Особое влияние искусства (музыки) на эмоциональную сферу воспитанников ДОУ в аспекте работы с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Сегодня ни для кого не секрет, что произведения искусства - музыка, изобразительное искусство и литература - зачастую способны влиять на мировосприятие в целом и создавать эмоциональный фон в определённый момент. Войдя в жизнь человека около 50-ти тысяч лет назад, искусство неукоснительно следовало за развитием общества, начиная с наскальных рисунков, ритуальных языческих танцев до сегодняшних возможностей, в том числе электронных и интерактивных. С течением времени искусство стало неотъемлемой частью нашей жизни и инструментом влияния. Как бы ни критиковали авангардные направления в искусстве и, наоборот, как бы ни считали ретроградным искусством классику, все равно это влияние чувствуется.

Особенно восприимчивы к разным вилам искусства дети. В силу лабильности психоэмоционального состояния они легко поддаются воздействию, которое ощущается на бессознательном уровне. Не единожды доказано благотворное влияние музыкальных композиций на человеческий организм; как радуют глаз произведения живописи, как внимательно и с интересом мы читаем или слушаем литературный текст.

Совсем маленькие дети, воспитанники ДОУ, особенно чувствительны, так как их мозг интенсивно развивается, развиваются внимание, память, воображение, мышление, речь и эмоционально-волевая сфера.

Хочется подробно остановиться именно на влиянии музыки на неокрепший детский организм. Конечно, музыкальное просвещение воспитанников входит в работу воспитателя лишь косвенно, однако, в современных условиях, он обязан вникать в семейно-бытовые условия проживания ребенка, а именно принимать меры, если в процессе наблюдения за ребенком обнаруживается, что он стал агрессивным, плохо спит, ведет себя вызывающе, конфликтует с другими детьми и т.д. Подобные симптомы могут послужить как минимум поводом для разговора с родителями для выяснения причин. Зачастую может оказаться, что родители дома попросту включают при ребенке музыку, неблагоприятную к восприятию неокрепшим детским мозгом.

Как известно, сейчас существует музыка самых различных жанров, стилей и направлений, однако прослушивание не любого музыкального произведения несет в себе благо.

Учёные выяснили, что мелодию слышат оба полушария головного мозга. И если правое воспринимает тембр (окраску голоса или звука инструмента), то левое сосредотачивается на ритме (длительности звучания звуков). И именно ритм оказывает наибольшее воздействие на организм, потому как тело начинает подстраиваться под звучащую музыку. Известно, что ритм с частотой колебаний 2-4 удара в секунду наиболее близок дыханию и сердцебиению, потому именно мелодии с подобным ритмом способны успокаивать. Их эффект настолько велик, что они могут не только повышать настроение и работоспособность, но и активизировать мозговую деятельность. Но не все стили одинаково полезны.

Музыкальный стиль - это совокупность всех элементов музыки (звук, ритм, частота, инструментарий и т.д.), используемых в музыкальном произведении и помогающих отнести его к определённому музыкальному направлению. «При безусловной зависимости от содержания он все же относится к области формы, под которой понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств, включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, музыкальные приёмы» [2, с. 281].

Остановимся кратко на нескольких из музыкальных стилей, особо популярных на сегодняшний день в обществе.

Рок-музыка

В ходе многочисленных исследований было установлено, что подобная музыка снижает устойчивость внимания на первой же минуте прослушивания, повышает возбудимость, неусидчивость и раздражительность, нарушает внутреннюю уравновешенность.

Тяжелый рок помогает вдохновиться и зарядиться энергией, но в то же время приводит к агрессивно-энергичному состоянию, повреждению психики и потере ориентации. Все дело в большом количестве высоких и низких звуков, которые не лучшим образом действуют на организм.

Поп-музыка

Является одной из наиболее прослушиваемых. Некоторым она способна дарить радость, успокаивать или поднимать настроение, но наряду с этим снижает внимание и память из-за монотонности ритма. Понижается способность к обучению, появляется раздражительность и напряжённость. И самое ужасное, что при постоянном прослушивании подобной музыки уровень IQ подростков снижается.

