Необходимость создания программы по самообразованию актуализирована практикой педагогической профессиональной деятельности Востряковой С.А, которая носит инновационный творческий характер. Существующие стандарты профессионального мастерства требуют личной заинтересованности и целенаправленной активности педагога по формированию персонального «образовательного маршрута» профессионального саморазвития. «Образовательный маршрут» профессионального саморазвития преподавателя Востряковой С.А. раскрывает системный комплексный характер деятельности педагога в сфере самообразования, в том числе в определении направлений, целей, задач, источников и форм самообразования, а также в организации самого процесса развития педагогических профессиональных компетенций.
Основные направления педагогической деятельности Востряковой С.А. в рамках программы самообразования:
профессиональное направление (предмет преподавания)
- Теория и практика речевой деятельности, языковая компетентность, языковая культура, культура речи.
- Психологизм как метод анализа художественной литературы.
методическое направление (дидактические формы и методы, педагогические технологии)
- Личностно-ориентированные педагогические технологии. Принципы индивидуализации и дифференциации обучения
- Практико-ориентированные образовательные технологии.
- Инструментальные педагогические модели («педагогика действия»): метод проектов и основы проектной культуры преподавателя
- Средовой подход в образовании. Проектирование образовательной среды
психосоциальное направление
- Основы имиджелогии. Основы самопрезентации. Кинесика, такесика, проксемика. Экстралингвистика и паралингвистика.
- Коммуникативные практики. Искусство общения.
- Суггестивная педагогика (искусство внушения, методы педагогического влияния и воздействия).
Информационно-компьютерные технологии
- Мультимедийный урок: методологические, методические, дидактические основы и принципы.
Интегральная цель самообразования: комплексное развитие общепрофессиональных и специальных компетенций посредством самостоятельной организации учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности. Указанная цель достигается через последовательное решение ряда общеобразовательных и профессиональных задач:
общеобразовательные задачи (направлены на модификацию поведенческих моделей педагога)
- актуализация проблем развития профессиональной деятельности;
- изменение и коррекция мотивационно-целевых установок профессиональной деятельности;
- осмысление и анализ системных оснований, обеспечивающих современную профессионально-педагогическую деятельность педагога;
- освоение системных оснований профессионально-педагогической деятельности объектов образовательного процесса;
профессиональные задачи (направлены на решение конкретно-практических исследовательских проблем)
- исследование проблем языковой и речевой компетентности;
- анализ теоретических исследований и практических методик в сфере лингвопедагогики и лингводидактики;
- изучение метода психологизма в рамках текстологических исследований;
- изучение и апробация личностно-ориентированных педагогических методик в практике преподавательской работы;
- анализ и оценка практико-ориентированных педагогических технологий;
- выявление перспектив внедрения и использования метода проектов в полиморфной классно-урочной системе;
- экспериментальная работа по созданию творческой образовательной среды;
- изучение основ имиджелогии и техник самопрезентации;
- развитие навыков профессиональной коммуникации, в том числе посредством использования средств невербалики (кинесика, такесика, проксемика), а также экстра и паралингвистических средств общения;
- изучение основ суггестивной педагогики;
- подготовка методических рекомендаций для организации уроков с активным использованием мультимедиа;
Предполагаемые источники самообразования
- Научно-практические и научно-методические конференции различного уровня (межвузовские, межрегиональные, всероссийские и международные конференции).
- Интернет-конференции, профессиональные блоги и чаты.
- Консультации с ведущими специалистами (в режиме) on(off)-line.
- Мастер-классы по представленным направлениям.
- Новейшая педагогическая литература, а также литература в рамках профессиональной предметной специализации.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Массив информационных данных различного формата (теле и аудиолекции, интернет-консультирование, масс-медиа).
- Курсы повышения квалификации
Формы самообразования:
Индивидуальные формы:
- написание тезисов, докладов, статей по представленным направлениям исследовательской деятельности;
- составление методических рекомендаций и методических пособий в рамках общеобразовательной и специальной профессиональной деятельности;
- персональное участие в научно-практических и научно-методических конференциях всех уровней;
- анализ новейшей педагогической и психологической литературы, а также обзор источников по темам профессиональной специализации;
Коллективные формы:
- участие в работе городского методического объединения;
- участие в мероприятиях по обмену опытом;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- посещение специализированных мастер-классов;
Результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по разрабатываемым направлениям.