «Здоровым будь - успешным станешь», «В мире профессий» и др.
Программа курса внеурочной деятельности (модуля) реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий - беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, экскурсия, онлайн-занятие, мозговой штурм, круглый стол, написание эссе.
Формы организации деятельности учащихся - индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДУЛЯ)
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ. Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно - в конце каждой четверти).
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию читательской грамотности необходимо в процессе их проведения получать обратную связь.
В качестве рекомендаций предлагается проведение одного-двух занятий, в середине или в конце программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ЧГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки читательской грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий» под редакцией Г.С.Ковалёвой, Л.А.Рябининой издательства «Просвещение», а также самомтоятельно разрабатываемые методические материалы, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по читательской грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания - полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДУЛЯ)
Занятия в рамках курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности (и прежде всего читательской):
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и её целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. - с помощью схем и знакосимволических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- ипонимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Содержание курса
«Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Читательская грамотность - основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности (модуль) «Читательская грамотность: учимся для жизни» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках курса (модуля) предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Содержание курса в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Ниже представлено тематическое планирование курса внеурочной деятельности (модуля) «Читательская грамотность: учимся для жизни» для 5-9 классов с указанием образовательных ресурсов, включая электронные (цифровые), необходимых для работы учителя.
5 КЛАСС «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»
(Вариант 1 - для модуля 5ч.)
1 |
Путешествуем и познаём мир (Путешествуем по России) |
1 час |
2 |
Работаем над проектом (школьная жизнь) |
1 |
3 |
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
1 |
4 |
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
1 |
5 |
Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
1 |
ИТОГО |
5 |
5 КЛАСС «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»
(Вариант 2 - для курса 17ч.)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
2 |
Путешествуем и познаём мир (Путешествуем по России) |
2 |
«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
|
3 |
Работаем над проектом (школьная жизнь) |
2 |
«Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
|
4 |
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) |
2 |
«Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru) |
5 |
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
2 |
«Маршал Победы»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. - М., СПб.:«Просвещение», 2020. «Великие имена России»: электронный образовательный ресурс издательства
|
6 |
Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
1 |
«По улице мостовой»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)
|
7 |
«Наш великий и могучий…» (из истории русского языка) |
2 |
«Сизиф» или «Дневники против ночников» // Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.:«Просвещение», |
9 |
Открываем тайны планеты (Сбережём планету вместе) |
2 |
«Сбережём планету вместе»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций |
11 |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
1 |
«Мороженое» (http://skiv.instrao.ru) |
12 |
Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ |
2 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
ИТОГО |
17 |
6 КЛАСС «Читаем, различая факты и мнения» (Вариант 1- для модуля 5ч.)
1 |
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) |
1 |
2 |
Открываем тайны планеты (Изучение планеты) |
1 |
3 |
Открываем мир науки (Человек и природа) |
1 |
4 |
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
1 |
5 |
Наши поступки (межличностные взаимоотношения) |
1 |
ИТОГО |
5 |
6 КЛАСС «Читаем, различая факты и мнения» (Вариант 2 - для курса 17ч.)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые) |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
2 |
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) |
2 |
«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
|
3 |
Открываем тайны планеты (Изучение планеты) |
2 |
«Континент-призрак»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
4 |
Открываем мир науки (Человек и природа) |
1 |
«В переводе на человеческий»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao.ru)
|
5 |
По страницам биографий (Великие люди нашей страны) |
2 |
Люди, сделавшие Землю круглой»: Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. - Москва, Санкт-Петербург:
|
6 |
Наши поступки (межличностные взаимоотношения) |
2 |
«В новой школе»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
7 |
Мир моего города (Человек и технический прогресс) |
1 |
«По улице мостовой»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru)
|
8 |
«Наш великий и могучий…» (из истории русского языка) |
2 |
«Сизиф» или «Дневники против ночников» // Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.:«Просвещение», |
9 |
По страницам русской литературы |
1 |
О собаке и не только //Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Учено-методическое пособие Красноярского института повышения квалификации. https://studylib.ru/doc/6314330/-e-i--sbornik-chitatel._skoj-gramotnosti--5%E2%80%939-klassy-?ysclid=lrvv0jl0xb658609273 |
10 |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
1 |
Всё ли мы знаем о телефонах: сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2х частях. Часть1. - Москва, Санкт-Петербург: «Просвеще-ние»,2021. |
11 |
Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ |
2 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
ИТОГО |
17 |
7 КЛАСС «От этикетки до повести» (Вариант 1 - для модуля 5ч.)