Джаз, блюз, регги

Пожалуй самая сложная для восприятия и анализа музыка. Но в то же время способная дарить внутреннее спокойствие и гармонию. Это направление действительно положительно влияет на психологическое состояние, хотя зачастую многими воспринимается как скучный жанр.

Рэп

Что касается данного стиля он производит не самый лучший эффект на эмоциональное здоровье человека. Повышает агрессию, злобу, раздражительность. Но с другой стороны он способен повысить уверенность в себе и мотивировать к личностному росту, при наличии глубоко смысла в тексте и мелодики.

Клубная и электронная музыка

Это направление, пожалуй, самое популярное среди современных школьников. Известно, что с каждый десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Она доходит до 160 ударов в минуту и более, что совершенно не вкладывается в наш жизненный ритм. Существовать в таком ритме постоянно чревато последствиями: нарушением сна, сбоями в центральной нервной системе, снижением умственных способностей, способностей к обучению, повышением напряжённости и раздражительности.

Классическая музыка

Многочисленные исследования показали, что именно классическая музыка способна оказывать седативное и обезболивающее влияние, а так же снижать уровень кортизола в крови, справляться со стрессом. Она влияет не только на взрослых и детей, а также на животных и даже растения!

Чудодейственная сила заключается также в способности классических произведений улучшать память и активировать нейронные связи, влияющие на познавательные возможности. Улучшаются интеллектуальные показатели, процесс запоминания становится проще, решение незнакомых задач воспринимается менее предвзято. Наибольшую пользу приносят произведения признанных классиков - П.И.Чайковского, А.Вивальди, В.Моцарта, Л.В.Бетховена, Э.Грига и многих других.

Хочется отметить, что и музыкальные инструменты по-своему влияют на организм. Так струнные (скрипка, гитара, виолончель, арфа и др) оздоравливают сердечно-сосудистую систему. Клавишные оказывают благотворное воздействие на мочеполовую систему, щитовидную железу и психику. Что касается органа, он влияет на позвоночник и головной мозг. А вот духовые инструменты (флейта, гобой, фагот и др.) полезны для кровообращения и дыхательной системы.

Но влияют не только сами жанр и инструменты, а так же громкость, то есть сила звука. И если при тихом исполнении мы можем совершенно ничего не услышать, то при очень громкой музыке будем испытывать боль в ушах. «Очень низкий звук, не воспринимаемый человеческим ухом, вызывает чувство усталости, страха, повышенную раздражимость» [с. 4, 35]. Поэтому при выборе композиций следует обращать внимание не только на жанр, но и на подачу.

Конечно, редко в каких семьях установлен культ классической музыки (хотя могут быть исключения), в основном звучит поп, рок, рэп музыка. Учитывая особенности данных стилей, воспитателю можно сразу на этапе знакомства с родителями, когда только дети зачисляются в детский сад, провести небольшое анкетирование, одним из вопросов использовать вопрос «Музыку каких стилей вы слушаете дома?», прибавив еще варианты ответов.

Конечно, на изменения в поведении ребенка в худшую сторону влияют, прежде всего, социально-бытовые проблемы семьи, ее образ жизни вообще, музыка может влиять только косвенно. Однако при беседе с родителями и выдаче им рекомендаций воспитатель может провести небольшой ликбез о музыкальных стилях и скорректировать режим прослушивания дома «вредной» музыки.

На развивающих занятиях в группе приветствуется работа воспитателя по музыкальному просвещению детей: можно также рассказывать о музыкальных стилях, знакомить детей особенно с классической музыкой, формируя позитивное восприятие и жизнерадостность детей.

Список использованной литературы

  1. История мировой музыки. Жанры. Стили. Направления. - М.: Эксмо, 2010. - 564 с.
  2. Музыкальная энциклопедия в 6-ти тт. Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т.5. Симон-Хейлер. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1056 с.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. - М.: Юрайт, 2017. - 380 с.
  4. Радионова Е.А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе: Нейрофизиологические механизмы / Е.А.Радионова. - Л.: Наука, 1987. - 272с.