Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок…
Русская пословица
Начиная с давних времен, сказка была не столько средством развлечения, сколько простым и доступным способом донесения информации, объяснения устройства мира, средством накопления, обобщения и передачи педагогического опыта.
С помощью сказки ребенок учится познавать мир вокруг и себя в этом мире.
Использование сказки как инструмента воспитания и педагогического воздействия позволяет превратить его в увлекательный, а главное, экологичный для формирующейся личности, увлекательный процесс.
Система ценностей ребенка еще только формируется, потому мир для него идеален, всё зло этого мира вынесено за полюса человеческого существования. Поэтому носителями зла в сказках для детей раннего возраста всегда являются животные или волшебные персонажи.
Сказка учит определять границы этого зла, анализировать поведение героев, делать правильный выбор.
Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.
Всем известно, что назидания плохо воспринимаются детьми, превращаясь со временем - если они следуют чередой и часто повторяются - в некий фон, который они научаются не замечать. Такие нравоучения становятся для ребёнка как бы уличным шумом из приоткрытой рамы. Неприятным, но привычным. А значит - стёртым, незаметным.
Сказкотерапия - это одно их основных средств психотерапевтического воздействия, коррекции поведенческих реакций ребенка, позволяющих достичь эффекта очень мягко, ненавязчиво.
Сказка деликатна. Она позволяет, никого не обижая, никого не называя, пережить ситуацию снова и дать понять ребёнку, что с подобными трудностями сталкивался не он один.
Сказка - это выдуманная волшебная история со счастливым финалом.
В ней рассказчик передаёт опыт, умения, навыки, подспудно помогая ребёнку понять, что плохо, а что хорошо.
Сказка хоть и изобилует аллегориями, она всегда жизненна.
Выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Она помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций.
Эффективность сказкотерапии очевидна:
- Во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен.
- Во-вторыхх, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора.
- В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка.
- В-четверты, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности.
Сказочные образы обращаются одновременно и к уровню сознания и подсознания. Концептуальная основа сказкотерапии строится на идее ценностной силы метафоры как носителя информации о:
- важных жизненных явлениях;
- человеческих ценностях; целеполагании;
- внутреннем мире автора сказки.
Выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает как средство решения проблем: работа с уже написанными, существующими сказками, переписывание сказок; дописывание; сочинение новых сказок и историй). Сказкотерапия основывается на двух важных положениях: во-первых, все люди умеют сочинять сказки, этот навык является частью человеческой природы, а во-вторых, что сам процесс написания своей сказки является мощным терапевтическим воздействием и средством психодиагностики.
В процессе сказкотерапии взрослый выявляет трудности ребенка и помогает выстроить правильную модель отношений и безопасно в неё встроиться. Ребенок благодаря взрослому начинает понимать, что все трудности делают людей мудрее и сильнее.
Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими.
И именно здесь заложен смысл закона жизни: как аукнется, так и откликнется.
- В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность ставить себя на место другого.
Окружающие предметы становятся для ребёнка не просто куском пластика или ткани, но живыми существами, помогающими ему или ждущими помощи от него.
Важная деталь: персонаж должен быть похож на ребёнка: возраст, характер.
Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.
Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.
Герою каким-нибудь образом поясняют смысл происходящего.
Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться.
Ребёнок постигает суть происходящего постепенно, меняя стиль поведения на правильный.
К примеру… Дети в детском саду во время мытья рук используют слишком много мыла, поскольку им нравится надавливать на недавно установленный диспенсер снова и снова, нравится зеленая прозрачная субстанция, её цвет и консистенция. Но мыло не игрушка. Необходимо объяснить это ребенку, но как это сделать в наиболее доступной форме, без лишнего назидательства?
Таким образом, напрашивается сюжет про мыльные пузыри:
«Далеко-далеко отсюда, в одном красивом прозрачном флаконе жили-были волшебные мыльные Пузыри. Пузырь папа, Пузырь мама, и множество маленьких Пузыриков - их детей. И вот как-то раз…»
Или: ребенок склонен к капризам, у него закрепилась неправильная модель поведения. Можно придумать сказку о том, как один мальчик попал на остров, где все дети одновременно плачут и требуют своего, и что из этого вышло.
Дальше можно придумать какие угодно обстоятельства, нужна лишь фантазия, ведь сказка помогает описать всё, что нас окружает.
Ребенок-дошкольник искренне желает быть хорошим, ему важно быть принятым своим коллективом, но психологические механизмы встраивания в социум в силу разных причин часто нуждаются в регуляции, а сказкотерапия в этом случае проверенное и надёжное средство.
Литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310 с.
- Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Режим доступа: http://vashabnp.info/load/85-1-0-1897
- Пашкина Е. А., Ганичева И. А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №22.1. - С. 152-154. - URL https://moluch.ru/archive/102/23241/