Основы формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности
Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, проблема формирования творческой активности дошкольников приобретает особую актуальность. Проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие творческой активности дошкольников проходит одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, интеллекта и т.п. Индивидуальные способности и дарования дошкольника наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности. Это позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка.
Для того чтобы раскрыть сущность понятия «творческая активность» рассмотрим понятия «творчество», «творческая деятельность», «активность». В широком смысле творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
Изучение проблемы творчества выявило, что близким и тесно связанным с понятием «творчества» является понятие «активность». Оба они взаимодополняют друг друга и отражают отношение человека к миру и его возможность выходить за рамки заданного.
Игра - это деятельность, которая создается ради самой игры. Ради удовольствия участия в этой игровой деятельности, что возникает в процессе игры, как таковой. Игра - это то, что отражает отношение человека, его личности к окружающего его миру, к тому, что составляет его жизнь в целом и в частностях. Игровая деятельность - это не только основная деятельность для дошкольного возраста, она привлекательная для любого возраста, и как для подростка, так и для молодежи. Педагог в дошкольном учреждении, с помощью игры вполне может развивать процессы: познавательные, обучающие. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Он учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия. Игра позволяет понять, насколько необходимо влиять на окружение, изменять его.
В игре дошкольник не учится жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Он отыгрывает роли и ситуации через фантастические сюжеты, проигрывает возможности и пути решения проблем… игра - многофункциональна и дает огромные возможности. Если войти в игру на равных с ребенком, вполне возможно управлять процессом таким образом, чтобы получить не просто положительный результат, но направить возможности развития ребенка.
В дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, - пишет Л.С.Выготский, - не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».