1 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
2 |
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения) по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» |
1 |
3 |
Человек и книга |
1 |
4 |
Будущее (человек и технический прогресс) |
1 |
5 |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
1 |
ИТОГО |
5 |
7 КЛАСС «От этикетки до повести» (Вариант 2 - для курса 17ч.)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые) |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
2 |
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) |
2 |
«Необыкновенный путешественник» или «Загадочная Арктика»: (http://skiv.instrao.ru)
|
3 |
Наш великий и могучий (средство общения) |
2 |
«Язык мира»: открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru) |
4 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
2 |
«Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)
|
5 |
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения) по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» |
2 |
«Тихая дискотека» Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru) |
6 |
Человек и книга |
2 |
«Справочное бюро» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya-amotnost/)
|
7 |
Будущее (человек и технический прогресс) |
2 |
«Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru)
|
8 |
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
2 |
«Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/)
|
9 |
Итоговая диагностическая работа по читательской грамотности и её анализ |
2 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
ИТОГО |
17 |
8 КЛАСС «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (Вариант 1 - модуль 5ч.)
1 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
2 |
Человек и книга |
2 |
3 |
Познание |
2 |
ИТОГО |
5 |
8 КЛАСС «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (Вариант 2 - курс 17ч.)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые) |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
2 |
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) |
2 |
«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
3 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)
|
4 |
Человек и книга |
2 |
«Книга из интернета» (http://skiv. instrao.ru)
|
5 |
Познание |
2 |
«Исчезающая пища. Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)
|
6 |
В здоровом теле-здоровый дух (правильное питание) |
1 |
Взрослая еда: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) |
7 |
В мире профессий |
2 |
Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). - Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/ |
8 |
Наш великий и могучий (борьба за сохранение) |
2 |
Битва за норму: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) |
9 |
Проблемы повседневности |
2 |
Осознанное потребление: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
10 |
Итоговая диагностическая работа и её анализ |
2 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
ИТОГО |
17 |
9 КЛАСС «События и факты с разных точек зрения» (Вариант 1 - модуль 5 ч.)
1 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
2 |
Самоопределение |
2 |
3 |
Смыслы, явные и скрытые |
2 |
ИТОГО |
5 |
9 КЛАСС «События и факты с разных точек зрения» (Вариант 2 - курс 17 ч.)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Образовательные ресурсы, в том числе электронные (цифровые) |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
2 |
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) |
2 |
«Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
3 |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)
|
4 |
Самоопределение |
2 |
«Киберспорт» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. |
5 |
Смыслы, явные и скрытые |
2 |
«Выигрыш» Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. - М., СПб.: «Просвещение», 2021). |
6 |
В здоровом теле - здоровый дух (туризм) |
1 |
Походы: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) |
7 |
Наш великий и могучий (нормы произношения) |
1 |
Язык и культура: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
8 |
В мире профессий |
2 |
Сборник заданий по формированию читательской грамотности. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (электронное издание). - Кострома, 2021. http://www.eduportal44.ru/ |
9 |
Открываем мир науки (Человек и природа) |
1 |
Эффект бабочки: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) |
10 |
Открываем тайны планеты (Изучаем мир планеты) |
1 |
Поющие пески: Открытый банк заданий 2022 года (http://skiv.instrao.ru) |
11 |
Проблемы повседневности |
1 |
Возврат денег: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru)
|
12 |
Итоговая диагностическая работа и её анализ.
|
2 |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu.ru/) |
ИТОГО |
17 |