Авторская программа «Эмоционально-коммуникативного развитие учащихся-мигрантов младшего школьного возраста средствами мультикультурного детского театра»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: театр, дети-мигранты


Педагогическая целесообразность настоящей программы продиктована психолого-педагогическими проблемами эмоционально-коммуникативного развития детей мигрантов младшего школьного возраста, которые препятствуют успешной адаптации детей-мигрантов в другой, малознакомой им, культурной среде. Согласно размышлениям таких авторов, как П.Ф.Каптеров, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, которые говорили о национальном воспитании, учащиеся, находясь в поликультурном учебном пространстве, способны приобретать объективные знания и формировать личные представления о своей и других этнокультурах, об их различиях [Ронами, 2011, С. 100]. Театральная деятельность является именно тем средством, которое способно выстроить систему взаимоотношений детей различных этнических групп. В процессе участия в театральной деятельности дети-мигранты, находясь в творческой обстановке, замечают, что они не одиноки, им приходит понимание и осознание того, что они не чужие. Поэтому дети-мигранты стремятся в свою очередь быть дружелюбными в общении, стараются стать интересными собеседниками, что несомненно формирует их коммуникативные навыки. В ходе занятий театральным искусством ребенок имеет возможность тренировать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учиться быть готовым к трудностям и не теряться перед их преодолением. Театральная деятельность способствует формированию и развитию сплоченности многонационального коллектива, успешному взаимодействию детей при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, умению мирно жить в многонациональном коллективе и считаться с общественным мнением [Козлова, 2017, С. 57].

Опираясь на данные теоретические положения, нами была разработана авторская программа школьного мультикультурного театра «БалаТим», в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО. Главным отличием авторской программы является синтез программ по общему театральному образованию, в основе которого лежит игровая деятельность, направленная на проникновение в культурные традиции различных этнических групп. Поскольку в нашем экспериментальном классе обучаются дети мигранты из стран ближнего зарубежья, таких как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Украина, авторская программа, рассчитанная на один учебный год, включает в себя изучение, соответственно, культуры и традиций узбекского, таджикского, азербайджанского и украинского народов. При этом остальные учащиеся класса, также включённые в процесс театральной деятельности, имеют возможность познакомиться с культурой одноклассников, приехавших из других стран.

Цель авторской программы заключается в формировании у детей мигрантов младшего школьного возраста эмоционально-коммуникативного развития, способности управлять своим культурным пространством посредством создания и представления художественных произведений разных народов.

Авторская программа детского мультикультурного театра «БалаТим» построена следующим образом:

  • 1 четверть - изучение культуры узбекского народа;
  • 2 четверть - изучение культуры таджикского народа;
  • 3 четверть - изучение культуры азербайджанского народа;
  • 4 четверть - изучение культуры украинского народа.

Содержание программы:

  1. Знакомство с культурой и традициями народа;
  2. Изучение основ театрального сценического мастерства;
  3. Знакомство с художественным произведением народа;
  4. Культпоход в городской детский театр;
  5. Создание декораций и костюмов в группах;
  6. Проведение актерского тренинга;
  7. Постановка спектакля;
  8. Генеральная репетиция;
  9. Выступление и демонстрация спектакля родителям.

Знакомство с культурой и традициями народа проводится в форме внеклассного урока в соответствии с тематикой. Для проведения внеклассного интерактивного занятия «Культурное чаепитие» привлекаются родители детей-мигрантов в качестве ведущих мероприятий с поддержкой классного руководителя. Каждому ученику дается задание дома изучить культуру народа и принести на чаепитие блюдо, желательно сладости, принадлежащее изучаемому народу, а также подготовить краткий рассказ об этом блюде и о истории его происхождения. Дети с родителями накрывают стол в соответствии с традициями изучаемого народа. На протяжении внеклассного интерактивного занятия «Культурное чаепитие» учитель демонстрирует на экране презентацию с рассказом о культуре и традициях народа, интересных фактах.

Следующее мероприятие, посвященное изучению основ театрального сценического мастерства, проводится в форме беседы. С помощью беседы о театре учитель знакомит учеников с особенностями театрального искусства, рассказывает о его видах и жанрах, а также раскрывает роль театра. Основная цель проведения данного мероприятия заключается в том, чтобы у учащихся сформировались художественный вкус и эстетическое отношение к действительности.

Знакомство с художественным произведением народа проводится в форме художественного чтения учителем или родителями детей. Педагогом выбирается самое подходящее для постановки спектакля литературное произведение конкретного народа. После чтения произведения проводится беседа с детьми, раскрывается его идейно-тематическое содержание, анализируются система персонажей, особенности изображенного мира, художественное время и пространство, речевой строй, композиция произведения.

Посещение городского детского театра будет проводиться в виде экскурсии, во время которой ученики напрямую знакомятся с процессом постановки спектакля. Перед просмотром самого спектакля ученики вместе с педагогом, режиссером театра и заведующим труппой посещают гримерную, костюмерную, общаются с актерами и актрисами, задают интересующие их вопросы. После просмотра спектакля учащиеся собираются в классе и вместе с руководителем обсуждают увиденное в форме беседы.

