Совершенствование системы педагогической диагностики с целью повышения качества обученности учащихся

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


В настоящее время в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. принята стратегия, в которой приоритетом является качество образования. Данный стратегический подход направлен на приведение образования в соответствие с меняющимися потребностями общества, государства и личности, что делает его актуальной задачей, которая требует согласованных усилий государства, школы, учителя и обучающихся. Центральное место в решении данной задачи занимает деятельность отечественных ученых, направленная на изучение содержательных аспектов и технологий повышения качества обученности на разных ступенях школьного образования.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога, необходима для выявления затруднений в работе, способствует осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности учителя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в своей педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию. Проведение диагностик педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия, а особенно самодиагностика направлено на то, чтобы каждый педагог овладел навыками самоанализа, самооценки и самоконтроля. Это позволяет проводить работу с педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции.

Основными объектами педагогической диагностики являются:

  • воспитанность и обученность личности;
  • сформированность интегративных качеств;
  • поведение и деятельность обучающихся;
  • разнообразное влияние внешнего окружения;
  • возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики;
  • содержание и эффективность педагогической деятельности (отсюда формируется функция педагогической диагностики);
  • функции обратной связи (по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач);
  • функция педагогической коррекции (по данным диагностики качества работы учителя и учеников намечаются меры по исправлению деятельности);
  • функция мотивации и стимулирования (педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации);
  • функция контроля (позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога заключается в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их устранению, а также она выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, которые ориентированы на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В функциях педагогической диагностики преследуются следующие задачи:

  • определить воспитательный потенциал педагогического коллектива;
  • выявить положительное и отрицательное влияние образовательного учреждения в своём микрорайоне и на этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы (задача общественности, родителей);
  • установить реальные условия при обучении различных категорий детей (трудных, одарённых, больных и т.д.);
  • выработать единые педагогические позиции,
  • выработать единые педагогические требования;
  • способствовать развитию самосознания и личной ответственности педагога и обучающихся;
  • выявление личностных качеств педагога, влияющих на учебно-воспитательный процесс;
  • выявление положительных и отрицательных сторон педагога;
  • разработка критериев эффективности работы;
  • фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

Принципы научного подхода к подготовке и реализации педагогической диагностики: целенаправленность, адресность, учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности руководителя, изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Таким образом можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана решать ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Важным представляется тот факт, что педагогическая диагностика кроме своих специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно сказать, что ей принадлежит одна из ведущих ролей в учебно-воспитательном процессе.

Наиболее полная классификация методов изучения личности и качеств дана Фридман Л.М.

1. По характеру участия в проведении исследования:
а) пассивные (наблюдения, качественных и количественных анализов деятельности и др.);
б) активные (анкетирование, тестирование, социаметрические методы, проективные, аппаратотехнические методы и др.).

2. По времени наблюдения:
а) одномоментные (анкетирование, тестирование);
б) долговременные (целенаправленные наблюдения, биографический метод и др.).

3. По месту проведения:
а) школьные (классные, внеклассные);
б) лабораторные;

4. По целям участия личности:
а) неэксперементальные (наблюдения, анкетирование, беседа, анализ результатов деятельности, описание личности);
б) диагностические (шкалирование, тестирование, консилиумы и др.);
в) объяснение явлений (естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент);
г) определение возможностей развития (формирующий эксперимент).

Выделяются в процессе диагностики два этапа.

Первый - накопление эмпирических данных о личности и деятельности педагога.

Второй этап предполагает обработку информации, распознавание сущности изучаемого объекта, соотнесение полученных данных с практикой, причём деятельность педагога раскладывается на составляющие разных уровней, в зависимости от приоритета уровней.

  1. анкеты, опросники-тесты, направленные на выявление особенностей личности педагога (тесты самооценок), его месте в педколлективе (социометрия), определение уровня его профессиональной компетенции (тесты-ситуаций, тесты-достижений);
  2. объективные тесты (Т+ типа), рассчитанные на скрытый, неявный характер определения параметров личности. К ним относятся тесты способностей, восприятия, тесты-мнения, проектные тесты. Характер определения информации при этом неявный, много зависит от понимания содержания тестов.

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо знать, что именно мы будем изучать, то есть предмет диагностики и по каким показателям можно оценить уровень состояния изучаемого предмета.
Исследуются следующие аспекты педагогической деятельности:

  1. управленческий аспект (как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися);
  2. психологический аспект (как влияет личность педагога на воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создаёт мотивацию);
  3. педагогический аспект (какие применяет технологии, методы, приёмы и способы).

При таком подходе деятельность педагога рассматривается как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся. Обычно такие структуры строятся по схеме "постановка цели - создание мотивов - способы реализации цели - конечный результат".

Следует чётко выделить требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога:

  1. рациональное использование опыта, традиционных методик;
  2. овладение новыми технологиями, методами и приёмами педагогической деятельности;
  3. разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала;
  4. существование обратной связи по самоанализу, самооценки.

Качество работы педагога определяется его авторитетом и мастерством. Критериями эффективности педагогического труда являются:

  • объём и качество знаний обучающихся;
  • практические умения и навыки, поскольку знания приобретают реальное воплощение через умения и навыки деятельности;
  • интегральное развитие ребёнка (развитие мышления, памяти, внимания, интеллекта, речи и т.д.).

Рассматривая процедуры самодиагностики можно выделить следующие :

  1. исследование своей деятельности;
  2. обнаружение и изучение своих затруднений;
  3. создание мотивов, потребностей, возможностей для перестройки своей деятельности;
  4. умение определять эффективность труда и результаты его модернизации;
  5. определение возможных влияний, последствий нововведений, негативных элементов на правильно сформированные звенья педагогической деятельности.

Таким образом проведение самодиагностики направлено на улучшение профессиональных и личностных качеств педагога, способствующих оптимальному протеканию воспитательно-образовательного процесса, на формирование и развитие у педагога навыков самодиагностики, что позволяет самостоятельно анализировать и корректировать учебно-воспитательный процесс.

При этом педагог выходит на новый уровень самоорганизации в режиме непрерывного педагогического самосовершенствования и поиска.
Из всего вышеизложенного следует, что педагогическая деятельность многогранна. Диагностики, в принципе, тоже разработаны. Привести в систему имеющиеся методики, адаптировать их к условиям работы педагогов дошкольного воспитания, таким образом, чтобы увидеть учителя с разных сторон (его профессиональную компетентность, личностные качества и педагогическое общение) - цель работы руководителя.

Методику диагностической работы можно проводить в двух направлениях:

  1. направление основано на использовании разнообразных процедур профессионального взаимодействия педагогов и выполнения творческих работ в режиме самоисследования и самоконтроля;
  2. реализуется в ходе мониторинга качества образования. Отслеживая процесс обучения и воспитания школьников, параллельно отслеживается деятельность учителя.

Для этого принципиально важно использовать в педагогическом процессе инновационные образовательные технологии и отказаться от ранее действующего програмно-методического обеспечения, в котором заложены педагогические воздействия, отрицательно влияющие на развитие ребёнка, не оставляющие возможностей для развития творческого воображения и способностей, для становления общечеловеческих ценностей у дошкольников.

Методическая и педагогико-диагностическая работа в учебном учреждении должна способствовать созданию атмосферы творчества и психологической перестройке отношений в педагогическом коллективе, возможности каждому учителю проявить творчество, новаторство, реализовать себя как личность и как педагога.