I. Введение
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Д.Байрон
В 1875 году в журнале «Русский вестник» были напечатаны первые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». В 1877 году работа над романом была завершена. Мы прочитали роман великого русского писателя и обратили внимание на финальную сцену произведения - гибель главной героини. Местом гибели Анны Карениной Лев Николаевич Толстой избрал станцию Обираловку: «Быстрым, лёгким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо её проходящего поезда»*. Нам стало интересно, существовала ли Обираловка на самом деле. Оказывается, да. Эту станцию Толстой не просто упоминает в своем произведении. Она существовала на самом деле. Несколько позже мы познакомились с историей этого населённого пункта и выяснили, что его судьба, как и судьба нашего родного города, связана с железной дорогой.
______________
* Толстой Л.Н. Анна Каренина. Ленинград: Художественная литература, 1989, т.2, с. 340.
В связи с объявленным конкурсом на лучшее знание государственной символики России и Чувашии мы решили продолжить исследование, дополнив его сведениями по истории и геральдике.
Согласно российской традиции, каждый город может иметь собственный герб, отражающий историю, традиции и уникальность муниципального образования. В этом плане наиболее интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Два города - две истории - два герба».
Мы поставили перед собой конкретную цель учебно-исследовательской работы: изучить и сравнить историю становления и развития двух железнодорожных городов - г. Канаш Чувашской Республики и г. Железнодорожный Московской обл.; выявить, как история их развития нашла отражение в гербах этих городов.
Гипотеза исследования: мы считаем, что история любого города отражается в его государственных символах (в гербе).
Затем были определены задачи по этапам работы:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе изученной литературы выделить основные этапы формирования и развития двух городов, расположенных при железной дороге;
- выявить роль знаков и символов в гербах г.Канаш Чувашской Республики и г.Железнодорожный Московской обл.;
- опубликовать статью по теме исследования в городской газете «Канашские ведомости».
Как видно, объектом нашего исследования являются государственные символы - гербы г.Канаш и г.Железнодорожный.
Предмет исследования - история развития и становления городов, расположенных вблизи железной дороги.
С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала по истории двух городов, его систематизация и обобщение, сравнение и сопоставление гербов. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.
Выбрав проблему исследования, мы приступили к изучению литературы. На данном этапе мы обращались к самому разному материалу: это Конституция РФ, Закон ЧР «О государственных символах Чувашской Республики», Закон "О Дне Государственных символов Чувашской Республики", книги ученых-краеведов, статьи в газетах и журналах, интернет-ресурсы.
II. Актуальность исследования
Отрыв от родной культуры, незнание истории своего Отечества - трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм культуры позволит создать общество, крепко стоящее на ногах. В этих условиях основной задачей современного воспитания молодёжи является формирование и развитие социально значимых ценностей, и в первую очередь, любовь к своей малой родине - городу, селу, району. Именно поэтому в системе патриотического воспитания особое место занимает геральдика.
Отношение граждан к символике Чувашской Республики во многом определяет уровень нашего общественного сознания. Статья 1 Закона «О государственных символах Чувашской Республики» гласит: "Государственные символы Чувашской Республики - достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством"**.
Кроме того, изучение главных символов наших городов помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета - вопросам актуальным и ещё недостаточно изученным.
Таким образом, актуальность нашей научно исследовательской работы «Два города - две истории - два герба» обусловлена усилением внимания к гражданскому, патриотическому воспитанию юных россиян, формированием у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России и Чувашии, а также раскрытию сущности государственных символов.
Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории, литературы и краеведения.
Учитывая написанное выше, можно сказать, что ценность исследования «Два города - две истории - два герба» заключается в том, что данная работа:
- во-первых, расширяет исторические знания и представления о государственных символах России и Чувашии;
- во-вторых, знакомит с символическим языком декоративного искусства на примере гербов;
- в-третьих, расширяет обучающие возможности уроков истории, краеведения, литературы в школе.
В целом исследовательская работа «Два города - две истории - два герба» усилила наш интерес к изучению государственной символики Российской Федерации и Чувашской Республики, сформировала исследовательские навыки, мы получили удовольствие от преодоления трудностей и возможности открыть что-то новое.