Создание декораций и костюмов реализуется в групповой форме. Для этого учащиеся делятся на несколько групп так, чтобы в каждой группе присутствовал минимум один ребенок-мигрант. Сначала педагог обсуждает с учениками, какие декорации и костюмы потребуются для постановки спектакля, а затем распределяет задания по группам. Ученики должны самостоятельно продумать декорации и костюмы, распределить ответственных в своей группе, и подготовить материал для спектакля дома с помощью родителей. Затем школьники собираются вместе, обсуждают, что подготовили, дорабатывают декорации и костюмы совместно и предоставляют их учителю. Такая работа развивает воображение, творческую активность, позволяет реализовывать возможности ребенка в данных областях деятельности, а работа в группах позволит повысить сплоченность коллектива, улучшит взаимоотношение с детьми-мигрантами, так как они почувствуют свою ценность.

Актерский тренинг является немаловажным этапом в процессе реализации авторской программы. Тренинг - это самый активный метод обучения театральному искусству, обеспечивающий активность ребенка, а также способствующий формированию разнообразия мыслительной и практической деятельности ученика. В нашей авторской программе тренинг будет проводиться в виде игровой деятельности, поэтому нами были выделены следующие группы игр в рамках программы: на развитие наблюдательности и внимания, направленные на развитие фантазии и воображения, направленные на развитие эмоциональной памяти, направленные на устранение зажимов у детей.

Самая важная часть нашей авторской программы - это организация и постановка спектакля, которая реализуется в форме репетиционных и постановочных учебных занятий. Поскольку наша авторская программа разработана в первую очередь для работы с детьми мигрантами, в данной части программы именно им уделяется особое внимание, очень важно не игнорировать их возможности самовыражения. Постановка спектакля - это не только работа с актерами. Поэтому в первую очередь необходимо распределить детей на группы в соответствии с основными профессиями в театральной деятельности. Для этого каждому ученику предлагается написать короткое сочинение на тему «В постановке спектакля я хотел бы быть …».

Чтобы детям было легче сориентироваться, педагог сразу предлагает варианты деятельности: декоратор, сценарист, костюмер, режиссер, ответственный за музыкальное сопровождение. Но каждый ребенок при постановке спектакля также будет актером. Затем, когда все ученики были распределены по группам, педагог обсуждает с детьми выбранное ранее художественное произведение для постановки, просматривают имеющие на это произведение театральные постановки. После просмотра каждая группа при постоянной помощи педагога в соответствии со своей спецификой деятельности готовит необходимый материал для постановки спектакля: сценаристы готовят сценарий, костюмеры и декораторы продумывают, какие костюмы и декорации понадобятся и т.д. На данном этапе каждый ребенок должен максимально проявить свои творческие способности. Затем готовый сценарий делится на отдельные эпизоды, дети готовят творческий пересказ к каждому эпизоду. Следующим этапом проводятся репетиции, сначала по отдельным эпизодам, а после генеральная репетиция всей пьесы с костюмами и декорациями, музыкальным и световым оформлением.

Представим основные ожидаемые результаты по реализации авторской программы в таблице 1.

Таблица 1. Ожидаемые результаты реализации авторской программы

Наименование раздела

Форма занятий

Ожидаемый результат

Мероприятие «Культурное чаепитие»

Чаепитие, игра

Формирование у учащихся знаний и представлений о культуре и традициях изучаемого народа

Основы театрального сценического мастерства

Беседа

Осознание значимости занятий театральной деятельностью для личного развития

Знакомство с художественными произведениями народа

Урок литературного чтения, игра, сказкотерапия

Формирование целостности взгляда на мир средствами художественных произведений, формирование познавательных УУД

Создание костюмов и декораций

Групповое занятие художественной деятельностью, работа на дому с родителями

Возрастает потребность сотрудничества с одноклассниками, взаимное доброжелательное отношение друг к другу, стремление прислушиваться к мнению своих одноклассников

Знакомство с театром

Экскурсия по театру, просмотр спектакля

Осознание значимости занятий театральной деятельностью для личного развития

Актерский тренинг

Игра

Формирование смелости публичного выступления и, как следствие, устранение зажатости у ребенка.
предметных УУД: обучение выразительному чтению с интонацией, развитие речевого дыхания, умение выражать разнообразные эмоции

Организация и постановка спектакля

Театральная постановка

Формирование коммуникативных УУД, в ходе которого ученик научится слушать собеседника, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих, работать в группе.
Формирование предметных УУД: умение выражать разнообразные эмоциональные состояния

Таким образом, с целью повышения эмоционально-коммуникативного развития детей мигрантов нами был выбран метод работы с учащимися - театральная детальность. Данная авторская программа мультикультурного детского театра «БалаТим» разработана на один учебный год и в настоящее время успешно реализуется в образовательном учреждении г. Казань. На наш взгляд, уже после первого года реализации данной программы мы сможем достичь поставленной нами цели работы с детьми мигрантами.

Список литературы

  • Кидин С.Ю. «Театр-студия в современной школе. г. Волгоград. «Учитель». 2008 г. - 159 с.
  • Козлова Н.А. Роль театральной деятельности в воспитании младшего школьника // Воспитание школьников. 2017. - № 1. - С. 57-60.
  • Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В.Лаптева. - М.: Речь, 2011. - 948 c.
  • Ронами Т.Ю. Воспитание средствами театрального искусства в многонациональном коллективе // Наука и школа. 2011. - № 1. - С. 99-103.
  • Театр: практические занятия в детском театральном коллективе: [Сборник]. - М.: ВЦХТ, 2014. (Я вхожу в мир искусств / Репертуар. - метод. б-чка; 6 (46), 2014).
  • Трефилова Н.Г., Владыкина И.В. Школьный театр как эффективный метод формирования универсальных учебных действий, обучающихся // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 229-234.