Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с использование STEM-технологии «Школа Фиксиков»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, старшие дошкольники


Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская (моделирование).

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, развитие, познавательное развитие.

Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по средствам с экспериментирования.

Задачи:

  • учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
  • расширять представление детей о свойствах воды, воздуха.
  • способствовать развитию познавательного интереса детей в процессе научно-исследовательской деятельности.
  • развивать навыки командной работы, умение планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.

Материалы и оборудование: телевизор, столы, стулья, конверт с заданиями, указатели комнат, бумажный веер по количеству детей, одноразовые стаканы прозрачные по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, подносы по количеству детей, листы бумаги с контурами рисунков по количеству детей, стакан с йодовым раствором, кисть, сертификат по количеству детей.

Ход ООД

Воспитатель: - Ребята, к нам в детский сад из лаборатории пришёл профессор Чудаков! Вы готовы встретиться с профессором? (да)

Профессор: Дорогие ребята, над нашей планетой земля возникла угроза. Мы ученые бьем тревогу. Воздух над нашей планетой очень загрязнён. Наша задача решить эту проблему. Для этого нам надо изучить свойство воздуха. Мы приглашаем вас в школу Фиксиков. Вы хотите стать учениками нашей школы? (да, хотим). Кто желает поступить в нашу школу, должен пройти предварительные испытания в лаборатории Фиксиков. Желаю удачи!

Воспитатель: Нам нужно выполнить поручение профессора. Для этого нужно быть внимательным и собранным, принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы? (да) Тогда в путь! Мы отправляемся в лабораторию, значит все мы становимся кем? Правильно лаборантами.

Как все лаборанты мы приготовимся к работе- вспомним правила работы в лаборатории

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Карточки - схемы.

  • Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
  • Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот - в лаборатории запрещено.
  • Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
  • Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Рядом со схемами карточками лежит конверт.

Ребята, здесь еще и конверт. Давайте его откроем. Дети рассаживаются. (открываем и достаем лист с подсказкой)

Воспитатель: А вот и подсказка, что нам нужно сейчас изучить: картинка «4-й лишний» (бабочка, муха, комар, вентилятор). Лишний предмет - вентилятор.

Посмотрите внимательно, где находится вентилятор? К нему мы и пойдем.

1. Опыт «Воздух»

Открываем конверт с заданием.

Загадка:

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!

Дети: (Воздух)

Воспитатель: Правильно, воздух. Читаем задание:

Докажите, что воздух движется, что он вокруг нас и можно ли его увидеть?

Ну что же давайте доказывать!

«Пройдёт ли шар в банку?»

Как вы думаете, как шар оказался в банке? Шар по размеру больше чем горлышко в банке, с можем ли протолкнуть этот шар в банку? Давайте подумаем как это сделать? Шар, наполненный водой, пытаемся протолкнуть в банку - он не проходит, но, если в банку налить горячую воду, дать банке нагреться, затем сливаем воду и пытаемся ещё раз, шарик с лёгкостью проскальзывает.

Вывод: Почему? Дело в том, что, когда мы наливаем горячую воду в банку, воздух в ней прогревается и расширяется. Перекрываем доступ кислорода, поместив шарик на банку, воздух начинает быстро остывать и сжиматься, втягивая за собой в банку шарик!

2. Опыт «Движение воздуха»

Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? (нет, не можем) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо, вокруг себя. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется, и он вокруг нас. Как же воздух двигается? Чтобы это нам узнать нам нужно присесть за стол.

3. Опыт «Как увидеть воздух?»

Воспитатель: возьмите и подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха - ветерок)

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? (нет, нельзя) Давайте попробуем.

Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)

Куда плывут пузырьки - поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Почему? (Потому что в воде воздух всегда поднимется)

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды. Вот так мы можем увидеть воздух, который мы выдыхаем.

Молодцы, с заданием мы справились и доказали, что воздух находится вокруг нас и движется, и что воздух который мы выдыхаем можно увидеть с помощью воды

Воспитатель: Ребята тут лежит конверт. Он ваш? Может наши гости потеряли? Давайте откроем и посмотрим, что внутри. (Открыть конверт с заданием, достать листок. А он пустой) Я ничего не вижу, а вы ребята? (Не видим)

Воспитатель: А что если профессор написал нам задание невидимыми чернилами?

Так как же нам прочитать их? (дети высказывают свои мнения). Ребята, мы же с вами находимся в лаборатории. Присаживаемся на свои места.

4. Опыт «Невидимые чернила»

Воспитатель: У вас на подносах есть чистый лист бумаги, ватная палочка и блюдце с молоком. Предлагаю вам макнуть ватной палочкой в молоко и нарисовать смайлик. Если вам было интересно в лаборатории профессора Чудакова, вы рисуете веселый смайлик, а если что-то не понравилось, то грустный смайлик. Это будет ваше секретное послание, а расшифруем мы его чуть позже.

Воспитатель: любому учёному для того чтобы быть умным обязательно нужно заниматься зарядкой. Профессор Чудаков вам предлагает немного подвигаться.

Физкультминутка

Тихо встали, отодвинув стул назад. Немного отдохнем.

Я веселый - Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверху поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!

(На вопросы ответили, ответы нашли, возвращаемся в лабораторию)

Мы с вами приготовим специальные раствор для чтения невидимых чернил. Для того, чтобы прочитать это письмо возьмем стакан нальем немного воды и капнем туда 10 капель с йода. У нас получился йодовый раствор, и с помощью кисточки намочим лист и посмотрим проявится у нас что-то или нет.

Что вы видите? (смайлики)

Покажите нам всем свои смайлики.

Я вижу, что смайлики улыбаются!

Профессор: «Дорогие ребята! Я очень внимательно наблюдал за вами. Вы большие молодцы. Со всеми заданиями справились. И я с радостью вам говорю, что вы все зачислены в школу «Фиксиков».

Список использованной литературы

  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Исследовательская деятельность дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез, 2012.