________________
** в ред. Закона ЧР от 23.05.2001 № 2
III. Исследовательская часть работы
В продолжение нашего исследования мы установили, что городской герб - это лаконичное, символическое изображение, отражающее характер региона, его прошлое и настоящее, его природу и экономику. Рассматривая гербы различных территорий, можно узнать, чем занимаются местные жители, чем они гордятся, какие события происходили на их земле. И хотя герб не может отразить всех особенностей региона, в нём отражается та изюминка или особенность, которая отличает именно это место от других, подчёркивает его достоинство.
Далее мы выяснили, что многие регионы нашей страны имеют схожую судьбу, герб же, показывая общие моменты, обязательно подчёркивает их. Рассмотрим это на примере двух железнодорожных городов.
Наш город Канаш когда-то из небольшой станции при железной дороге превратился в индустриально развитый город и важнейший транспортный узел республики. Город Железнодорожный Московской области тоже из небольшой железнодорожной станции Обираловка со временем стал городом областного подчинения.
Продолжая работу, мы вышли на сайт г. Железнодорожный, где познакомились с историей города. Затем прочитали книгу «Канаш. Краткая история города» Ю.Каховского, Т.Петровой и В.Антонова. Сравнивая и сопоставляя исторические факты, мы оформили хронологическую таблицу в режиме «двойного дневника». В ней хорошо видны параллели развития двух городов:
Историческое название |
|
город Канаш |
город Железнодорожный |
Деревня Шихраны 60-е г.г. 17 века. 1905 г. - Шихраны стали называть селом. |
Посёлок Обираловка. Упоминается в документах с 1799 г. |
Место расположения |
|
В лесистой местности, богатой дубовыми лесами, на территории Цивильского уезда, в непосредственной близости находились крупные сёла, и прежде всего с. Шихазаны, где еженедельно проходили базары и 1 раз в год - ярмарка. |
В 23 км к востоку от Москвы в сторону г. Владимира. Земли славились богатыми залежами глины и дремучими лесами со зверьём и птицами. |
Первое упоминание о городе, связанное со строительством железной дороги |
|
Одна из железнодорожных станций на участке Москва-Казань. Первое упоминание как о железнодорожной станции 23 июня 1893 года. |
Весной 1858 г. Частное Общество Рос-сийских железных дорог приступило к строительству пути от Москвы до Нижнего Новгорода. 2 августа 1862 года она введена в эксплуатацию. На всём протяжении пути были устроены 26 станций, среди них - Обираловка. |
Статус города |
|
20 августа 1920 года станция и посёлок Шихраны были переименованы в Канаш.
В переводе с чувашского «Канаш» обозначает «Совет». |
4 декабря 1938 года посёлок Обираловка был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный.
|
город Канаш |
город Железнодорожный |
Довоенные годы (после революции 1917 г.) |
|
Промыслово-кооперативные товарищества и артели (пошив и ремонт кожаной обуви, выпуск валяльной обуви, заготовка и переработка древесины, мебели).
|
Первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт. Винные и бакалейные лавки. Московский мещанин Максимов взял в аренду местный пруд, построил купальни, а зимой организовал платный каток.
|
Послевоенные годы |
|
1946 г. - организовано кирпичное производство, а также выпуск изделий для гужевого транспорта.
|
1946 - создаётся научно-исследовательский институт строительной керамики с опытным заводом.
|
Главная достопримечательность города |
|
Храм Святителя и Чудотворца Николая. Построенный на возвышенном месте, с пятью главами и колокольней, он виден более чем за 15 км. |
Православная церковь Спас Преображения второй половины 19 века. Ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба. |
Достижения города и его жителей |
|
Канаш - родина известного актёр театра и кино Станислава Садальского, мастера спорта международного класса по лыжным гонкам Дины Григорьевой.
|
Город богат духовными, культурными тра-дициями, памятными местами, связанными с такими именами, как учёный-основатель аэродинамического института Дмитрий Рябушинский, поэт серебряного века Андрей Белый, один из блестящих представителей российского хорового искусства Георгий Струве.
|
Итак, на данном этапе исследования мы можем обобщить промежуточные результаты проделанной работы:
- история становления и развития обоих городов связана со строительством железной дороги;
- в обоих городах в довоенные (1941-1945 г.г.) и послевоенные годы шло бурное развитие промышленности, транспорта, торговли, а в г. Железнодорожном - науки;
- главными достопримечательностями городов являются православные храмы;
- в обоих городах живут замечательные люди всех поколений - от заслуженных ветеранов войны и труда до их детей, внуков, правнуков. Города бурно строятся и развиваются на родной земле Подмосковья и Чувашии.
