Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы

Разделы: Профессия — педагог


Необходимость создания программы по самообразованию актуализирована практикой педагогической профессиональной деятельности Востряковой С.А, которая носит инновационный творческий характер. Существующие стандарты профессионального мастерства требуют личной заинтересованности и целенаправленной активности педагога по формированию персонального «образовательного маршрута» профессионального саморазвития. «Образовательный маршрут» профессионального саморазвития преподавателя Востряковой С.А. раскрывает системный комплексный характер деятельности педагога в сфере самообразования, в том числе в определении направлений, целей, задач, источников и форм самообразования, а также в организации самого процесса развития педагогических профессиональных компетенций.

Основные направления педагогической деятельности Востряковой С.А. в рамках программы самообразования:

профессиональное направление (предмет преподавания)

  1. Теория и практика речевой деятельности, языковая компетентность, языковая культура, культура речи.
  2. Психологизм как метод анализа художественной литературы.

методическое направление (дидактические формы и методы, педагогические технологии)

  1. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Принципы индивидуализации и дифференциации обучения
  2. Практико-ориентированные образовательные технологии.
  3. Инструментальные педагогические модели («педагогика действия»): метод проектов и основы проектной культуры преподавателя
  4. Средовой подход в образовании. Проектирование образовательной среды

психосоциальное направление

  1. Основы имиджелогии. Основы самопрезентации. Кинесика, такесика, проксемика. Экстралингвистика и паралингвистика.
  2. Коммуникативные практики. Искусство общения.
  3. Суггестивная педагогика (искусство внушения, методы педагогического влияния и воздействия).

Информационно-компьютерные технологии

  1. Мультимедийный урок: методологические, методические, дидактические основы и принципы.

Интегральная цель самообразования: комплексное развитие общепрофессиональных и специальных компетенций посредством самостоятельной организации учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности. Указанная цель достигается через последовательное решение ряда общеобразовательных и профессиональных задач:

общеобразовательные задачи (направлены на модификацию поведенческих моделей педагога)

  • актуализация проблем развития профессиональной деятельности;
  • изменение и коррекция мотивационно-целевых установок профессиональной деятельности;
  • осмысление и анализ системных оснований, обеспечивающих современную профессионально-педагогическую деятельность педагога;
  • освоение системных оснований профессионально-педагогической деятельности объектов образовательного процесса;

профессиональные задачи (направлены на решение конкретно-практических исследовательских проблем)

  • исследование проблем языковой и речевой компетентности;
  • анализ теоретических исследований и практических методик в сфере лингвопедагогики и лингводидактики;
  • изучение метода психологизма в рамках текстологических исследований;
  • изучение и апробация личностно-ориентированных педагогических методик в практике преподавательской работы;
  • анализ и оценка практико-ориентированных педагогических технологий;
  • выявление перспектив внедрения и использования метода проектов в полиморфной классно-урочной системе;
  • экспериментальная работа по созданию творческой образовательной среды;
  • изучение основ имиджелогии и техник самопрезентации;
  • развитие навыков профессиональной коммуникации, в том числе посредством использования средств невербалики (кинесика, такесика, проксемика), а также экстра и паралингвистических средств общения;
  • изучение основ суггестивной педагогики;
  • подготовка методических рекомендаций для организации уроков с активным использованием мультимедиа;

Предполагаемые источники самообразования

  • Научно-практические и научно-методические конференции различного уровня (межвузовские, межрегиональные, всероссийские и международные конференции).
  • Интернет-конференции, профессиональные блоги и чаты.
  • Консультации с ведущими специалистами (в режиме) on(off)-line.
  • Мастер-классы по представленным направлениям.
  • Новейшая педагогическая литература, а также литература в рамках профессиональной предметной специализации.
  • Мероприятия по обмену опытом.
  • Массив информационных данных различного формата (теле и аудиолекции, интернет-консультирование, масс-медиа).
  • Курсы повышения квалификации

Формы самообразования:

Индивидуальные формы:

  • написание тезисов, докладов, статей по представленным направлениям исследовательской деятельности;
  • составление методических рекомендаций и методических пособий в рамках общеобразовательной и специальной профессиональной деятельности;
  • персональное участие в научно-практических и научно-методических конференциях всех уровней;
  • анализ новейшей педагогической и психологической литературы, а также обзор источников по темам профессиональной специализации;

Коллективные формы:

  • участие в работе городского методического объединения;
  • участие в мероприятиях по обмену опытом;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • посещение специализированных мастер-классов;

Результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по разрабатываемым направлениям.