Функциональная грамотность - одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, согласно Приказа Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся."
Функциональная грамотность - это требование времени.
Во-первых, в обновленных ФГОС, к реализации которых мы приступили с 1 сентября 2023 года, закреплено: «В целях реализации программ общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся». Функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Во-вторых, Рособрнадзор за три года - с 2022-го по 2024-й - планирует вносить изменения в модели ЕГЭ по всем учебным предметам. Как доложил руководитель Рособрнадзора Анзор Ахмедович Музаев: «Экзамены теперь будут больше не про заучивание формул и дат, а про умение применять знания на практике».
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
- грамотность в чтении (читательская грамотность) - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
- грамотность в математике (математическая грамотность) - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
- грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность) - способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность.
С 2018 года в исследовании выделено еще направление - глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
С 2021 года исследованию подверглось креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников - важным показателем качества образования.
Важными индикаторами функциональной грамотности являются:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Определяют четыре базовых механизма формирования и развития функциональной грамотности:
- первый механизм - обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, использование новых педагогических технологий, ориентированных на функционально компетентностный подход и развитие субъектной роли учащихся и учителей;
- второй механизм - модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание - понимание - применение - систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учащихся.
Миссия учителя изменяется в сторону обеспечения творческого сотрудничества: учителю необходимо видеть меняющуюся динамику знаний, а затем применять результаты динамики в педагогической деятельности, именно такой подход характеризует формирование функционально грамотного человека;
- третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире - активное участие родителей в образовании и воспитании детей.
Разработка классных часов совместно с родителями с использованием заданий на функциональную грамотность - творческих задач, считается одним из перспективных направлений;
- четвертый механизм - развитие дополнительного и предпрофессионального образования школьников.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Приоритетной целью современного образования становится полноценное формирование и развитие способностей учащихся самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Задача школы - научить учиться, а не просто дать готовые знания, информацию. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой деятельностью.