Основы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, проблема формирования творческой активности дошкольников приобретает особую актуальность. Проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие творческой активности дошкольников проходит одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, интеллекта и т.п. Индивидуальные способности и дарования дошкольника наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности. Это позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка.

Для того чтобы раскрыть сущность понятия «творческая активность» рассмотрим понятия «творчество», «творческая деятельность», «активность». В широком смысле творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Изучение проблемы творчества выявило, что близким и тесно связанным с понятием «творчества» является понятие «активность». Оба они взаимодополняют друг друга и отражают отношение человека к миру и его возможность выходить за рамки заданного.

Игра - это деятельность, которая создается ради самой игры. Ради удовольствия участия в этой игровой деятельности, что возникает в процессе игры, как таковой. Игра - это то, что отражает отношение человека, его личности к окружающего его миру, к тому, что составляет его жизнь в целом и в частностях. Игровая деятельность - это не только основная деятельность для дошкольного возраста, она привлекательная для любого возраста, и как для подростка, так и для молодежи. Педагог в дошкольном учреждении, с помощью игры вполне может развивать процессы: познавательные, обучающие. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Он учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия. Игра позволяет понять, насколько необходимо влиять на окружение, изменять его.

В игре дошкольник не учится жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Он отыгрывает роли и ситуации через фантастические сюжеты, проигрывает возможности и пути решения проблем… игра - многофункциональна и дает огромные возможности. Если войти в игру на равных с ребенком, вполне возможно управлять процессом таким образом, чтобы получить не просто положительный результат, но направить возможности развития ребенка.

В дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, - пишет Л.С.Выготский, - не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».