Обозначив первые результаты в своей работе, мы продолжили исследование и перешли к следующему этапу, который позволит выявить, как история развития городов нашла отражение в гербах г.Канаш Чувашской Республики и г.Железнодорожный Московской области.
герб города Железнодорожный |
герб города Канаш |
|
|
В лазоревом (синем, голубом) поле, выходящее золотое сияющее солнце, сопровождаемое во главе щита серебряной конской дугой с колокольчиком того же металла. Включенная червленая (красная) оконечность обременена серебряным вписанным острием, имеющим вдоль боковых сторон сужающуюся кверху и доходящую до конца острия черную внутреннюю кайму. |
На гербе города на красном фоне изображе-на эмблема, состоящая из шестерни и желе-знодорожного колеса с крыльями. В верх-ней части щита национальный чувашский орнамент и название города «КАНАШ» |
Рассмотрев изображение гербов и изучив их описание, мы выявили общие для обоих гербов знаки и символы, в которых отражается история и особенности двух городов:
Щиты
|
Французские геральдические |
Символические цвета |
пурпур (красный - цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество)
|
Основные мотивы |
|
В гербе г. Железнодорожный основной мотив показан серебряным остриём с двумя чёрными клиньями (внутренняя кайма), аллегорически отображающими железную дорогу, делая тем самым герб полугласным. |
Город Канаш является важным транспортным узлом Чувашии, поэтому на гербе изображены крылья, завязанные в узел, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники. |
Кроме этого, мы увидели в гербах г. Железнодорожный и г. Канаш существенные различия в символах:
Острие (пирамида) - символ знания, стремления к совершенству. Восходящее солнце, к которому устремлено острие, аллегорически указывает на природно-географическое расположение города Железнодорожный - на востоке Московской области. Дуга с колокольчиком аллегорически показывает старинный торговый путь из Москвы в Нижний Новгород.
Что же касается города Канаш, то на его гербе можно увидеть символ шестерню, которая показывает, что в структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроительная отрасль. В центре шестерни зелёный цвет обозначает развитие деревообработки в городе. Чувашский орнамент - принадлежность к субъекту Российской Федерации.
Бесспорно, гербы г.Железнодорожный и г.Канаш воплощают историческое прошлое русского и чувашских народов, олицетворяют их нынешний статус городов и занимают одно из ведущих мест в формировании патриотических чувств молодёжи и школьников.
IV. Заключение (общие выводы)
Знакомство с событиями прошлого всегда способствует развитию исторической памяти и чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего города, своего народа, и в это смысле изучение государственной символики позволяет обнаружить общее и отличительное в культурном и социальном развитии наших городов.
В своей исследовательской работе мы изучили историю двух железнодорожных городов - г.Канаш Чувашской Республики и г.Железнодорожный Московской области и выяснили, что история их развития нашла отражение в их гербах.
В ходе исследования мы подтвердили предполагаемую гипотезу - история любого города отражается в его государственных символах (в гербе).
Систематизировав и обобщив результаты учебно-исследовательской работы по теме «Два города - две истории - два герба», мы пришли к следующим выводам:
- Истории возникновения, развития и становления г.Канаш Чувашской Республики и г.Железнодорожный Московской области во многом похожи и связаны со строительством железной дороги.
- История, особенности региона, транспортно-географическое положение обоих городов нашли отражение в знаках и символах на их гербах.
- Герб - это не только какая-либо информация о городе. Герб - это символ, которым город очень гордится.
В завершение хочется отметить следующее: знание символов своей родины, внимание к ним может стать залогом появления поколения людей, для которых патриотизм и любовь к своей земле не будет пустым звуком, а геральдика может взять на себя роль первой ступеньки в патриотическом воспитании школьников.
V. Библиографический список
- Закон Чувашской Республики «О государственных символах чувашской республики».
- Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Каховский Ю.А. и др. Канаш. Краткая история города. Цивильск, 2002.
- Медведев М.Ю. Геральдика // Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003.
- Медведев М.Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. Изд-во «Гербы и флаги». Спб., 2008.
- Толстой Л.Н. Анна Каренина. Ленинград: Художественная литература, 1989.
- Тихомирова Е. От Кучино до Саввино через Обираловку// Городской вестник. - 2007. - № 41. - с.4.
Информационные ресурсы:
- Сайт Академии русской символики «Марс».
- Сайт Геральдики.ру
- www.zheidor-city.ru - Сайт города Железнодорожный.
- www.portal-zhd.ru - Сайт округа Железнодорожный Московской области.